Программа воспитательной деятельности Счастливы вместе


Содержание программы
«Счастливы вместе»


1.Пояснительная записка.
2.Цели и задачи программы
3.Сроки реализации программы
4.Ожидаемые результаты
5.Характеристика класса
6.Социальный паспорт класса
7.Технологии организации
8.Приоритетные направления воспитательной работы и их характеристика
9.План-сетка работы по направлениям
10.Устав класса
11.Система работы с родителями
12.Работа с детьми «группы риска» класса
13.Работа с детьми, имеющими высокий уровень
учебно- познавательной мотивации.    
14.Оценка результатов реализации программы
15.Оценка системы работы классного руководителя
16.Диагностика
17.Нормативные документы
18.Ресурсное обеспечение
19.Список используемой литературы












 








Воспитывает все: люди, вещи, явления,
но прежде всего и дольше всего -люди.
А. С. Макаренко

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Воспитание человека всегда было, есть и будет сложной задачей. Даже, если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблема сегодняшнего дня в нашей стране (безработица, преступность, разводы, доступность и использование незаконных или вредных лекарственных средств, вплоть до наркотиков, сексуальная распущенность, отсутствие личных и профессиональных целей, смещение ценностей) делает процесс воспитания еще более трудным.
Законом «Об образовании» и в рамках российской образовательной реформы, целью которой является гуманизация образования, предусматривается не только создание нового поколения учебных пособий и учебников, ориентированных на ценности отечественной и мировой культуры, но и изменения , касающиеся приоритетов регионального содержания образования.
В связи с этим в своей работе стараюсь четко определить цели и задачи обучения и воспитания.
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений. Но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.
Это позволяет выделить основные результаты воспитания , выраженные в терминах ключевых воспитательных задач. Их содержание отражает основные направления развития личности:

· личностная культура

· семейная культура

· социальная культура.
Личностная культура- это:

· готовность и способность к пониманию смысла своей жизни, индивидуально ответственному поведению;

· готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою позицию, критически оценивать свои мысли и поступки;

· способность к самостоятельным поступкам и действиям на основе морального выбора;

· осознание ценности других людей, трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм.
Семейная культура- это:

· осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству;

· понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших, ответственность за другого;

· бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода.
Социальная культура- это:

· осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных духовных и нравственных ценностей;

· вера в Россию, чувство личной ответственности за Отечество;

· развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности.
 Цель программы следующая:
путем сочетания различных методов и приемов воспитательной педагогической деятельности способствовать становлению личности каждого школьника как гражданина Российской Федерации , способствовать духовно-нравственному развитию личности через систему «школа-семья-социум», формировать нравственные категории у обучающихся через принятие обучающимися семейных традиций, ценностей.  
Задачи программы:
1.     Воспитание граждан с ориентацией на общечеловеческие ценности, понимание и поддержание нравственных устоев семьи.
2.     Формирование у учащихся высокого патриотического сознания.
3.     Воспитание чувства верности к своему Отечеству, вовлекать воспитуемых в использование историко - культурных традиций края.
4.     Воспитывать интерес и уважение к культуре русского народа.
5.     Предоставить учащимся возможность реализовать себя в различных видах деятельности , ориентированных на общечеловеческие ценности.
6. Формирование норм ЗОЖ.
Программа рассчитана на учащихся начального звена.
Срок реализации программы: 4 года ( 1-4 класс)
Этапы реализации:

2014-2015
1 класс
2015-2016
2 класс
2016-2017
3 класс
2017-2018
4 класс

Проектировочный
Реализующий

Реализующий

Реализующий

Диагностический
Завершающий


Ожидаемые результаты: -активная жизненная позиция школьника;
-приобщение к нравственным, духовным ценностям современного мира;
-патриотическое и гражданское самосознание;
-уважительное отношение к старшим, проявление заботы к младшим;
-соблюдение народных традиций;

Характеристика 1 класса :
В классе обучается 5 человек; 3 девочки и 2 мальчика. Учащиеся проживают в 3 населённых пунктах : д.Никифорово , п.Центральный , д.Шушпанка.
Лидером является Оборина Т. Девочка из полной , благополучной семьи.
Кроме неё ещё 2 старшие сестры и младший брат.Таня посещала детский сад, к обучению в школе готова. На уроках работает активно. Но часто возникают конфликты с её участием , ябедничает.
Цуканов Артём воспитывается в полной, благополучной семье ,кроме него ещё младшие брат и сестра. Родители балуют мальчика, чрезмерно опекают. Артём посещал детский сад , но к обучению готов условно. Задание учителя слышит не с первого раза , нуждается в дополнительной помощи со стороны родителей , учителя , других ребят. Конфликтен. Ябедничает.Особые затруднения испытывает по математике. Речь развита ,но наблюдаются дефекты речи . Необходима помощь логопеда.
Старикова Екатерина садик не посещала. Проживает в опекаемой семье с родной бабушкой в доброжелательной обстановке. С мамой связь поддерживает . Девочка на уроках работает активно ,хотя часто даёт не верные ответы. Очень подвижна. Конфликтов старается избегать. Вежлива.
Фомин Симеон воспитывается в полной семье. Мама часто болеет ,папа уезжает на работу в другой город и мальчик живёт в монастыре со старшей сестрой. Домашнее задание выполняет не всегда.Детский сад не посещал. На уроках работает не активно. Медлителен. Задания учителя не понимает. Не конфликтен.
Перевозкина Анастасия. Девочка проживает с мамой и отчимом . Мама была замечена в употреблении ПАВ, поэтому семья находиться на внутришкольном контроле. Детский сад не посещала. С заданием справляется плохо.У девочки до 6 лет был физический недостаток на лице, перед школой перенесла операцию , следы которой видны. Настя конфликтна ,иногда агрессивна . Эмоциональное состояние не устойчиво. К обучению готова условно. Из-за перенесённой операции страдает речь. Настя требует особого контроля. Девочке необходимы дополнительные занятия.
Адаптационный период показал , что необходимо вести систематическую и целенаправленную работу по сплочению коллектива.
Ведущими технологиями организации воспитательной работы в классе является коллективная творческая деятельность (КТД), социальное проектирование, социально-игровое моделирование.
Основными формами работы с классом являются: коллективные творческие дела, ролевые и деловые игры, общественно - полезные акции, коммуникативные тренинги, экскурсии, походы, игровые и конкурсно-развлекательные программы, фестивали, ярмарки, турниры, соревнования.
Программа воспитательной системы реализуется через совместное управление воспитанников, их родителей и классного руководителя жизнедеятельностью класса – соуправление.


Участниками настоящей программы воспитания являются:
- обучающиеся 1-4 классов;
- родители обучающихся;
- классный руководитель;
- учителя – предметники;
- социальный педагог;
- школьный библиотекарь;
Для успешного прохождения воспитательной программы объединены усилия различных социальных слоев:
- родительский комитет класса;
- администрация школы;
- педагоги школы;
- школьная библиотека;
- сельский дом культуры
- сельская библиотека
При составлении плана воспитательной работы с классом планирую мероприятия в соответствии со следующими направлениями:
Направление 1. «Моя семья» (социальное) Цель работы классного руководителя в этом направлении является максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности. Задачи работы классного руководителя в направлении «Моя семья »: -Организация и совместное проведение досуга детей и родителей. - Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса- педагогов, родителей, детей. -Обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с людьми. Формы работы с классным коллективом в направлении « Моя семья »: - тематические классные часы: «История нашей семьи» и другие. - Праздники семьи, спортивные состязания с участием бабушек и дедушек, мам и пап. - Праздники, посвященные датам календаря ( 8 марта, 1 сентября, День учителя, день Победы и др.) - Походы выходного дня, экскурсии.
Направление 2. «Моё Отечество»
(духовно-нравственное) Цель работы классного руководителя в этом направлении является формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством. Задачи работы классного руководителя в направлении «Моё Отечество» -Обучение решению задач, связанных с нормами права и проблемами морального саморазвития. - Формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом. - Формирование гуманистического мировоззрения. Формы работы с классным коллективом в направлении «Моё Отечество»: - Тематические классные часы. - Встречи с представителями правоохранительных органов. - Конкурсы, праздники по правовой тематике.
Направление 3 .«Мой образ жизни»
(духовно- нравственное) Цель работы классного руководителя в этом направлении является обучение учащихся пониманию смысла жизни, ценности своего существования и ценности существования других людей, передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей (как позитивного, так и негативного) опыта поколений. Задачи работы классного руководителя в направлении «Мой образ жизни»: -Формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания. - Формировать у учащихся осознание необходимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем.
-Знакомить учащихся с традициями и обычаями общения различных поколений. - Формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», «взрослый-ребенок». - Создавать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех учащихся класса.
Формы работы с классным коллективом в направлении «Мой образ жизни»:
- Интерактивные игры, тематические классные часы - Праздники, конкурсы, ролевые игры.
Направление 4. «Моё здоровье»
(Спортивно- оздоровительное)
Цель работы классного руководителя: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации значимости физического и психического здоровья человека. Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения. Задачи работы классного руководителя в направлении «Моё здоровье»: - Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья. - Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья.
Формы работы с классным коллективом в направлении « Моё здоровье»: - спортивные конкурсы, соревнования внутри класса, спартакиады, олимпиады, -марафоны, турниры; - походы выходного дня, дни здоровья, туристические походы; - предметные утренники, спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике, конкурсы газет, устные журналы; - беседы и дискуссии по темам: «Спорт в моей жизни», «Великие спортсмены моей страны и мира», «История видов спорта», «Древние виды спорта» и др.;
Направление 5. «Моя учёба»
(общеинтеллектуальное) Цель работы классного руководителя в этом направлении является оказание помощи ученикам в развитии в себе способности мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно. Задачи работы классного руководителя в направлении «Моя учёба»»: - Определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития - Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии. - Формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность. Формы работы с классным коллективом в направлении «Моя учеба»:
- внутриклассные конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских умений младших школьников; - интеллектуальные марафоны внутри класса; - интеллектуальные бои; - школы интеллектуального развития
- внеурочные курсы

Направление 6. «Мой досуг»
(общекультурное) Цель работы классного руководителя в этом направлении является создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях. Задачи работы классного руководителя в направлении «Мой досуг»: -Создание условий для раннего проявления учащимися класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности. - Использование активных и нестандартных форм внеклассной деятельности учащихся, отвечающих их интересам и возможностям. - Развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи. Формы работы с классным коллективом в направлении «Мой досуг»: - празднование памятных дат в жизни учащихся; - празднование памятных дат календаря; -посещение театров, музеев, выставок; -театрализованные представления.;





Устав класса.

1. Мы и наша Родина.      
Мы любим нашу Родину и сделаем ее красивой

·        Мы уважаем традиции своей страны и бережно относимся к истории.

·        Мы заботимся о природе.

·        Мы соблюдаем чистоту и порядок там, где находимся.

·        Мы заботимся о своем здоровье и здоровье окружающих нас людей.
2. Мы и школа.

·        Наш класс – структурное поздравление школы.

·        Мы активные участники всех общественных дел.

·        Наш адрес: кабинет №3, самый красивый и уютный кабинет в школе.

·        Наш девиз: относись к другим так, как хотел бы, чтобы отнеслись к тебе.
3. Только мы.
Цель: воспитать в себе человека, чтобы созидать.
Перспектива: жить так, чтобы тебя уважали.
Правила нашей жизни:

·        Мы - самые дружные.

·        Мы работаем над собой, развиваем свои творческие способности.

·        Мы трудимся, чтобы стало лучше вокруг. 
4. Мы и наши родители.
Родители – наши помощники и друзья.
Мы всегда вместе:

·        Мы в школе – они переживают.

·        Мы дома – они контролируют.

·        Мы трудимся – они помогают советом и делом.

·        Мы отдыхаем – они отдыхают и веселятся вместе с нами.
Нельзя огорчать своих родителей! 
5 . Мы и наши учителя.

·        Уважаем всех учителей школы.
Стараемся, чтоб учителям было интересно с
нами работать.
6. Мы и наши младшие товарищи.

·        Никогда не обидим наших младших друзей!

·        Поможем и защитим!









Работа с родителями
Основная задача классного руководителя (общая с задачами родителей) создать условия для свободного развития физических и духовных сил учеников, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями, защитить от всех неблагоприятных факторов, мешающих этому.
Важнейшая направленность деятельности классного руководителя это семья, в которой растет, формируется, воспитывается ученик. Классный руководитель должен помнить, что, воспитывая ученика, он влияет, в первую очередь, на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями. Педагогу необходимо знать, какова сфера материального бытия ребенка, каков образ его жизни, каковы традиции и обычаи семьи. Здесь необходимо следующее:
а) изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи;
б) психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед;
в) организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей;
г) защита интересов и прав ребенка в так называемых трудных семьях.

Основные направления работы классного руководителя и родителей

Общение- это воздействие, обусловливающее самое максимальное развитие личности ребенка, это этическое воздействие на признанные ценности Человека. Успеху работы классного руководителя совместно с родителями способствуют три личностных образования: интерес к жизни, интерес к человеку, интерес к культуре. Решение проблемы общения приводит детей к пониманию общечеловеческих ценностей, когда они становятся нормой для учащихся. Высшая ценность-человеческая жизнь. Никто не имеет права посягать на нее.

Интерес к жизни-это непременное условие работы с детьми, условие эффективности воспитания. Воспитание с этих позиций направлено на формирование способности быть счастливым, в основе которой - принятие жизни как дара природы.
Понимание и восприятие человека как личности , имеющей право на понимание, способной самосовершенствоваться, обладающей индивидуальными ценностями (семья, близкие люди, увлечения).
Культурные ценности мира , их значение в развитии и становлении человека, формирование понимания их необходимости и важности в жизни.
 

Познавательная сфера жизни ребёнка
Для решения этой проблемы нужно обратить внимание на:
а) выработку совместно с семьей единой тактики в развитии учебных умений ученика, его познавательной активности, его будущего профессионального определения;
б) осуществление мероприятий совместно с родителями, расширяющих кругозор и познавательные интересы ученика, стимулирующих любознательность, исследовательское мышление;
в) проведение психолого-педагогических консилиумов, разрабатывающих программы коррекции общеучебных умений отдельных учащихся и всего класса на родительских собраниях;
г) организацию классных часов совместно с родителями по совершенствованию у учащихся учебных умений и возможностей, саморазвитию.
Таким образом, классным руководителем реализуется функция родительского просвещения (сведения о воспитательной концепции школы, педагогической позиции классного руководителя, о методике воспитания, о целях и задачах личностного развития школьников на данный период, о ходе духовного развития ребенка, об особенностях школьной деятельности ученика, о взаимоотношениях в группе, о выявленных способностях и текущих успехах » т. п.) и корректировка семейного воспитания именно той стороны, которая имеет отношение к ребенку, жизни и деятельности ребенка, обеспечивающие и коррекцию личности родителей.
  Формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся:
В практической работе с родителями учащихся классный руководитель использует коллективные и индивидуальные формы взаимодействия. 
Формы работы с родителями:
- родительские собрания;
- индивидуальные консультации ;
- посещение на дому;
-тематические консультации;
- проведение совместных праздников;
- общешкольные родительские собрания ;
-информирование ( телефонные звонки , запись в дневнике, электронный дневник)

При составлении плана воспитательной работы на учебный год провожу анализ социального паспорта класса. Исходя из результатов, определяю направления работы с каждой семьёй.
Родители Обориной Т , Цуканова А оказывают должное внимание воспитанию детей , постоянно интересуются учёбой , поэтому семьи в особом контроле не нуждаются. Старикова Е. проживает в опекаемой семье , имеет особый контроль со стороны не только школы , но и опеки. Опекуном является родная бабушка , которая очень любит девочку.Эти семьи можно отметить как благополучные.
А вот с семью Фомина С. и Перевозкиной А. необходимо взять на постоянный особый контроль. У Симеона часто болеет мама , папа уезжает на работу в другой город , мальчик временно остаётся жить в монастыре со старшей сестрой. В данный период необходимо контролировать посещение занятий и выполнение домашнего задания . Перевозкина А. проживает в семье с отчимом , а мать может иногда злоупотреблять ПАВ , поэтому девочку поставили на внутришкольный контроль . В зависимости от ситуации необходимо посещать семью вместе с социальным педагогом , иногда с полицией. Следить ежедневно за психическим состоянием девочки.
Примерная тематика проведения классных родительских собраний .
1       класс
1«Первый раз- в первый класс». Трудности адаптации 1- классников к школе.
2.Детские страхи.
3. Телевизор в жизни семьи и 1- классника.
4. Мотивы учения младших школьников.
5. Режим дня школьника.
6. Игра и игрушка в жизни младшего школьника.
7. Перелистывая страницы учебного года
2       класс
1Снова вместе! Первые уроки школьной отметки.
2.Причины и последствия детской агрессии.
3. Поощрения и наказания детей в семье.
4. Праздники и будни нашей жизни.
5. Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребенка.
6. О разумной родительской любви.
7. Как вырастить ребенка нравственным?
3       класс
1. Семейные традиции и способность ребенка трудиться.
2.Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребенка в себе.
3.Мой ребенок становится трудным
4. Что нужно знать родителям о физиологии младшего школьника?
6. Мужчины нашего дома.
7. Поощрение и наказание как методы воспитания.
 
4       класс
1. Роль семьи и школы в формировании интереса к учению.
2.Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника.
3. О родных и близких с любовью.
4.Как научить своего ребенка жить в мире людей?
5. Как уберечь ребенка о насилия?
6. Нужно ли воспитывать у ребенка патриотизм?




Работа с детьми «группы риска»

Особого внимания требуют к себе учащиеся, которых называют трудными. Ни один ребенок, который приходит в школу, не хочет быть в их числе. Трудными дети становятся, в первую очередь, в результате семейного воспитания. Плохие, враждебные взаимоотношения в семьях, разводы родителей, манипулирование детьми, перебрасывание ребенка из одной семейной ситуации в другую- все это приводит к тому, что ребенок становится трудным. При поиске причин появления трудностей в поведении ребенка я пытаюсь найти ответы на такие вопросы: - Какие особенности характера ребенка влияют на неадекватность его поведения? - Какие неблагоприятные внешние условия влияют на неадекватность поведения ученика? - Какие неблагоприятные обстоятельства ребенок может преодолеть самостоятельно? - Какие неблагоприятные обстоятельства ребенок может преодолеть с помощью родителей? - Какую помощь может оказать общественность? - Какие педагогические ошибки недопустимы в воспитании ребенка? - Как исправить ошибки, которые уже допущены мной и семьей?
 
Для ответов на эти вопросы использую следующие формы работы с детьми «группы риска»:

·       посещение семей;

·       индивидуальные беседы с детьми и родителями;

·       педагогическая диагностика ( тестирование, анкетирование, наблюдение);

·       привлечение к беседам социального педагога, участкового инспектора, администрацию школы;

·              привлечение учащихся к посещению объединений дополнительного образования.












Работа с детьми, имеющими высокий уровень
учебно- познавательной мотивации
Цель: создание благоприятных условий для развития одаренных детей
в интересах личности.
Задачи:
1.        Создание оптимальных условий для развития и реализации способностей.
2.        Выстраивание целостной системы работы с одаренными детьми
.3.        Объединение усилий учителей по формированию устойчивых навыков у обучающихся, склонных к научно-исследовательской работе и творчеству.
4.        Пополнение информационного банка данных по направлению
« Одаренные дети»
Формы работы с одарёнными детьми
----Изучение интересов и склонностей обучающихся: уточнение критериев всех видов одаренности: интеллектуальной, творческой, художественной и т.д. Диагностика родителей и индивидуальные беседы Формирование списка одаренных детей.
----Участие  в районных предметных олимпиадах школьников. Участие в международном конкурсе-игре «Кенгуру», и российском конкурсе «Русский медвежонок – языкознание для всех».
---- Оформление портфолио всех школьников.
---Творческие мастерские, внеурочная деятельность.
--- Предметные недели
---Работа спортивных секций
--- Работа кружков
---Подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей
--- Участие в муниципальных конкурсах .
---Участие в школьных мероприятиях
--- Посещение и участие в мероприятиях поселковой библиотеки , ДК, детского сада.
Дети пришли в 1 класс , трудно судить о способностях детей .Исходя из бесед с родителями , воспитателями детского сада и наблюдая за ребятами на уроках и во внеурочной деятельности можно наметить следующий примерный план работы по направлениям :

школа
район

Интеллектуальное
Оборина Т
Оборина Т

Декоративно- прикладное
Оборина Т Цукатов А
Перевозкина А Фомин С
Старикова Е
Оборина Т
Старикова Е
Цуканов А

Художественно-эстетическое
Оборина Т Цукатов А
Перевозкина АФомин С
Старикова Е
Оборина Т
Старикова Е
Цуканов А

Актёрское мастерство
Оборина Т
Старикова Е
Оборина Т
Старикова Е

Оценка системы работы классного руководителя
В качестве инновационного метода оценивания уровня обучения и воспитания , компетентностного подхода к этому процессу планирую введение портфолио ученика начальной школы.
Портфолио- это способ фиксирования, накопления и оценивания педагогами, родителями и самим учеником результатов его духовно-нравственного развития. Портфолио- нечто большее, чем папка школьных и семейных работ, отчетов о выполнении каких-либо дел.
 И я вот как определяю основные цели и задачи ведения портфолио в начальных классах:
· создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
· максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка, развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию,
· формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;
· приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»;
· формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию. Для решения этих задач (по моему мнению ) необходимо сместить акцент, сделав основной упор в начальной школе не на портфолио документов, а на портфолио творческих работ. Другими словами, раздел «Творческие работы» должен стать основным и главным, раздел «Официальные документы» должен отойти на второй план и использоваться только в качестве приложения! Девизом работы с портфолио ученика начальной школы должна стать фраза: «Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован». Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат. Жестких требований портфолио (государственного образца) на данный момент не существует. И это радует! Ведь работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное. Как правило, администрация школы дает советы, рекомендации по оформлению. Единственное, чего стоит опасаться, так это того, чтобы портфолио ученика начальной школы не назывался «Портфель моих достижений» («Мои достижения» и т.п.) и чтобы не выводился на передний план раздел, документально подтверждающий эти достижения (всевозможные грамоты и сертификаты).
Диагностика.
Диагностика воспитательной работы проводится ежегодно: в начале учебного года и в конце учебного года. Используются одни и те же диагностические методики. Для отслеживания динамики развития классного коллектива результаты диагностик сравниваются.
Компонентами диагностики воспитательного процесса являются:
1. Изучение воспитанности школьников, интегративным показателем которой выступает направленность личности, выражающаяся во взглядах, убеждениях, ценностных ориентациях ребенка.
- Методика М.И. Рожкова «Изучение социализированности личности учащегося»
- Методика М.И. Рожкова «Диагностика уровня творческой активности учащихся»
- Методика Н.П. Капустина «Изучение уровня воспитанности учащихся»
- Методика Л.В. Байбородовой «Изучение мотивов участия школьников в деятельности»
- Методика Е.Н. Степанова «Определение общественной активности учащихся»
- Методика Р.В. Овчаровой «Выявление коммуникативных склонностей учащихся»
- Методика Д. Голланда «Определение типа личности»
2. Диагностика уровня развития коллектива и сложившихся в нем эмоционально-психологических и деловых отношений.
- Методика А.М. Лутошкина «Какой у нас коллектив?»
- Социометрия
- Методика Е.Н. Степанова «Мы – коллектив? Мы – коллектив Мы коллектив!»
- Методика Е.Н. Степанова «Ты и твой класс»
- Методика О.В. Лишина "Выявление мотивов участия учащихся в делах классного и общешкольного коллектива"
3. Исследование организационных аспектов воспитательной деятельности, направленное на определение наиболее эффективных педагогических средств и установление малорезультативных и отрицательных воздействий, на выявление причин, снижающих эффективность воспитательного взаимодействия, и путей, способствующих развитию процесса воспитания.
- Методика А.А. Андреева «Удовлетворенность учащихся школьной жизнью»
- Методика Е.Н. Степанова «Удовлетворенность родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения»
- Методика Л.М. Фридмана «Наши отношения»
- Методика Е.Н.Степанова «Изучение удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении»




Программа воспитательной работы разработана с учетом следующих нормативных документов:
- Конституция РФ;
- Закон РФ «Об образовании РФ»
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- - Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 22 августа 2004 г. № 124 – ФЗ;
- Устав школы МБОУ «Никифоровская СОШ»
- Воспитательная программа МБОУ «Никифоровская СОШ»
- Локальные акты МБОУ «Никифоровская СОШ»
- Положение о классном руководстве;
- Должностные и функциональные обязанности классного руководителя


Ресурсное обеспечение программы:

- Нормативно – правовая база (локальные акты МБОУ «Никифоровская СОШ», планы воспитательной деятельности классов и школы на год, положение об ученическом самоуправлении, Программы курсов внеурочной деятельности)
- Информационно – методическое (информационные стенды, сайт школы)
- Кадровое (подготовка педагогов, связанная с освоением новых воспитательных технологий)
- Материально – техническое (дополнительное приобретение компьютеров, медиапроекторов, интерактивных досок; оборудование мест для проведения внеурочных мероприятий, приобретение канцелярских товаров)
- Финансирование программы (финансирование за счёт бюджетных и внебюджетных средств)














Список используемой литературы

1.Воспитательная система класса: теория и практика \Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2005.
2.Воспитание школьников \ научно-методический журнал №2. М.,2007.
3.Воспитание школьников \ научно-методический журнал №4. М.,2007.
4.Воспитание школьников \ научно-методический журнал №8. М.,2007.
5.Классный руководитель \ научно-методический журнал №7. М.,2007.
6.Классный руководитель \ научно-методический журнал №3. М.,2007.
7.Классный руководитель \ научно-методический журнал №8. М.,2007.
8.Классный руководитель \ научно-методический журнал №4. М.,2007.
9.Классный руководитель \ научно-методический журнал №2. М.,2008.
10.Классный руководитель \ научно-методический журнал №1. М.,2006.
11.Классный руководитель \ научно-методический журнал №7. М.,2006.
12.Классный руководитель \ научно-методический журнал №4. М.,2008.
13.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека.
14.Отечество: гражданское и патриотическое воспитание \ Т.М.Кумицкая, О.Е.Жиренко.-М.:ВАКО,2009.
15. Журнал “Педсовет»










13PAGE 15


13PAGE 141715




15