Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы « Радуга дружбы»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КАЙГОРОДСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА



«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по воспитательной работе

______________Тимохина Л.Г

«01» сентября 2016г
«УТВЕРЖДЕНО»

Директор МКОУ Кайгородской ООШ

________________Мищенко Е.П

«01» сентября 2016г



Программа воспитания и социализации
учащихся начальной школы

« Радуга дружбы»
на 2016-2017уч. год.








Классный руководитель:

Гулых Юлия Александровна




п. Кайгородский
2016г
СОДЕРЖАНИЕ
1.Постановка проблемы и условия разработки программы.
2. Пояснительная записка
-Нормативно-правовая основа
- Основная идея
-Цель и задачи программы
-Способы достижения целей
-Направление программы
-Подходы к воспитанию
- Принципы построения программы
- Воспитательные подпрограммы


3. Цели и задачи программы на 2016-2017 учебный год 4. Список участников программы ( 1, 3 класс)
5.Психолого-педпгогическая характеристика классного коллектива.
6. Количественный состав 1,3 класса
7.Социальная карта учащихся 1,3 класса
8.Сведения о здоровье учащихся.
9.Сведения о питании учащихся
10.Занятость детей во внеурочное время.
11.Рейтинг участия учащихся в классных и школьных мероприятиях.
12. Воспитательные подпрограммы.
13.Рейтинг достижений по предметам.
14.Сведения о родителях учащихся.
15.Образовательный уровень родителей.
16.Темы родительских собраний.
17.Табель посещения родительских собраний.
18.Протоколы родительских собраний.
19.Работа родительского комитета.
20.Протоколы заседаний родительского комитета.
21. Отчет по воспитательной работе за 2015-2016 учебный год.
22.Тематика классных часов по четвертям
23.Ожидаемые результаты
24.Показатели эффективности программы
25.Список используемой литературы.


1.Постановка проблемы
и условия разработки программы.
Учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. С первых дней пребывания в школе формируется их отношение к школе, образованию в целом, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы их социального, гражданского поведения, характер их трудовой, общественной, творческой деятельности.
В условиях жизнедеятельности современного ребенка много противоречий:
Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе воспитания и социализации.
Сегодня существует и усиливается конфликт между характером присвоения ребенком знаний и ценностей в школе (системность, последовательность, традиционность, культуросообразность и т. д.) и вне школы ( хаотичность, смещение высокой культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой и т. д.). Этот конфликт меняет структуру мышления детей, их самосознание и миропонимание, ведет к формированию потребительского отношения к жизни, морального релятивизма.
Современный ребенок живет иллюзией свободы. Снятие многих табу в виртуальных, информационных средах сопровождается падением доверия к ребенку со стороны взрослых. Растущий человек не выводится, как это было еще несколько десятилетий назад, за пределы детских дел и забот, не включается в посильное для него решение реальных проблем семьи, местного сообщества, государства. Изоляция детей от проблем, которыми живут взрослые, искажает их социализацию, нарушает процессы их взросления.
Подмена реальных форм социализации виртуальными, ослабление вертикальных связей между детьми и взрослыми, между разновозрастными детьми приводят к самоизоляции детства. Результатом этого является примитивизация сознания детей, рост агрессивности, жестокости, цинизма, грубости, за которыми на самом деле скрываются страх, одиночество, неуверенность, непонимание и неприятие будущего.
Вывод: при разработке воспитательной программы класса необходимо учесть эти принципиально новые условия жизнедеятельности современного ребенка.



Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего -люди. Из них на первом месте -родители и педагоги.
А. С. Макаренко  
2.Пояснительная записка
Воспитание – это целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности и личности.
Можно с уверенностью сказать, что воспитывать – это, значит, развивать субъективный, внутренний мир каждого конкретного человека. С одной стороны воспитание основывается на идеале, который воплощает требования общества к растущему человеку, а с другой стороны, необходимо максимально развивать индивидуальные особенности каждого ребенка. При таких условиях можно утверждать, что результатом является личность, гармонично социализированная в обществе. Задача каждого классного руководителя – помочь своему ученику пройти свой путь морально-нравственного и социального развития. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, а также сверстников, общественных организаций, религиозных институтов, средств массовой коммуникации, то есть существует так называемое «организованное воспитание» и «неорганизованное воспитание». Но школе, как социальному субъекту – носителю педагогической культуры, несомненно, принадлежит ведущая роль в воспитании и социализации ребенка.
Воспитательная система нашей школы складывается из совместной деятельности учителей, учащихся, родителей, педагогов дополнительного образования, учреждений дополнительного образования. Цель совместной работы – создать ребенку «социальную ситуацию развития» (Л.С.Выготский), среду общения, в которой будет осуществляться успешное разностороннее развитие и самореализация учащихся самых разных категорий: творчески и интеллектуально одаренных, имеющих какие-либо отклонения, детей из неблагополучных семей, детей-инвалидов, сирот, нуждающихся в попечительстве. Воспитатель должен ориентировать детей на вечные абсолютные ценности: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Здоровье, Культура, Мир. Они охватывают основные аспекты жизнедеятельности и развития личности и образуют основу воспитания. Одним из важнейших компонентов воспитательной системы школы является системообразующая деятельность, то есть, деятельность, общая для всех учащихся, порождающая межличностные, межколлективные связи и отношения. В нашей школе таким центральным звеном является гражданско-патриотическое воспитание, призванное формировать у учащихся чувства патриотизма, сознания активного гражданина. Таким образом, воспитательная система школы предполагает, что выпускник нашей школы – это высоконравственная, социально компетентная личность, способная эффективно реализовать себя в различных социальных сферах современного общества. Он – гражданин России, принимающий судьбу Отечества, как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее нашей страны, ценящий духовное и культурное наследие российского народа.
Я считаю, что учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. Ведь с первых дней пребывания в школе формируется их отношение к образованию в целом через призму отношений в классе, с учителем; вырабатываются основы их социального, гражданского поведения, характер их общественной, трудовой и творческой деятельности.
При разработке своей программы я, стараясь учитывать требования общешкольной воспитательной программы, новые условия жизнедеятельности современного ребенка, руководствуясь требованиями о соблюдении прав ребенка, пыталась найти наиболее эффективные подходы к организации воспитания и социализации учащихся, направленные на противодействие негативным тенденциям реальной жизни:
- современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. Поэтому необходимо проводить мероприятия, направленные на то, чтобы помочь детям разобраться в информационном пространстве, критично относиться к любому продукту, любой информации, которая им предлагается, вести активную пропаганду здорового образа жизни, противодействия всем негативным проявлениям, которое разрушает наших детей.
- иногда взрослые вольно или невольно стараются изолировать ребенка от проблем, которыми живут сами, искажают их социализацию, нарушают процесс взросления, происходит ослабление вертикальных связей между детьми и взрослыми приводящее к росту агрессивности, грубости детей, за которыми скрывается страх, неуверенность, неприятие будущего. Поэтому необходимо введение ребенка в возможно более широкий круг доступной его возрасту деятельности, достаточно продолжительное общение со взрослыми и старшими детьми.
- произошли существенные изменения в системе отношения ребенка к окружающему миру, к другим людям, к самому себе. На первый план вышло переживание и позиционирование себя, вследствие чего в обществе распространяется эгоизм, происходит размывание гражданственности, социальной солидарности и трудолюбия. Поэтому у детей следует воспитывать готовность оказать помощь окружающим, проявлять заботу о других.
Моя программа называется «Радуга дружбы». Она должна помочь организовать работу в классе в течение четырех лет.
Я считаю, чтобы процесс воспитания проходил успешно, вокруг него должна быть атмосфера понимания, поддержки. Ребенка должна окружать красота, игра, творчество. Я стремлюсь, чтобы такие ценности, как: «доброта», «доверие», «уважение», «коллектив». «творчество», «самостоятельность» составляли основу всей жизнедеятельности класса и каждого ученика в отдельности, проявлялись в общении и отношениях внутри класса и за его пределами, чтобы «Радуга дружбы» помогла моим ребятам становиться высоконравственной, социализированной личностью, а класс – дружным коллективом. Нельзя добиться хороших результатов изолированно, поэтому работа в классе ведется в тесном содружестве, с учащимися средних и старших классов, с родителями, с внешкольными учреждениями.
Срок реализации программы – четыре года.
1 класс « Познай самого себя» - на первом этапе, где дошкольник уже школьник,- ведущая деятельность - учёба. Происходит узнавание себя в ней, в собственном взгляде на окружающих.

2 класс «Учись дружить» - на втором этапе - главное не ты мне, а я тебе. Результат совместной деятельности – забота не только о себе, но и о сверстниках, близких.

3 класс «Азбука коллективной жизни» - на третьем этапе - умение жить и работать в коллективе, подчинение своих интересов интересам коллектива.

4 класс «Вместе мы сила» - на завершающем этапе - от авторитарности управления к демократичности, приём самостоятельных решений, самостоятельный анализ своей деятельности, поступков.

Приоритетным видом деятельности в воспитательной системе «Радуга дружбы» является коллективно-творческая деятельность.
Нормативно-правовая основа
Нормативно-правовой и документальной основой авторской программы воспитания и социализации учащихся начальной школы «Радуга дружбы» являются
Закон Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 17.07.2009 №148-ФЗ)
Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего(ФГОС), основного общего и среднего (полного) общего образования».
Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Посланиями Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 апреля 2007 года и 5 ноября 2008 года.
Воспитательная программа МКОУ Кайгородской ООШ.
Основная идея
В Концепции модернизации российского образования обоснован идеал, сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Подчеркивается, что исключительная роль в решении задач воспитания принадлежит семье, а также обращается особое внимание на причастность к социально-воспитательной работе всех институтов общества, каждого гражданина.
В связи с этим основной идеей программы воспитания и социализации становится идея создания воспитательной системы, которая имеет многовариантные компоненты, позволяющие каждому учащемуся и его родителям построить индивидуальный воспитательный маршрут, удовлетворяющий индивидуальным склонностям, способностям, интересам и возможностям, совместно реализовать его и оценить эффективность.
Обоснованием актуальности основной идеи программы «Радуга дружбы» считаю:
- необходимость создания воспитательных условий, обеспечивающих не только выявление склонностей, способностей, интересов детей, но и их развитие для реализации потенциальных возможностей с целью успешной социализации;
- необходимость организации сотрудничества и согласование усилий многих социальных субъектов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта.
В дальнейшем буду опираться на следующие определения.
По ведущему типу деятельности можно различать воспитание и социализацию младших школьников:
воспитание – это преимущественно межличностная (и в таком качестве самоценная) деятельность в семье, школе, учреждениях дополнительного образования и т. д., обеспечивающая поддержку духовно-нравственного развития ребенка;
социализация – это содействие духовно-нравственному развитию ребенка, приобретению им первоначального социально-нравственного опыта посредством включения его в решение общественных, культурных, экологических, производственных и иных задач. Границы между воспитанием и социализацией прозрачны и относительны
Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы «Радуга дружбы» направлена на формирование морально-нравственного, личностно развивающего, социально открытого уклада школьной жизни. Уклад школьной жизни можно рассматривать как педагогически целесообразную форму приведения в соответствие разнообразных видов (учебной, семейной, общественно полезной, трудовой, эстетической, социально-коммуникативной, творческой и др.) и уровней (урочной, внеурочной, внешкольной, семейной, общественно полезной) деятельности ребенка с моральными нормами, нравственными установками, национальными духовными традициями.
Организация уклада школьной жизни в полной мере учитывает полисубъектность современного воспитания и социализации и непрерывность детства.


Цель программы:



Цель : формирование положительной Я - концепции обучающегося школы I ступени на основе ФГОС, воспитание нравственного, ответственного, инициативного человека, способного к сотрудничеству, умеющего работать и общаться в коллективе.
Данная цель охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебную и внеурочную жизнь школьников, разнообразные виды деятельности, общения, традиции класса и школы и достигается путем решения задач воспитания и социализации младших школьников.

Задачи воспитания и социализации младших школьников:
Социальные - защита ребенка, помощь ему по всем направлениям, включение в систему социальных связей, взаимодействие с семьей и внешкольными организациями с целью создания наиболее комфортабельных условий развития личности, реализация ФГОС через внеурочную учебную деятельность и программу воспитательной работы гимназии
Диагностические – изучение личностных качеств учащихся, особенностей характера с целью правильной организации системы воспитания.
Воспитательные - воспитание понимания детьми нравственных ценностей и создание условий для поиска в ситуации нравственного выбора, развитие эмоциональной и волевой сферы, создание здорового микроклимата в детском коллективе, обеспечение условий для творческой самореализации каждого учащегося.
Здоровьесберегающие - охрана здоровья учащихся класса с учетом отклонений от норм здоровья каждого ученика, укрепление здоровья на основе вовлечения учащихся в физкультурно-оздоровительную деятельность.
Способы достижения целей:

Участие детей в управлении школой и классом (организация самоуправления).
Это предполагает:
совместное формулирование и принятие правил жизни класса;
совместное (с педагогами) принятие ответственных решений, касающихся жизни школы и отдельных ее членов;
самостоятельное планирование внеучебной совместной деятельности;
гласность жизни (наличие детской прессы).

Создание возможностей для проявления творчества детей в школе:
творчество в процессе обучения (на уроках);
творчество после уроков: детские коллективы, кружки, коллективные творческие дела и пр.;
возможности проявления и осуществления любой творческой инициативы.

Организация совместной деятельности, предметом которой являются самопознание и саморазвитие:
проведение классных часов, на которых обсуждаются наиболее типичные для детей проблемы и способы решения их (проводятся педагогами – классными руководителями);
проведение психологических обучающих занятий с целью просвещения (проводятся психологами).

Создание условий, в которых учащиеся могут приобретать новый социальный опыт, выходя за рамки принятых социальных ролей:
проведение игр, моделирующих различные проблемные ситуации, требующие проявления инициативы и ответственности
Условием достижения сформулированных целей является профессиональная готовность педагогов:
учитывать развитие прирожденных задатков;
создавать условия, направляющие развитие прирожденных задатков;
предоставлять ребенку возможность свободно проявлять свои индивидуальные особенности;
предоставлять ребенку возможность свободно выбирать и пробовать;
предоставлять ему возможность знакомиться с разными культурами, точками зрения и версиями;
слушать ребенка и давать ему возможность самостоятельно принимать решения;
согласовывать с ребенком свои действия, чтобы он понимал, почему ему надо делать то или другое;
создавать условия, чтобы ребенок мог осознанно следовать правилам;
включать ребенка в создание правил, которым он должен следовать.

Направления программы.
Концептуальные основы воспитания реализуются в следующих взаимосвязанных компонентах (основных направлениях воспитания):
Счастливы Вместе в России (воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека);
Счастливы Вместе в мире людей (воспитание нравственных чувств и этического сознания);
Счастливы Вместе в труде и жизни (воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
Счастливы Вместе и здоровы (формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни);
Счастливы Вместе с природой (воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
Счастливы Вместе с прекрасным (воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Подходы к воспитанию
В основе программы воспитания и социализации учащихся начальной школы «Радуга дружбы» и организуемого в соответствии с ней нравственного уклада школьной жизни лежат три подхода:
- аксиологический
Воспитание, по существу, представляет собой социальную деятельность, обеспечивающую передачу ценностей от старшего поколения к младшему, от взрослых к детям, от человека к человеку.),
Ценности, общественные идеалы и нравственные принципы, лежащие в основе современной государственной политики России
СПРАВЕДЛИВОСТЬ
СВОБОДА личная и национальная, а также свобода предпринимательства, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий
ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА
МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ МИР
СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ
ЛЮБОВЬ и ВЕРНОСТЬ
ЗАБОТА о младших и старших
ПАТРИОТИЗМ, ВЕРА в РОССИЮ, ЕДИНСТВО РОССИЙСКОЙ НАЦИИ.
«Таковы наши ценности, таковы устои нашего общества, наши нравственные ориентиры. А, говоря проще, таковы очевидные, всем понятные вещи, общее представление о которых и делает нас единым народом, Россией».
Д.А.  Медведев
В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 г. 

- системно-деятельностный
Принятие ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами.

- развивающий
Для достижения развивающего эффекта ценности должны быть понимаемы (как минимум узнаваемы, знаемы) и принимаемы (применимы ребенком как минимум в одной практической ситуации).

Принципы построения программы:
Коллективное сотворчество, на которое ориентирует программа, ставит ученика перед необходимостью прислушиваться к мнению друзей, вырабатывает умение терпимо относиться к ошибкам других, радоваться успехам одноклассников.
Воспитание на принципах нравственности – это организация отношений на принципах миролюбия, толерантности, через активизацию социальной деятельности и творческой активности личности.

Принцип целостности в воспитании предполагает понимать и принимать ребенка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного.
Принцип природосообразности и развития, предполагает учет закономерностей природного развития ребенка, опирается на психологопедагогические диагностики, обеспечивает развитие творческой, мыслительной деятельности ученика, его самообразование, позволяет развивать разнообразные навыки и умения.
Принцип индивидуализации и дифференциации предусматривает учет уровня развития способностей ученика и формирование на этой основе индивидуальных планов воспитания и социализации учащихся.
Принцип выбора обеспечивает учащимся свободу выбора дополнительных образовательных услуг.
Принцип системности и непрерывности утверждает, что взаимодействие всегда комплексно, оказывает влияние на всю систему, предполагает создание целостной образовательной системы.

Воспитательные подпрограммы.
Основу воспитательной системы начальных классов определяют следующие воспитательные подпрограммы:

1. Подпрограмма " Духовно-нравственная"
2. Подпрограмма " Внеурочная деятельность"
3. Подпрограмма "Коррекционное направление"
4. Подпрограмма " Здоровье"
5. Подпрограмма " Досуг"
6. Подпрограмма " Патриот"
7. Подпрограмма " Учение"
8. Подпрограмма " Родитель"
9. Подпрограмма " Профессия"
10. Подпрограмма " Профилактика"


















Цели и задачи программы на 2016-2017 уч.год

1 класс «Познай самого себя»

Цель воспитания учащихся:
-формирование у детей навыков самостоятельной деятельности, социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека; формирование целостной психологической основы обучения и, в частности, формирование у учащихся положительного отношения и интереса к учению. Задачи:
- . Создать условия для успешной адаптации детей к школьным условиям, снижению школьной тревожности. - Формировать интерес к процессу и содержанию учебной деятельности. -Создать условия для развития нравственных качеств личности. - Формировать коммуникативные навыки, работать над созданием ученического коллектива.-
. Создать условия для раскрытия творческого потенциала детей.

3 класс «Вместе мы сила»

Цель воспитания учащихся:
-формирование у детей гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважение к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе; воспитание всесторонне развитой, творчески активной, инициативной личность, способной к самореализации; развитие сотрудничества учителя и учащихся.

Задачи:
- Способствовать формированию в классе духовно богатой, нравственно чистой и эмоционально благоприятной среды развития учащихся.
- Внимательно и бережно относясь к любым проявлениям индивидуальности детей, поддерживать и обеспечивать ее становление.
- Пробудить интерес ребенка к самому себе, помочь в формировании адекватной самооценки и самоуважения.







Список учащихся

п/п
Ф.И.О.
Дата рождения
Домашний адрес
Номер личного дела

1 класс


1






2






3







4





5






6





7





8





3 класс

1






2






3






4















Психолого-педагогическая характеристика
классного коллектива.

1 класс

В 1 классе 8 человек. Из них 3 девочек и 5 мальчика. Все дети одного возраста – 2009 года рождения. Результаты анкетирования показали, что память развита у 3 учащихся на высоком уровне, у 3 – на среднем, у 2 – на низком; внимание - 4 учащихся на высоком уровне, у 2 – на среднем, у 2 – на низком; мышление - 2 учащихся на высоком уровне, у 5 – на среднем, у 1 – на низком.
Многие дети посещали детский сад, умеют общаться со сверстниками и взрослыми, знают основные правила общения, но пока ещё не всегда умеют управлять своим поведением. В классе есть гиперактивные дети. Это - Тритьяков Кирилл, Мащенко Максим. Нет замкнутых детей, трудно контактирующих с коллективом.
В классе есть дети из многодетных семей: Мащенко Максим(4 детей), Паршаков Петр (3 детей). Из полных семей- Бледных Константин.
Дети очень активны, доброжелательны, способны дружить, сопереживать друг другу.
Большая часть детей подготовлена к школе. Многие знают буквы, отвечают на поставленные вопросы. Все ученики стараются обсуждать, решать поставленные задачи. Один ребенок обучается по статусу ОВЗ- Мащенко Максим.
Самоуправление в классе работает с 1 четверти под девизом «Нам солнышко светит, сияет. Учиться и жить помогает».
Высший орган самоуправления – классное собрание, планирующее, обсуждающее и оценивающие работу, выбирает командира и помощника командира. Такая организация дает почувствовать каждому ребенку свою принадлежность к коллективу класса, учит самостоятельности и ответственности.
Родительские собрания посещают в основном мамы. За всеми детьми хороший контроль.
Ведется работа по сплочению ученического и родительского коллективов. Планируется провести совместные мероприятия, помогающие лучше понять друг друга . Сотрудничество классного руководителя и родителей строится по следующим направлениям.
Психолого-педагогическое просвещение.
Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс класса.
Участие семей детей в управлении учебно-воспитательным процессом в школе и классе.


3 класс

В 3 классе 4 ученика: 3 девочки и 1 мальчик. Большинство детей 2006 года рождения, один ребенок 2007 года рождения. Из неполных семей детей нет. Две девочки пришли в этом учебном году из Краснозерской СОШ № 1. Все дети из благополучных семей. Один ребенок из многодетной семьи- Режепа Дмитрий( 3 детей).
У ребят класса сформирована учебная мотивация на основании диагностики и наблюдений. Половина учащихся выбирают «Любимым предметом» русский язык, литературное чтение, ИЗО, физкультуру, окружающий мир, технологию. Немногим нравится математика, английский язык. Судя по результатам учебные интересы разнообразны.
Лидеров в классе несколько- Морозова Настя, Малетина Вика. Ребята проявляют активность в подготовке мероприятий, готовятся к традиционным классным часам. Все дети дружат между собой. Конфликтные ситуации случаются крайне редко.
В классе преобладают познавательные ценности.
Родители детей класса активны, откликаются на просьбы учителя. Советы воспринимают положительно. Родительский комитет старается создать благоприятные условия для жизни детей в социуме: оказывает помощь в подготовке мероприятий, организует экскурсии.
Многие ребята заняты во внеурочное время в спортивных секциях, в музыкальных и художественных школах.
Учебная мотивация носит разнообразный характер. Родители учащихся заинтересованы в хороших результатах учебной и воспитательной деятельности. Активно посещают родительские собрания, школу, приходят на беседы с классным руководителем. Все обучающиеся прилежны, опрятны, обеспечены учебниками и необходимыми школьными принадлежностями. Это позволяет сделать вывод, что родители заботятся о своих детях.
Классный коллектив по большей части уже сформировался. Но в связи с частым изменением состава класса рекомендованы мероприятия по сплочению классного коллектива и мероприятия, направленные на дружелюбное отношение к новеньким.
На основании анализа результатов наблюдений, бесед с классным руководителем, учителями-предметниками и работы в классе, можно утверждать, что класс является достаточно способным, подготовленным к учебе и готовым к преодолению трудностей различного характера. Дети добрые, жизнерадостные, активные. Почти всегда проявляют творчество, самостоятельность и инициативу. Культура поведения и навыки общения почти у всех учащихся  сформированы на достаточно высоком уровне. Но из-за невозможности со стороны учащихся порой адекватно оценить свои действия и поступки, необходимо дальнейшее проведение мероприятий по духовно-нравственному воспитанию учащихся с целью формирования у них системы ценностей, с позиции которых они будут оценивать свои действия и поступки.
Количественный состав 1,3 класса

1 ЧЕТВЕРТЬ
Количество учащихся 1,3 по списку чел.

2006
2007
2009
Всего

Девочки





Мальчики





Всего





Прибыли__________________________________________________________
Выбыли___________________________________________________________
Стало______________ чел.

2 ЧЕТВЕРТЬ
Количество учащихся 1,3 по списку чел.

2006
2007
2009
Всего

Девочки





Мальчики





Всего





Прибыли__________________________________________________________
Выбыли___________________________________________________________
Стало______________ чел.

3 ЧЕТВЕРТЬ
Количество учащихся 1,3 по списку чел.

2006
2007
2009
Всего

Девочки





Мальчики





Всего





Прибыли__________________________________________________________
Выбыли___________________________________________________________
Стало_____________ чел.

4 ЧЕТВЕРТЬ
Количество 1,3 о списку чел.

2006
2007
2009
Всего

Девочки





Мальчики





Всего





Прибыли________________________________________________________
Выбыли___________________________________________________________
Стало______________ чел.



Социальная карта 1,3 класса

№ п/п
Ф.И. ученика
Кол-во детей в семье

Семья полная
Семья неполная
Неблагополучные семьи
Малообеспеченные семьи
Опекаемые
Многодетные
Родители - инвалиды

Дети - инвалиды
С ослабленным здоровьем
Нет одного родителя в семье

1.











+

2.













3.













4.













5.













6.











+

7.













8.













9.













10.











+

11.













12













Сведения о здоровье учащихся.


Ф.И.О.

Группа здоровья по заключению врачебной комиссии







































Сведения о питании учащихся

Ф.И. ребенка

Питание
Статус


















































Занятость учащихся 1,3 класса во внеурочное время


п\п


День недели

Фамилия
Имя ребенка
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница



Кружок, секция
Время
Кружок, секция
Время
Кружок, секция
Время
Кружок, секция
Время
Кружок, секция
Время


Бледных Константин
Легкая атлетика
17.00-18.30
«Мастерилки»
13.30-14.15
Кукольный театр
12.35-14.00
«Правильное питание»

12.35-13.20
Кукольный театр
13.20-14.30









Легкая атлетика

17.00-18.30




Кобец Анастасия
Легкая атлетика
17.00-18.30
« Мастерилки»



13.30-14.15
Кукольный театр
12.35-14.00
«Правильное питание»

12.35-13.20
Кукольный театр
13.20-14.30





« Очарование»
16.00-17.00


Легкая атлетика

17.00-18.30




Мащенко Максим

Легкая атлетика
17.00-18.30
« Мастерилки»
13.30-14.15
Кукольный театр
12.35-14.00
«Правильное питание»
12.35-13.20
Кукольный театр
13.20-14.30









Легкая атлетика

17.00-18.30




Паршаков Петр







Легкая атлетика
17.00-18.30
« Мастерилки»
13.30-14.15
Кукольный театр
12.35-14.00
«Правильное питание»

12.35-13.20
Кукольный театр
13.20-14.30









Легкая атлетика

17.00-18.30




Петухова Анастасия










Легкая атлетика
17.00-18.30
« Мастерилки»
13.30-14.15
Кукольный театр
12.35-14.00
«Правильное питание»

12.35-13.20
Кукольный театр
13.20-14.30





« Очарование»
16.00-17.00















Легкая атлетика

17.00-18.30




Шабанова Алина


Легкая атлетика
17.00-18.30
« Мастерилки»
13.30-14.15
Кукольный театр
12.35-14.00
«Правильное питание»

12.35-13.20
Кукольный театр
13.20-14.30





« Очарование»
16.00-17.00















Легкая атлетика

17.00-18.30




Щипитин Илья

Легкая атлетика
17.00-18.30
« Мастерилки»
13.30-14.15
Кукольный театр
12.35-14.00
«Правильное питание»

12.35-13.20
Кукольный театр
13.20-14.30









Легкая атлетика

17.00-18.30




Тритьяков Кирилл
Легкая атлетика
17.00-18.30
« Мастерилки»
13.30-14.15
Кукольный театр
12.35-14.00
«Правильное питание»

12.35-13.20
Кукольный театр
13.20-14.30









Легкая атлетика

17.00-18.30



9
Малетина Виктория
Легкая атлетика
17.00-18.30
Золотые ручки
15.00-16.30
Кукольный театр
9.10-10.30
Золотые ручки
15.00-16.30
Кукольный театр
13.30-14.30









Фортепиано
15.30-16.30











Легкая атлетика

17.00-18.30



10
Морозова Анастасия
Легкая атлетика

17.00-18.30
Золотые ручки

15.00-16.30
Кукольный театр
9.10-10.30
Золотые ручки
15.00-16.30
Кукольный театр
13.30-14.30









Легкая атлетика

17.00-18.30



11
Уланова Валерия
Легкая атлетика

17.00-18.30
Золотые ручки

15.00-16.30
Кукольный театр
9.10-10.30
Золотые ручки
15.00-16.30
Кукольный театр
13.30-14.30









Легкая атлетика

17.00-18.30



12
Режепа Дмитрий
Легкая атлетика

17.00-18.30


Кукольный театр
9.10-10.30
Легкая атлетика

17.00-18.30
Кукольный театр
13.30-14.30
















РЕЙТИНГ УЧАСТИЯ УЧАЩИХСЯ В КЛАССНЫХ И ШКОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ.


Ф. И.
День знаний
Выставка « Дары осени»
День дублера
Осенний бал


День матери
Новый год
23 февраля
8 марта
День рождения родников
Зарница
9 мая

1














2














3













4













5













6













7













8













9













10













11













12














Основу воспитательной системы начальных классов определяют следующие воспитательные подпрограммы:

Подпрограмма « Духовно-нравственная»

Подпрограмма « Внеурочная деятельность»

Подпрограмма « Коррекционное направление»

Подпрограмма « Здоровье»

Подпрограмма « Досуг»

Подпрограмма « Патриот»

Подпрограмма « Учение»

Подпрограмма « Родитель»

Подпрограмма « Профессия»

Подпрограмма « Профилактика»


Духовно-нравственное воспитание осуществляется через:
-воспитательную, учебную, внеурочную,
-социально- значимую деятельность обучающихся, основанную на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов

Цель и задачи программы духовно-нравственного развития, воспитания
обучающихся на ступени начального общего образования :

Цель: воспитания и развития духовно-нравстенной, патриотичной, всесторонне-развитой, здоровой личности
Задачи:
воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
воспитание нравственных чувств;
формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
воспитание ценностного отношения к природе,
окружающей среде
Единое воспитательное пространство

школьная библиотека
общественные формирования села
участковый инспектор, КДН
Дом культуры
районный краеведческий музей
семья
Направления программы духовно-нравственного развития, воспитания
обучающихся на ступени начального общего образования :
воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
воспитание нравственных чувств и этического сознания
воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни
воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)
воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
Портрет выпускника начальной школы
любознательный, деятельный и активный
креативный
проявляющий инициативу
открытый внешнему миру, доброжелательный и отзывчивый
положительно относящийся к себе, уверенный в своих силах
уважительно относится к окружающим, к иной точке зрения
владеющий навыками самоорганизации и здорового образа жизни
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и
обязанностям человека
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
Содержание
Формы работы

-представления о символах государства Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
-элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;
-элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;
-интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
-уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;
-ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;
-начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
-элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;
-интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации), в котором находится образовательное учреждение;
-уважение к защитникам Родины;
-негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей
Направление: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
-беседы, чтение книг, изучение предметов, предусмотренных базисным учебным планом, на плакатах, картинах;
-в процессе  экскурсий,  путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания, изучения основных и вариативных учебных дисциплин;
-сюжетно-ролевые игры,  творческие конкурсы,  праздники, изучение вариативных учебных дисциплин;
-посильное участие в социальных проектах,
-проведение бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, подготовке и проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований,  встреч с ветеранами и военнослужащими;


Направление
Название мероприятия
БНЦ
( базовые национальные ценности)
Ключевая воспитательная задача
Форма мероприятия
Продукт



Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
« Где тепло там и добро»

Представление о добре и зле
Патриотическое воспитание
Час общения
Сочинение на тему « Что такое доброта»



Моя малая родина
Любовь к своему родному краю
Развитие чувств патриотизма
Экскурсия в родное село
Рисунок « Мое любимое село»


Кого мы называем честным
Представление о честности и лжи
Развитие нравственных качеств
Урок нравственности



Символы России





Правовое государство
Воспитание уважения к государственной символике
Этическая беседа
Ответы на викторину


Что значит быть нужным людям
Любовь и доверие к окружающим людям
Развитие нравственных качеств
Диалог- игра



Мои права и обязанности




Представление о правах и обязанностях школьников, граждан России
Уважение собственного «я», воспитание чувства ответственности
Игровая программа
Оформление кодекса школьника начальной школы


С детства дружбой дорожить учат в школе
Представление о дружбе
Уважение собственного «я», воспитание чувства ответственности
Разговор- рассуждение
Анкетирование « Какой я друг»


На безымянной высоте
Любовь к своей родине
Воспитание патриотов
Урок мужества



Космос и человечество









Представление о национальных героях и важнейших событиях истории России
Патриотическое воспитание
Музейный урок
Конкурс рисунков о космосе


Масленица идет-блины несет
Представление о национальных праздниках
Уважение к традициям своего народа
Игровая программа



Светлый празник Пасха
Представление о религиозных праздниках своего народа
Уважение к празникам и традициям своего народа
Час общения
Выставка поделок к Пасхе


Не стесняйтесь доброты своей
Представление о добрых качествах человека
Уважение собственного «я», воспитание чувства ответственност
Этическая беседа



Никто не забыт, ничто не забыто
Любовь к Родине, уважение к подвигу советского народа в годы ВОВ
Патриотическое воспитание
Митинг, посвященный Дню победы в ВОВ



Мониторинг результатов духовно-нравственного развития и воспитания учащихся
(Книга моих размышлений А.А.Логинова, А.Я.Данилюк 1-4 классы)

Класс
Направление тестирования
Сроки тестирования

1
Нравственные качества

3 четверть


Я и школа
3 четверть


Я и природа
3 четверть


Государственная символика
4 четверть


Я- школьник
4 четверть

2
Я и школа
2 четверть


Нравственные качества
3 четверть


Я и прирда
3 четверть


Я и общество
4 четверть


Я- школьник
4 четверть

3
Я и школа
3 четверть


Я и природа
3 четверть


Государственная символика
4 четверть


Я- школьник
4 четверть

4
Нравственные качества
2 четверть


Я и другие люди
3 четверть


Я и общество
3 четверть


Я и природа
4 четверть


Я и познание
4 четверть


Внеурочная деятельность
Цель внеурочной деятельности:
разработать и внедрить модель организации внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта и тем самым оптимизировать процесс воспитания и социализации младших школьников в условиях монопоселения, создать условия для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создать условия для многогранного развития и социализации каждого обучающегося в свободное от учебы время.
Задачи внеурочной деятельности:
- изучить психолого-педагогические подходы и существующий опыт по организации внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта, определить стратегию их усовершенствования и апробации в условиях удаленной школы;
- выявить эффективные формы и способы создания развивающей среды для младших школьников в условиях социума посредством организации внеурочной деятельности;
 - организовать общественно-полезную и досуговую деятельность обучающихся совместно с общественными организациями, ДДТ, библиотеками, иными учреждениями, семьями обучающихся;
- формировать навыки позитивного общения;
- развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
- оспитывать трудолюбие, способности к преодолению трудностей, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
- развивать позитивное отношение к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура).
Принципы программы:
- включение обучающихся в активную деятельность;
- доступность и наглядность;
- связь теории с практикой;
- учет возрастных особенностей;
- сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности;
- целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
.    
Направления реализации программы:
- духовно-нравственное (гражданско-патриотическое)
- общеинтеллектуальное (научно-познавательно, проектное)
- спортивно-оздоровительное
- общекультурное (художественно-эстетическое).
Согласно требованиям ФГОС НОО нового поколения, учебный план для начальной школы включает для каждого класса до 10 часов внеурочной деятельности, позволяющей осуществлять программу воспитания и социализации школьников через несколько направлений.
Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательного учреждения, но и педагогами учреждений дополнительного образования ( школьной и сельской библиотек, Дома культуры, историко-краеведческого музея ОУ, музыкальной школы, Дома детского и юношеского творчества).Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки обучающихся.



Внеурочная деятельность учащихся 1,3 го класса
/недельная часовая нагрузка на ребенка/

ФИ учащегося
направления





художественно-эстетическое
спортивно-оздоровительное
здоровый образ жизни




названия творческих объединений




« Золотые ручки»
« Очарование»
« Мастерилки"
«Легкая атлетика»
«Правильное питание»



Бледных Константин




1
3
1



Кобец Анастасия



1
1
3
1



Мащенко Максим




1
3
1



Паршаков Петр




1
3
1



Петухова Анастасия



1
1
3
1



Шабанова Алина



1
1
3
1



Щипитин Илья




1
3
1



Тритьяков Кирилл




1
3
1



Морозова Анастасия


2
1

3




Режепа Дмитрий





3




Уланова Валерия


2


3




Малетина Виктория


2


3
















Коррекционное направление


Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции УМК «ПНШ», а также с учетом опыта работы школы по данной проблематике, программно-методического, кадрового, информационного и материально-технического обеспечения образовательного учреждения.

Цель программы
Программа коррекционной работы в соответствии со Стандартом направлена на:
преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности;
овладение навыками адаптации учащихся к социуму;
психолого-медико-педагогическое сопровождение школьников, имеющих проблемы в обучении;
развитие творческого потенциала учащихся (одаренных детей);
развитие потенциала учащихся с ограниченными возможностями.

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с умеренно ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Программа коррекционной работы может предусматривать как вариативные формы получения образования, так и различные варианты специального сопровождения детей с умеренно ограниченными возможностями здоровья. Это формы обучения в общеобразовательном классе по общей образовательной программе начального общего образования или по индивидуальной программе, с использованием надомной или дистанционной формы обучения. Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы.

Задачи программы
своевременное выявление детей с трудностями адаптации;
определение особых образовательных потребностей детей с умеренно ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;
определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой этих особенностей и степенью их выраженности;
создание условий, способствующих освоению детьми с умеренно ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с умеренно ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического или физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
организация индивидуальных или групповых занятий для детей с выраженным проявлениями дезадаптации к обучению в школе;
обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных услуг;
реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с умеренно ограниченными возможностями здоровья;
оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с умеренно ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими умеренно ограниченные возможности здоровья.
Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с умеренно ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, защищать законные права и интересы детей.

Направления работы
Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:
диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
консультативная работа обеспечивает актуальность, системность и гибкость работы с детьми с умеренно ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
информационно-просветительская работа по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса обучающимися (как имеющими, так и не имеющими дезадаптивные особенности развития), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Характеристика содержания
Диагностическая работа включает:
своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;
раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;
комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;
определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с умеренно ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей;
изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;
изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;
изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с умеренно ограниченными возможностями здоровья;
системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка;
анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

Коррекционно-развивающая работа включает:
выбор оптимальных для развития ребёнка с умеренно ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными возможностями;
организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления дезадаптации и трудностей обучения;
системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию дезадаптивных проявлений;
коррекцию и развитие высших психических функций;
развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка;
социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах в рамках правовых возможностей образовательного учреждения.

Для повышения качества коррекционной работы необходимо выполнение следующих условий:
- формирование УУД на всех этапах учебного процесса;
- обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, сопоставлять;
- побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью детей;
- установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием;
- использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу;
- максимальное использование сохранных анализаторов ребенка;
- разделение деятельность на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу;
- использование упражнений, направленных на развитие внимания, памяти, восприятия.
Еще одним условием успешного обучения детей с ОВЗ является организация групповых и индивидуальных занятий, которые дополняют коррекционно-развивающую работу, и направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для учащихся с ОВЗ.
Цель коррекционно-развивающих занятий – коррекция недостатков познавательной и эмоционально-личностной сферы детей средствами изучаемого программного материала.
Задачи, решаемые на коррекционно-развивающих занятиях: создание условий для развития сохранных функций; формирование положительной мотивации к обучению; повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения; коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально-личностной сферы; формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности; воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков.
Занятия строятся с учетом основных принципов коррекционно-развивающего обучения:
Принцип системности коррекционных (исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, преодоление трудностей развития), профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающих (стимулирование, обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития) задач.
Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления педагогом и психологом индивидуальных пробелов в их развитии и обучении. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия оказываются за пределами максимальной нагрузки обучающихся. Однако указанное количество недельных часов (3 часа), отводимых на эти занятия в каждом классе, входит в нагрузку не каждого отдельно обучающегося соответствующего класса, а учителя. На долю же каждого обучающегося приходится в неделю от 15 до 30 минут, поскольку занятия ведутся индивидуально или в маленьких группах (из двух-трех обучающихся), укомплектованных на основе сходства корригируемых недостатков.
Работа с целым классом или с большим числом детей на этих занятиях не допускается. Учащиеся, удовлетворительно усваивающие учебный материал в ходе фронтальной работы, к индивидуальным занятиям не привлекаются, помощь оказывается ученикам, испытывающим особые затруднения в обучении. Периодически на индивидуальные занятия привлекаются также учащиеся, не усвоившие материал вследствие пропусков уроков по болезни либо из-за «нерабочих» состояний (чрезмерной возбудимости или заторможенности) во время уроков.
Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводит учитель во внеурочное время. Во время индивидуальных занятий со свободными учениками работают воспитатель, логопед, психолог, либо дети находятся на занятиях по внеурочной деятельности. Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. В связи с этим, работа в часы индивидуальных и групповых занятий должна быть ориентирована на общее развитие, а не на тренировку отдельных психических процессов или способностей учащихся. Планируется не столько достижение отдельного результата (например: выучить таблицу умножения), сколько создание условий для развития ребенка.
При организации коррекционных занятий следует исходить из возможностей ребенка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.
Изучение индивидуальных особенностей учащихся позволяет планировать сроки, этапы и основные направления коррекционной работы. Дети, успешно справляющиеся с программой, освобождаются от посещения коррекционно-развивающих занятий.


Консультативная работа включает:
выработку совместных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с умеренно ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса;
консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с умеренно ограниченными возможностями здоровья;
консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с умеренно ограниченными возможностями здоровья.

Информационно-просветительская работа предусматривает: