Конспект урока по литературному чтению Д. Мамин — Сибиряк Серая шейка (3 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Учебный предмет: Литературное чтение
Класс: 3 Б Тема урока: Взаимосвязь природы и внутреннего состояния героя в сказке Д.Н.Мамина -Сибиряка «Серая Шейка»
Цели урока: Познакомить детей с творчеством Д.Н. Мамина - Сибиряка. Формировать основы читательской самостоятельности. Стимулировать желание читать произведения о животных и птицах. Обогащать словарный запас обучающихся. Учить давать характеристику героев, отвечать на вопросы, выделять главную мысль. Сформировать представление о значимости познавательных и художественных текстов. Научить: определять, жанр текста и обосновывать своё мнение; проводить исследование художественного и познавательного текстов. Отрабатывать навыки выразительного чтения. Развивать память, речь, логическое мышление. Воспитывать доброту и милосердие. Планируемые результаты:
Предметные - учащиеся должны уметь выразительно читать произведение вслух, передавая интонацией настроение. Уметь читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Прогнозировать содержание произведения; понимать поступки героев, их эмоциональное состояние; выделять особенности литературной сказки; развивать словарный запас, творческие способности, память, мышление, интеллект; находить средства художественной выразительности в читаемом тексте.
Метапредметные:
Регулятивные – формирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.
Познавательные – анализ художественного текста, выделение главной мысли; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, словари; сравнение, звукопись, услышать, почувствовать собственным внутренним зрением, слухом изображение прихода зимы на иллюстрациях, в музыке, через произведения.
Коммуникативные – ответы на вопросы учителя и учебника на основе художественного произведения, обсуждение в паре ответов на вопросы, доказательство своей точки зрения. Планировать работу на уроке; научить определять главную мысль(идею) произведения; формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретно – речевой ситуацией, строить монологическое доказательное высказывание; развивать умение слушать собеседника и вступать в диалог; развивать умение работать в парах, группах.
Личностные – воспитание доброты и милосердия. Способствовать формированию компонентов учебной деятельности приемам рефлексии и самооценки; формировать культуру общения и сотрудничества с учителем и сверстниками; проявлять интерес к чтению произведений великих писателей и поэтов;
Оборудование
Мультимедийное оборудование, электронная презентация, презентация PowerPoint, раздаточный материал для работы в парах и группах, учебник.
Технологии
На данном уроке используется интегрированная технология деятельностного подхода, технология проблемного обучения, здоровьесберегающая технология, ИКТ.

Используются активные формы организации деятельности учащихся, продолжается работа над развитием самоконтроля и формированием оценочной деятельности учащихся

Этап урока,
цель этапа
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД

1. Оргмомент
Подготовка к восприятию
Цель: развивать учебно-познавательную активность детей

Учитель определяет готовность учащихся к проведению урока, мотивирует к деятельности.
-Проверим готовность к уроку.
(Звучит музыка «В мире много сказок»
Слайд 1
- Здравствуйте, дети!
Со сказкой всегда интересно,
Сказки все любят читать.
Сегодня попробуем вместе
Смысл сказки понять.

- Мы начинаем наш урок. Каждый урок – это маленькое открытие.
- Ребята, какие бы советы вы могли бы дать свои товарищам перед началом урока?
Нам предстоит интересная работа.
Помните,
Что глаза смотрят и видят,
Уши слушают и слышат,
Сначала думаю, потом говорю
Помню, что в классе я не один
Умею слушать мнения других.
Определяют собственную готовность к уроку.
Осознают значимость данного урока.
Анализируют увиденное, услышанное
Личностные:
имеют мотивацию
к учебной
деятельности.













Регулятивные: -принимать и сохранять учебную задачу. выполнять взаимопроверку и при выполнении учебного задания.
Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учет разных мнений. адекватно взаимодействовать в паре при выполнении учебного задания;




Регулятивные: Высказывать своё предположение. Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану.




Личностные умения:
проявлять желание читать произведения о животных и птицах.
Проявлять эмоционально-ценностное отношение к героям.
Познавательные умения:
обогащение словарного запаса
.































Сохранить здоровье детей путём оптимального учебного труда и активного отдыха










Познавательные умения:
определять зависимость
состояния животного от состояния природы и обосновывать своё мнение;
определять роль автора, и обосновывать своё мнение.
определять жанр произведения и обосновывать своё мнение.
Коммуникативные умения:
адекватно взаимодействовать группе при выполнении учебного задания;
использовать речевые средства для представления результата деятельности.
определять зависимость состояния животного от состояния природы и обосновывать своё мнение;
определять роль автора и обосновывать своё мнение










































































Познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в
устной форме.
Регулятивные УУД: осуществление контроля по результату.
Коммуникативные
УУД: умение формулировать свое мнение и позицию






Познавательные УУД:
проводить
сравнение объектов по заданным основаниям (критериям)


















2. Актуализация знаний
Актуализировать имеющиеся знания о жанрах литературы, о классификации сказок, введение в тему урока
- Посмотрите на иллюстрации. С каким из этих героев вы познакомились на предыдущем уроке литературного чтения. (Серая Шейка).
Слайд 2
Тест по первой части Взаимопроверка
Слайд 3
1) – А к какому жанру относится наше произведение? Докажите
2) - Серая шейка – это взрослая утка или ребенок?
- Есть ли у неё родители?
- Одинаково ли родители относятся к своей дочери?
Дайте характеристику этим героям, пользуясь опорными словами. (карточка)
Работа в паре.
Проверка Слайд 4
- Посмотрите на жизненные позиции этих героев. Одинаковы ли они?

Дети выставляют значки в соответствующие клетки.
Выполняют взаимопроверку
Учащиеся вспоминают жанры литературы,
классифицируют сказки, называют отличия и сходство авторской и народной сказки.
Работа в парах










3 Целеполагание
Постановка учебной задачи на урок, составление плана её решения
- Как вы думаете можно ли по прослушанному музыкальному произведению узнать о ком пойдет речь на уроке?
Музыкальное произведение «Серая Шейка»
Слайд 5
- Какие чувства возникли у вас во время прослушанья данного произведения?
Слайд 6
- Как вы думаете, приходила ли такая мысль Серой Шейке? Почему?
-Так какова тема урока.
Слайд 7
- Какую поставим цель перед собой?
- Что мы должны сделать для этого?

Ставят перед собой учебную задачу, определяют действия её решения.




4. Введение новых знаний.
1 этап.
Словарно-лексическая работа






















2 этап.
познакомиться с 2 частью сказки
В тексте встретится много слов, значение которых не всем известно. Но дома вы должны были найти лексическое значение этих слов.
Словарная работа (слайды со словосочетаниями) Слайд 8 - 14
Роковой день – неизбежный, в данном случае, драматический для Серой Шейки. Рок - понятие греческой мифологии – означает неизбежность судьбы, власть законов Природы, которым подчиняется не только человек, но даже боги.
- А что вы можете сказать о слове ключ?
Ключ2 – (многозначное слово) вытекающий из земли источник, родник
- Ребята, вы можете объяснить, что обозначает слово поросль?
Поросль – молодые побеги растений.
- Подберите синоним к слову курлыкали.
Курлыкали – о журавле: издавать характерные звуки, напоминающие «курлы-курлы». Звук журавлей
Подберите синоним к слову курлыкали. (кричать)
Бывалые - опытные, много видавший и испытавший.
Партии - группы лиц объединяющихся с какой-нибудь целью.
Косяк – стая рыб, птиц.

1) Познакомимся с 2 частью (прослушивание аудиозаписи)
Каждый следит по тексту
2) – Что общего между песней и текстом сказки?
-О ком и чем пойдёт речь на уроке? (о природных изменениях, о сборах птиц в теплые края, о Серой Шейки)
Слайд пустой 15



Знакомятся со значением слов, объясняют значение слов.


Динамическая пауза
-Представьте, что мы с вами маленькие утята, которым предстоит долгий трудный перелет в теплые края. Подготовимся к нему.
На носочки встанем,
Облачко достанем.
На корточки присели,
Травушку погладим.
Руками- крыльями взмахнем,
Как утята поклюём.
В стайки соберемся,
Друг другу улыбнемся.
Мы сумели отдохнуть
И готовы в дальний путь.
Выполняют упражнения


5 Работа по теме урока
Подвести учащихся к выводу об авторе, как о хорошем наблюдателе природы

1) Выборочное чтение (слайд)
- Почему же сама Серая Шейка тоже пришла к мысли о том, что лучше было бы, если бы Лиса ее съела? -Что ей пришлось пережить, чтобы прийти к такому страшному мысли? (Найдите отрывки, в которых показывается, как меняется настроение Серой Шейки.)
(Её пугали одиночество и неизвестность, т.к. никто не мог объяснить, что такое зима)
- Обратимся к описанию природы во второй части. Чтение отрывка из произведения.
- Какое настроение у вас вызывает это описание.
- Что чувствует Серая Шейка с приближением зимы?
Используйте карточку – (показываю) (работа в группах)
- Какое настроение? (грустное, тоскливое, печальное)
Физминутка для глаз Слайд 16
- Сравните состояние природы и состояние Серой Шейки.
Обратимся к тексту: Слайд 17
«и сама река казалась больше»
- Каково сейчас Серой Шейке? (страшно, одиноко, жутко) Большая река и маленькая серая шейка одна. Посмотрите, какой контраст!
Слайд 18
«берега оголились» – она одна. Куда прячутся утки в случае опасности? (в прибрежный камыш) Есть где спрятаться Серой Шейке? Получается, она беззащитна.
Слайд 19
«от инея пожелтели березки и покраснели осины » Листья улетают, и так же улетает кто? Улетают родные Серой Шейки. Значит, сейчас она осталась совсем одна.
Слайд 20
«мелкий осенний дождь» Дождь плачет. А кто плачет вместе с ним? Серая Шейка плачет, её мама-утка.
- А теперь скажите, с какой целью автор подробно описывает первые признаки зимы?
- Описание природы готовит нас к тому, что Серой Шейке будет очень трудно пережить зиму.
- А как автор сам подводит итог:
Слайд 21
«Вообще, хорошего было мало»
Обратите внимание на то, как автор через описание природы показывает душевное состояние Серой Шейки.
- Можно сказать, что автор - хороший психолог? Да, потому что через описание природы показывает переживания главной героини.
- А кто это- психолог? На слайде: психолог – человек, который умеет анализировать переживания других людей. - К чему готовит нас автор?
- Как вы думаете, почему автор во второй части ни разу не упомянул селезня, но так много говорил о старой утке?
- Перечитайте моменты, описывающие переживания матери и её действия по отношению к Серой Шейке.
- Кого вам больше жалко: старую утку или Серую Шейку?

Учатся ориентироваться в тексте, находить нужное
Определяют, находят в тексте используемые автором художественные приёмы.
Делают вывод о писателе как о хорошем наблюдателе природы
Высказывают свое мнение о присутствии автора, узнают отношение автора, называют персонажей, дают им свою оценку, пользуясь текстом


6. Итог урока
Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом
В чем особенность почерка писателя Д.Н. Мамина – Сибиряка ?
- Что помогло нам сделать такой вывод?
(чтение текста, разобрались в чувствах автора)
Ребята! Вы маленькие жители планеты Земля. Если вы научитесь видеть, понимать, ценить красоту природы, человеческих отношений, из вас вырастут большие люди, способные возродить нашу Землю, понять её, украсить и подарить молодому поколению!
хороший наблюдатель природы


7. Рефлексия
Выявить степень заинтересованности темой урока

· Оценочный лист
Запишите в колонку №2,3, по одному пункту, а если есть мысли для колонки №4, то тоже запишите.
И оцените себя Слайд 23

Организуют самооценивание


8. Новая учебная задача
Рассмотрите иллюстрации. Как вы думаете, какое задание можно предложить?
(Расположите картинки в хронологической последовательности).
-Что вы заметили? (Новых героев)
- Следовательно, какая тема следующего урока?



9 .Домашнее задание
Предоставить право выбора подготовки д.з.
Обратите внимание: для домашней работы я вам предлагаю несколько вариантов заданий. Предоставляю вам возможность выбора. (слайд с домашним заданием)
Ребята, к следующему уроку вам нужно подготовить пересказ описания природы на с. 32 близко к тексту.
Написать синквейн. Тема – осень.
Найти интересные сведения о жизни уток.
Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду.
Делают свой выбор.










15