Конспект урока по литературному чтению Д.Н.Мамин — Сибиряк Серая Шейка

Тема: «Взаимосвязь природы и внутреннего состояния героя в сказке Д.Н.Мамина - Сибиряка «Серая Шейка» Тип урока: систематизация и обобщение знаний. Вид урока: урок-беседа. Цель: 1. продолжить формирование умения анализировать текст и поступки героев с целью выявления мотивов поступков;. 2. воспитание доброго отношения к тем, кто слабее; заботливого отношения друг к другу; совместного сопереживания; воспитание умения слушать другого. 3. развитие речи. Оформление: слайдовая презентация к уроку, карточки для работы в паре и группах. I. Организационный момент.
-Прежде чем приступить к работе, хочу обратить ваше внимание на карточку – САМООЦЕНКА. Зачитываю с карточки.. Приложение 1. II. Актуализация опорных знаний. III. Актуализация знаний
- На прошлом уроке мы познакомились с творчеством Д.Н. Мамина - Сибиряка. Что вы запомнили из его биографии?
Первый ученик. Дмитрий Наркисович Мамин -Сибиряк родился в посёлке Висим возле Уральских гор в 1856 году. Отец Мити, священник, учил детей в школе, помогал бедным людям, и сын старался во всём походить на него. Он был хорошим учеником, помогал матери, любил животных. А в свободное время убегал с друзьями в горы.
Может быть кто-то из вас нашел сам какие то интересные факты из жизни Дмитрия Наркисовича.
Второй ученик. У Дмитрия Наркисовича настоящая фамилия Мамин. Но так как он, в своих произведениях знакомит читателей со сказочной красоте сибирского края. Все его произведения – о Сибири и Урале. Поэтому и к фамилии своей Мамин, добавил ещё одно слово – Сибиряк. Пусть каждый знает, какого он роду-племени, где его корни.
- Мамин -Сибиряк это его вымышленное имя, псевдоним.
- Что мы ещё узнали о Д.Н. Мамине - Сибиряке?
- Гордился краем, в котором жил.
- Ценил красоту природы.
- Призывал охранять богатства Сибири и Урала.
- Умел видеть в обычных вещах необычное.
- Здоровье дочери и забота о ней – стали смыслом жизни для Дмитрия Наркисовича.
- Книга «Алёнушкины сказки» - была написана для дочери Алёнушки.
В 1894 году вышел первый сборник этой книги. В него вошли 16 сказочных произведений. В том числе и сказка «Серая Шейка».
-К какому жанру относится эта сказка.
-Это литературная сказка про животных.
3.Постановка цели урока
-Прочитайте тему нашего урока.
-Как вы понимаете «Взаимосвязь природы и внутреннего состояния героя»?
-Если погода, то и настроения нет.
-Пейзаж в художественном произведении помогает читателю глубже понять переживания героев их мысли и чувства.
- Послушайте отрывок описания природы. Ксюша Боровикова пожалуйста.
-Что это за отрывок?.
-Какое настроение навевает этот пейзаж.
-Настроение грусти, печали, тревоги.
- А для какого персонала навевает настроение тревоги
-С какой целью автор так подробно описывает первые признаки зимы? (Описание природы готовит нас к тому, что Серой Шейке будет очень трудно пережить зиму.) Физминутка. Дыхательная гимнастика. Представьте, что выпал первый снег и запорошил нам все парты. Вдыхаем через нос и выдыхаем через рот. И помогаем руками.

IV. Систематизация материала. Кто поддерживал С.Ш. в эти трудные моменты?
-Мама Утка - Как Вы думаете, почему во 2 части автор ни разу не упоминает о Селезне, но так много говорит о Старой Утке?
-Серая Шейка нуждалась в поддержке и сочувствии, которые могла ей дать только мать.
-На прошлом уроке, вы ребята составили два необычных стихотворения из 5 строк , его форма напоминает ёлочку. Как оно называется?
- Синквейн.
- Я выбрала два самых лучших.
-Прочитайте их.
1.СТАРАЯ УТКА.
2.Самоотверженная, заботливая.
3.Любит, сочувствует, переживает.
4.Судьба бывает горькой и жестокой.
5.Мама


1.СЕЛЕЗЕНЬ.
2.Эгоистичный, равнодушный
3.Не тревожится, не сочувствует, не переживает.
4.Плыть по течению удел безвольных.
5.Обыватель.
-В этих двух стихах отражены две разные жизненные позиции. В жизни всё познаётся в сравнении. Что ближе вам? Душевное тепло, которое олицетворяет утка, или холодный Селезень.
- Какая позиция близка автору? На чьей он стороне ? Почему?
Работа над 3 частью.
-Начнём работать с 3 частью текста- с эксперимента. Заменим имя С.Ш.на слово «утка»
- Как Вы думаете, изменится ли что-нибудь в этом произведении. Если мы вместо С.Ш. героиню будем звать просто уткой, как зайца и лису?
- При такой замене исчезает теплота и забота автора.
Вывод. Имя очень значимо и несёт в себе отношение автора к героине. Автор заботится о ней и переживает. Как у нас с вами есть имена, так и здесь в сказке.
- Как автор показывает, что С.Ш. придётся трудно?
- Он часто обращается к описанию природы
Прочитайте.
-Описание природы - это описание борьбы. Передаёт состояние тревоги. Природа нас готовит к опасности. - Между кем идёт борьба? (Река и холод. )
-Автор использует в этом отрывке приём - контраста.
-В каком состоянии была Уточка?
-Найдите в тексте. Вторая красная строка, сверху.
-В отчаяний.
-Отчаяние это состяние безнадежности, безвыходности
·
- Как вы думаете – почему?
- Серая Шейка в таких холодных условиях не сможет выжить.

Вывод. Серой Шейке нужно бороться за жизнь. Нужно быть стойкой и сильной.
-Хватит ли у неё сил, у одной противостоять холодной зиме?
-Конечно нет!
-Кто поддерживал её в тяжёлую минуту?
-Заяц.
-Какой он заяц.
- Дайте ему характеристику.
- Добрый, жалобный, беззащитный, трусливый.
- И он помогает. Чем?
-Даже от его слова, от его соучастия в её жизни Серая Шейка становится сильнее.
-Как можно его еще назвать
- Другом.
Вывод. Важно, чтобы в трудную минуту рядом был друг.
- Очень грустно и страшно заканчиваются 1,2,3 части. Зачитывают 1 часть-стр.127, 2 часть – стр.130, 3 часть стр. 132.

Работа над 4 частью
.- Зима для многих животных настоящее бедствие.  - Артём, зачитай нам. Как автор описывает наступление зимы.
- Какие художественные средства применяет автор? - Эпитеты, метафоры, олицетворение. Зачитайте их.
- Зима вступила в свои права. Природа успокаивается.
- Вся эта зимняя красота была не для Серой Шейки.
- Почему
- К ней всё ближе подбиралась Лиса.
 
Физминутка про лису.

Выберите характеристики из карточки, обсудя с соседом по парте. Напротив слова, которое характеризует лису ставьте букву Л, Серую Шейку – букву У, а дедушку букву Д.
- Зачитайте какая лиса.
Лиса: страшная, осторожная, бессовестная, злая, хитрая, ласковая., настойчивая, коварная.
- Докажите примерами из текста. Стр.132-133. - Серая Шейка боялась ее все больше.
- А какая , она Серая шейка? Зачитайте нужные определения. -Серая Шейка: несчастная, больная, бедная, беззащитная. - А как автор относится к Уточке? 
- С любовью, с сочувствием, желает её защитить. И это чувство Дмитрий Наркисович проносит через какого героя?
- Через зайца.
-Зачитайте эти слова из текста.
- В этот кульминационный момент. Кто еще приходит на помощь уточке?
- Пришел охотник.
-Появление старика-охотника я зачитаю вам. Послушайте. Глазки в текст. Следим за моим чтением. И отмечаем нужное, что характеризует охотника.

- Чтение диалога охотника и уточки. Стр. 135. Автор –Куркумбаева Аделя, Старичок, спаситель – Саенко Глеб, спасённую Серую Шейку- Лисина Варя.

-Составим портрет старого охотника.
Акинтич – сгорбленный старичок –охотник, добродушный, защитник природы
 
-Почему именно человек спасает С.Ш?
-Люди должны заботиться о тех, кто слабее.
- Давайте поговорим о нем.
-Почему старичок Акинтич забрал Серую Шейку домой? Как это его характеризует? Составим портрет старого охотника.
Акинтич – сгорбленный старичок –охотник, добродушный, защитник природы
Подведение итогов. 
Поработаем в группах. Сегодня я для вас приготовила синквейны. Вы должны решить, обсудив в группах. Какой заголовок должен быть в первой строчке?

– Составление синквейна на уточку, лису, старика. Что такое синквейн?
Уточка  Лиса
-Больная, беззащитная. – Хитрая, злая.
-Болеет, грустит, боится – Бегает, охотится, хватает.
- Отвага – половина спасения. – И на хитрую лису капкан стоит.
- Дикая птица. – Дикий зверь.

Старик
- Добрый, старый.
- Охотится, помогает, спасает.
- Красна старость не годами, а делами.
- Старый человек.
- Как вы думаете, почему охотник никого не убил?  1. Потому -что у сказки должен быть счастливый конец.  2. Потому-что он человек, а главное предназначенне человека - спасать природу - от самого себя! Слова М. Пришвина «Охранять мир, значит, охранять природу»  - Что же хочет сказать автор этим произведением? - В природе все взаимосвязано. VI. Домашнее задание. - Подумайте, почему Дмитрий Наркисович не рассказывает о дальнейшей судьбе Серой Шейки? (Он оставляет нам возможность домыслить, пофантазировать и придумать свою концовку.) - Придумайте дома продолжение сказки.
Оцените свою работу на уроке.
Слайд 15
В руки карточку «САМООЦЕНКА.». И оцениваем себя по пятибалльным критериям. Подсчитываем, выставляем Итоговую оценку.
Брём красивый конверт, открываем его. У кого оценка – «5» берёт себе уточку, у кого «4» - берёт себе кленовый листок, а у кого «3» - коричневую полоску.
Наши пятёрки показывают , что вы - активные, внимательные, артистичные.

Молодцы! Спасибо за урок!











15