Школьная служба примирения как форма работы с подростками девиантного поведения


Школьная служба примирения как форма работы
с подростками девиантного поведения
О. Черных
ЛПИ – филиал СФУ
г. Лесосибирск 3курсДПиП
Изменения, происходящие в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания трудного ребёнка. Актуальность её заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением.
Школьная служба примирения (ШСП) – «это сообщество подростков под руководством куратора (7, 8 и 10-й классы), прошедших тренинг навыков ведущего примирительных программ и проводящих медитации конфликтов. Служба проектируется самими подростками и встраивается в имеющуюся систему коммуникации в школе. Как правило, подростки проходят базовый трёхдневный медиации, через полгода – тренинг тренеров, после чего служба становится самовоспроизводящейся, поскольку выпускники обучают новичков» [3: 81].
Школьная жизнь – это сложный процесс, включающий не только учебные ситуации, но и совершенно различные взаимодействия людей (в процессе обучения, воспитания, управления коллективом, выстраивания статусов, создания норм поведения и др.). В таком взаимодействии возникают конфликтные ситуации. У современной школы есть инструменты для разрешения конфликтных ситуаций, но далеко не все они результативны и конструктивны, что часто отмечают и сами участники образовательного процесса. Школьная служба примирения – структура, создаваемая в школе специально для разрешения конфликтных ситуации внутри школы и силами самой школы.
Достаточно редки случаи, когда в серьёзном конфликте участвуют подростки, до этого никогда не нарушающие школьных правил и норм. Чаще всего конфликт – «последнее звено в цепочке предыдущих ситуаций, которые не были эффективно разрешены и которым не было уделено достаточного внимания. В этом смысле школьная служба примирения работает не только реактивно (лишь в ответ на правонарушение и конфликт), но и активно, реагируя на напряжённость в коллективе» [3: 82].
Восстановительный подход к разрешению конфликтных ситуаций, реализуемый школьной службой примирения в форме специальных программ, даёт возможность подросткам освоить конструктивное, ответственное поведение в конфликтных ситуациях и способы конструктивного разрешения конфликтов.
Однозначно негативно относиться к конфликту нельзя, поскольку это «естественный процесс, свидетельствующий о том, что есть несколько различных мнений. Другой вопрос – каким способом происходит разрешение конфликта и какому результату приводит» [1: 55].
А. Коновалов, руководитель направления «Школьные службы примирения» предлагает организацию примирительной встречи, которая проводится по следующим правилам:
«- не перебивать говорящего;
- воздержаться от оскорблений;
- сохранять конфиденциальность;
- иметь возможность в любой момент покинуть встречу или переговорить с кем-то из участников наедине» [2: 210].
Первая задача примирительной встречи – «наладить конструктивный диалог, в котором стороны смогут свободно рассказать друг другу о своих переживаниях и последствия произошедшего, перестать видеть в сидящем напротив человеке врага».
Вторая задача примирительной встречи – «самостоятельность разрешения сторонами ситуации и принятие обидчиком ответственности за произошедшее».
Если стороны самостоятельно приняли решение и считают его справедливым, это служит гарантией, что их договорённости будут выполнены.
Третья задача встречи – «предупреждение подобных случаев в будущем. Стороны обсуждают причины случившегося и способы нейтрализации этих причин» [1: 211].
Школьная служба примирения как форма работы с девиантными подростками реализуются следующими принципами:
- конфликт должен быть разрешён самими участниками в ходе переговоров;
- основной фокус встречи – на нуждах жертвы, возникших в результате конфликтной (криминальной) ситуации;
- ситуация по максимуму должна быть разрешена самим обидчиком (а не родителями, педагогами, или милицией); ответственность обидчика состоит в заглаживании всех последствий правонарушения;
- в программе могут принимать участие друзья, близкие участников конфликта для поддержки позитивных изменений.
Литература
Коновалов, А. Служба примирения в системе образования: создание сообщества и выработка стандартов / А. Коновалов // Воспитательная работа в школе. – 2009. – № 9. – С. 53 – 63..
Коновалов, А. Школьная служба примирения / А. Коновалов // Народное образование. – 2009. – № 2 . – С. 208 – 215.
Кузовкова, Ю. А. Инструментарий в деятельности школьного медиатора / Ю. А. Кузовкова, И.С.Адмиральская // Педагогическая диагностика. – 2012. – № 5. – С. 80 – 92.