Школьная служба медиации на службе психологического здоровья обучающихся, родителей и педагогов

Школьная служба медиации на службе психологического здоровья обучающихся, родителей и педагогов




Всем известно, что школа не застрахована от конфликтов. Школьный конфликт – явление неизбежное и многоплановое. Он может возникнуть из ничего: из-за малейшего спора, разницы в пристрастиях, одежде, успехах в учебе. Происходит это, прежде всего, потому, что детям свойственно все преувеличивать, упрощать, доказывать «взрослость» и влияние.
Мы считаем, что конфликты в школе необходимо своевременно предотвращать и разрешать. В этом и заключается главная задача нашей школьной службы медиации, которая позволят решить проблему без последствий для детской психики и, соответственно, для здоровья. Именно на это и направлены усилия школьной службы медиации.
Проблемы, которые мы выявили в нашем образовательном учреждении:
- недостаток ответственности педагога за грамотное разрешение конфликтных ситуаций.
- различный статус и жизненный опыт участников проблемной ситуации, что определяет их поведение.
- невозможность взглянуть на конфликт «со стороны».
- одна проблема глазами педагога и ученика видится по-разному.
Именно для решения данных проблем в нашем образовательном учреждении была создана школьная служба медиации.
Медиаторы нашего образовательного учреждения понимают, что каждая конфликтная ситуация уникальна. Она имеет свои предпосылки, явные и неявные, своих участников и индивидуальные способы разрешения.
Наши медиаторы понимают, что в каждом случае возможен конструктивный и деструктивный способ разрешения конфликта. При конструктивном способе итоги конфликтной ситуации устраивают всех заинтересованных участников. При деструктивном варианте кто-то (возможно, все) остаются неудовлетворенными. Задача нашей школьной службы медиации – находить конструктивные способы решения.
Мы стремимся разрешать конфликты на начальной стадии, исключив их дальнейшее развитие. Одна из профилактических мер – максимальная сплоченность детского коллектива, именно поэтомунаши педагоги, классные руководители устраивают различные экскурсии, мероприятия, конкурсы.
Чаще всего конфликты возникают ученика с учителем. Ученик только начинает социализироваться, учитель уже прошел определенный путь.
Для уменьшения возможности возникновения конфликтных ситуаций, наши медиаторы разработали памятки для педагогов, в которые включены следующие советы и рекомендации:
Не допускается повышение голоса на учащихся. Это может привести лишь к обострению проблемной ситуации.
На любую реакцию со стороны ученика необходимо реагировать спокойно, контролируя эмоции.
Нужно тщательно продумывать серьезные психологические разговоры с учениками.
Если нужно кого-то наказать, это необходимо сделать максимально корректно, не ставя «на вид».
Если источником конфликта является проблемный ученик, его можно дополнительно стимулировать, например, дав важное задание.
Конфликтная ситуация между родителями и учителями –это явление не новое, набирающее обороты. Она возникает из-за взаимного недоверия и разного отношения к ребенку.
В данном случае имеется два взгляда на проблему: учительский и родительский. С точки зрения родителя, проблема в следующем: недостаток компетентности преподавателя: неправильно учит, не общается с родителями. Педагог не умеет найти подход. Необоснованное занижение оценок, чрезмерные требования к ученику.
Учитель выдвигает свои претензии: родители не уделяют внимания правильному воспитанию ребенка. Необоснованные требования родителей к учителю, нередко превышающие его служебные обязанности. Непосредственной причиной конфликта может стать что угодно: неосторожное замечание, плохая отметка, агрессия, придирки.
Мы привыкли решать вышеперечисленные конфликты, приглашая родителей для беседы в школу, либо родители сами идут к нам. И здесь самое важное-не навредить! Для решения данной проблемы пострадавшей стороной в любом случае остается ребенок. И наша главная задача, помочь принять безболезненные решения для обеих конфликтующих сторон, сохраняя и сберегая здоровье как психическое, так и физическое. Именно на это и направлены все усилия школьной службы медиации, которая не предлагает готовых решений, а выводит отношения на новый уровень: участники конфликта сами находят пути примирения. Радикальные варианты – уход учителя или ученика из школы. Менее радикальные и приемлемые пути заключаются в поиске компромиссов. Учитель и родитель должны видеть друг в друге не конкурентов.
В качестве профилактической деятельности мы стремимся, прежде всего, предотвратить конфликт, зная, что каждому обострению проблемы предшествует предконфликтная ситуация, проработав которую можно избежать агрессии. Один из способов предотвращения конфликтов – наблюдение за учениками, поиск общих интересов, целей. Наши педагоги учитывают тот факт, что если ученики будут объединены общей деятельностью, многие проблемы попросту снимаются.

15