Отчёт о работе: Школьная служба медиации


Школьная служба медиации (примирения)_
В рамках реализации программы Тамбовской области "Защитим детей от насилия!" на 2015 - 2017 годы, согласно плана учебно-воспитательной работы в МБОУ Сосновской СОШ №1 осуществляется планомерная работа социальной гостиной, где дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации и их родители могут получить помощь и поддержку. Разработаны все необходимые нормативно-правовые акты, регламентирующие эту деятельность.
Каждый ребёнок имеет право жить и воспитываться в кровной семье, но к сожалению, не каждый имеет возможность быть защищённым от насилия и преступных посягательств. В связи с этимв регионе был проведён целый ряд проектов и программ, к реализации которых присоединилась и наша школа, которые были направлены на профилактику социального сиротства и насилия, предупреждения отказов от детей и устранения причин нарушения их прав и законных интересов.
В ходе реализации программ "Право быть равным", "Не оступись!", "Право ребенка на семью", "Защитим детей от насилия!" в школе были проведены общешкольные и классные родительские собрания, на которых рассмотрены вопросы правовой и социальной защиты детей. Были заявлены темы: «Школа и дом – территория без насилия» и «Семья и школа – партнёры в воспитании». Рассмотрены вопросы: «Здоровье детей – забота школы и семьи», «Понятие причин и условий, способствующих совершению правонарушений несовершеннолетними», Права ребёнка – обязанности родителей» и другие. На собрания были приглашены медицинские работники: Валентина Сергеевна Мишукова, Анна Николаевна Нефёдова, Ольга Алексеевна Молчанова, настоятель Крестовоздвиженской церкви Андрей Корнеев, педагог-психолог Александра Андреевна Куртунова, социальный педагог Светлана Викторовна Лысова, инспектор ИДН Татьяна Владимировна Перегудова, которые освятили вопросы по проблемам, возникающим в процессе воспитания, раскрыли причины и предложили пути профилактики семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми.
Специалистами социальной гостиной проведены диагностические исследования с целью выявления уровня психолого-педагогической компетентности родителей и даны индивидуальные консультации.
Здесь хотелось бы добавить, что на мероприятия данного направленияв большей степени приходят родители социально-благополучных семей и только 40% социально неблагополучных семей. К сожалению, имеются родители, которые решили для себя, что раз ребёнка отдали в школу, значит вопросами воспитания пусть занимается школа и потихонечку устраняются от проблем воспитания. Узнать о проблемах, жизненной ситуации в семье удаётся при помощи наблюдений, бесед с ребёнком, встреч с родителями на дому, информации из окружающего социума. При поступлении информации о том, что ребёнок находится в трудной жизненной ситуации, проводится просветительская и профилактическая работа с семьёй. В эту семью направляются специалисты школы и Центра. Реализуется технология раннего выявления семей группы риска и "работа со случаем". Данная технология апробирована в нашем районе на базе Центра по профилактике социального сиротства с которым мы находимся в тесном контакте.Специалисты центра и социальной гостиной оказывают комплексную помощь семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; осуществляют работу по профилактике социального сиротства, жестокого обращения с детьми, социально-психолого-педагогической поддержке и индивидуальному сопровождению семей, находящихся на ранней стадии семейного неблагополучия.
Для примера хочу привести два случая. Во втором полугодии текущего года было выявлено, что не хватает внимания со стороны родителей обучающейся 3б класса Щербаковой Диане. Специалисты школы и Центра по профилактике сиротства, совместно с органами опеки провели работу по выявлению причин и устранению их в перспективе.
Было обращение мамы Г.Ю. обучающейся 7 класса о том, что девочка игнорирует общение с мамой, не выполняет её требований, отказывается помогать по дому, и на это обращение не было оставлено без внимания, с девочкой проведена работа и отношения между ней и мамой начали налаживаться.
Подобных примеров много, но главная цель нашей общей работы сформировать в окружающем социуме нетерпимое отношение к различным проявлениям насилия по отношению к детям; повысить информированность детей о возможных рисках и опасностях; повысить ответственность родителей за действия, направленные против детей; обеспечить реабилитацию детей, ставших жертвами насилия и преступных посягательств, включая преступления сексуального характера. В связи с этим в школе был проведён цикл классных часов совместно с родителями, направленных на укрепление семейных ценностей, формирование ответственности родителей в отношении прав и ответственности детей.
Проведённая нами диагностика показала, что по сравнению с предыдущим годом сократилось число детей, находящихся в социально опасном положении с 21 до 11 детей; увеличилоськоличество семей, снятых с учета по семейному неблагополучию с 14 до 11.
В МБОУ Сосновской СОШ №1 проведена акция "Я - родитель, в которой приняли участие 20 педагогов и 5 волонтёров. Были розданы буклеты и адреса портала http://www.ya-roditel.ru., это сайт, на котором родители могут получить необходимую консультацию о вопросах воспитания детей, правовой защите, при помощи тестирования и диагностик, предложенных сайтом определить склад ума, зависимость от интернета и пагубных факторов, выявить проблемы развития ребёнка, и пути разрешения этих проблем.
В школе работает комиссия по примирению и разрешению конфликтных ситуаций и она раньше она называлась конфликтной комиссией, в настоящее время заимствован термин с Запада и данный подход называется медиацией. Суть данной работы - поискальтернативных способов разрешения споров. Школьная медиация - призвана помогать всем участникам образовательного процесса в создании условий для снижения конфликтности, проявлений агрессии, физического и психологического насилия. Другими словами это "школа социального взаимодействия" и школа коммуникации (общения)". Она включает и использует "медиативный подход" –как инструмент повседневной коммуникации, позволяющий общаться эффективно, сохраняя добрые, партнерские отношения между взрослыми и детьми.
Преимущества данного метода заключается всоздании безопасной среды для детей, благоприятной для их становления и развития. Это возможность избежать конфликта поколений, защитить всех, кто участвует в образовательном процессе. «Школьная медиация» для учителей является средством предотвращения синдрома эмоционального (профессионального) выгорания, который свойствен всем представителям помогающих профессий. Кроме того, школьная медиация способствует воспитанию личности каждого - и ребенка, и взрослого.Данное направлениеспособствует обучению бережного отношения друг к другу в детско-взрослых отношениях, возможности разрешить конфликт, сохраняя партнерские отношения, далее профилактике агрессивных проявлений и насилия среди детей, подростковой преступности. Данный метод позволяет разрешать конфликт, выявляя его причину и движущую силу, предотвратить конфликты, оберегать детей и подростков от агрессивного, порой отвергающего воздействия окружающей среды, корригировать поведение тех, кто уже оступился. Именно поэтому его основами должны владеть люди, взаимодействующие с детьми, чтобы умело и компетентно разрешать, а еще лучше предотвращать конфликты.
Работа медиатора отличается от работы психолога и социального педагога.Медиация - это междисциплинарная область. Она лежит на стыке таких отраслей знания, как психология, социология, юриспруденция, конфликтология, лингвистика. Школьный медиатор - это профессия, которая является дополнением ко всем тем специальностям, которые существуют в воспитательно-образовательном пространстве. Это и педагоги, это и администраторы учебных заведений, это и психологи, и социальные работники, и школьные инспекторы. Родители также часто осваивают этот метод, получая знания о правильном взаимодействии с ребенком, совершенствуя родительскую компетентность, приобретая осознанное умение оказывать реальную, продуктивную помощь и поддержку своим детям, переживающим трудные и критические периоды взросления. Обучившись школьной медиации, они приобретают прикладной навык взаимодействия как в профессиональной, так и в бытовой среде. В идеале хотя бы общими знаниями о школьной медиации, возможностях метода должны владеть все, кто работает в образовательно-воспитательной системе.
Но и неплохо, когда 2-3 преподавателя, а также психолог и социальный педагог в школе владеют навыками школьной медиации и способны профессионально разрешать возникающие конфликты. В данный момент в службе по медиации работает часть наших педагогов и администрация, которые прошли ознакомительный курс школьной медиации, двое педагогов находятся в декретном отпуске. Очень важно, чтобы администрация школы понимала суть метода, чтобы при возникновении сложной, конфликтной ситуации компетентно рекомендовать медиацию. Разумеется, мы не можем говорить о том, что школьная медиация - это волшебная палочка и учитель, прошедший обучение, сразу будет распространять вокруг себя благость и мир. Любое вмешательство требует времени. Нужно терпение и терпимость, как и в любой другой работе с людьми, а тем более с детьми. Здесь нельзя ожидать быстрого эффекта. Это длительный и кропотливый труд.