Положение Школьная служба медиации





Утверждено приказом директора ГБОУ СОШ № 31
от « __ » __________ 2015 г № __


Положение о школьной службе примирения




1. Общие положения
Школьная служба примирения является объединением учащихся и
педагогов, действующей в образовательном учреждении на основе добровольческих усилий учащихся.
Правовой основой создания и деятельности школьной службы примирения
является:
Конституция Российской Федерации;
Гражданский кодекс Российской Федерации;
Семейный кодекс Российской Федерации;
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Конвенция о правах ребенка;
Конвенции о защите прав детей и сотрудничестве, заключенные в г. Гааге, 1980, 1996, 2007 годов;
Федеральный закон от 27 июля 2010 г № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника ( процедуре медиации)»;
«Национальная стратегия действий в интересах детей 2012-2017 г.г.».

2. Цели и задачи службы примирения
Целью службы примирения является:
распространение среди учащихся, родителей и педагогов цивилизованных форм разрешения конфликтов;
помощь в разрешении конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов восстановительной медиации;
снижение количества административного реагирования на правонарушения.
Задачами службы примирения являются:
проведение примирительных программ (восстановительных медиаций,
кругов сообщества, школьных и семейных конференций и т.д. ) для участников конфликтов и криминальных ситуаций;
обучение школьников цивилизованным методам урегулирования
конфликтов и ответственности;
информирование учеников и педагогов о принципах и ценностях
восстановительной медиации;

3. Принципы деятельности службы примирения
3.1. Деятельность службы примирения основана на следующих принципах:
Принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие
школьников в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон,
вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе.
Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы не разглашать полученные в ходе программ сведения. Исключение составляет
информация о готовящемся преступлении, а также примирительный договор (по согласованию с участниками встречи и подписанный ими).
Принцип нейтральности, запрещающий службе примирения принимать
сторону одного из участников конфликта. Нейтральность предполагает, что служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной
стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение.

4. Порядок формирования службы примирения
4.1. В состав службы медиации могут входить школьники 7-11 классов,
прошедшие обучение проведению примирительных программ (в модели
восстановительной медиации).
Руководителем (куратором) службы может быть социальный педагог, психолог
или иной педагогический работник школы, на которого возлагаются обязанности по руководству школьной службой примирения приказом директора школы.
Руководителем (куратором) школьной службы примирения может быть
человек, прошедший обучение проведению примирительных программ (в модели восстановительной медиации).
Родители дают согласие на работу своего ребенка в качестве ведущих
примирительных встреч.
Вопросы членства в службе примирения, требований к школьникам, входящим
в состав службы, и иные вопросы, не регламентированные настоящим Положением, могут определяться Уставом, принимаемым службой примирения самостоятельно.

5. Порядок работы службы медиации
5.1. Служба примирения может получать информацию о случаях конфликтного
или криминального характера от педагогов, учащихся, администрации школы,
членов службы примирения, родителей.
Служба примирения принимает решение о возможности или невозможности
примирительной программы в каждом конкретном случае самостоятельно. При
необходимости о принятом решении информируются должностные лица школы.
Примирительная программа начинается в случае согласия конфликтующих
сторон на участие в данной программе. Если действия одной или обеих сторон
могут быть квалифицированы как правонарушение или преступление, для
проведения программы также необходимо согласие родителей или их участие во встрече.
В случае если примирительная программа планируется, когда дело находится
на этапе дознания, следствия или в суде, то о ее проведении ставится в
известность администрация школы и родители, и при необходимости
производится согласование с соответствующими органами внутренних дел.
Переговоры с родителями и должностными лицами проводит руководитель
(куратор) службы примирения.
В сложных ситуациях (как правило, если в ситуации есть материальный ущерб,
среди участников есть взрослые или родители, а также в случае криминальной
ситуации) куратор службы примирения принимает участие в проводимой программе.
В случае если конфликтующие стороны не достигли возраста 10 лет,
примирительная программа проводится с согласия классного руководителя.
Служба примирения самостоятельно определяет сроки и этапы проведения
программы в каждом отдельном случае.
В случае если в ходе примирительной программы конфликтующие стороны
пришли к соглашению, достигнутые результаты могут фиксироваться в
письменном примирительном договоре или устном соглашении.
При необходимости служба примирения передает копию примирительного
договора администрации школы.
Служба примирения помогает определить способ выполнения обязательств,
взятых на себя сторонами в примирительном договоре, но не несет ответственность за их выполнение. При возникновении проблем в выполнении обязательств, служба примирения может проводить дополнительные встречи сторон и помочь сторонам осознать причины трудностей и пути их преодоления, что должно быть оговорено в письменном или устном соглашении.
При необходимости служба примирения информирует участников
примирительной программы о возможностя
·х других специалистов (социального педагога, психолога).
Деятельность службы примирения фиксируется в журналах и отчетах, которые
являются внутренними документами службы;
Куратор службы обеспечивает мониторинг проведенных программ, проведение
супервизий с медиаторами на соответствие их деятельности принципам
восстановительной медиации.
Медиация (и другие восстановительные практики) не является психологической
процедурой, и потому не требует обязательного согласия со стороны родителей. Однако куратор старается по возможности информировать и привлекать родителей в медиацию (а по указанным в пунктах 5.3 и 5.4 категориям дел участие родителей или согласие на проведение медиации в их отсутствие является обязательным).

6. Организация деятельности службы примирения
Службе примирения по согласованию с администрацией школы
предоставляется помещение для сборов и проведения примирительных программ, а также возможность использовать иные ресурсы школы - такие, как оборудование,
оргтехника, канцелярские принадлежности, средства информации и другие.
Должностные лица школы оказывают службе примирения содействие в
распространении информации о деятельности службы среди педагогов и
школьников.
Служба примирения имеет право пользоваться услугами психолога,
социального педагога и других специалистов школы.
Администрация школы содействует службе примирения в организации
взаимодействия с педагогами школы, а также социальными службами и другими
организациями. Администрация стимулирует педагогов обращаться в службу
примирения или самим использовать восстановительные практики.
В случае если стороны согласились на примирительную встречу (участие в
Круге сообщества или Семейной восстановительной конференции), то административные действия в отношении данных участников конфликта приостанавливаются. Решение о необходимости возобновления административных действий принимается после получения информации о результатах работы службы медиации и
достигнутых договоренностях сторон.
Администрация школы поддерживает участие куратора службы
примирения в собраниях ассоциации (сообщества) медиаторов.
Не реже, чем один раз в четверть проводятся совещания между администрацией
и службой примирения по улучшению работы службы и ее взаимодействия с педагогами с целью предоставления возможности участия в примирительных встречах большему числу желающих.
В случае если примирительная программа проводилась по факту, по которому
возбуждено уголовное дело, администрация школы может ходатайствовать о
приобщении к материалам дела примирительного договора, а также иных
документов в качестве материалов, характеризующих личность обвиняемого, подтверждающих добровольное возмещение имущественного ущерба и иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему.
Служба примирения может вносить на рассмотрение администрации
предложения по снижению конфликтности в школе.

7. Заключительные положения
Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения.
Изменения в настоящее положение вносятся директором школы по
предложению службы примирения или органов школьного самоуправления.

ПРИЛОЖЕНИЯ К «ПОЛОЖЕНИЮ О СЛУЖБЕ ПРИМИРЕНИЯ»

1. План создания службы примирения школе
Принятие администрацией школы решения о создании школьной службы примирения.
Согласование с администрацией школы. Включение в должностную инструкцию сотрудника – куратора службы обязанностей по организации работы и дальнейшей преемственности службы
Подписание приказа о создании службы.
Утверждение Положения о школьной службе примирения в соответствии со стандартами восстановительной медиации
Анализ информации о конфликтах и способах реагирования на конфликты (число конфликтов, число административных вмешательств, отношение педагогов к конфликтам).
Отбор школьников на участие в базовом семинаре.
Проведение базового семинара
Создание клуба медиаторов и регулярные встречи детско-взрослой команды школьной службы примирения
Обсуждение и формулирование командой службы примирения ценностей восстановительной медиации, которые служба собирается нести в свою школу.
Информационные сообщения (презентации) для получения одобрения и поддержки педагогического коллектива (классных руководителей).
Информационные сообщения (презентации) для получения одобрения и поддержки родителей .
Информационные сообщения (презентации) для получения одобрения и поддержки учеников.
Выпуск информационного стенда, плаката или статьи в школьной газете о создании ШСП, публикация на сайте школы.
Определение администрацией школы, куратором и школьниками-медиаторами способов получения информации о конфликтах.
Доработка и принятие документов (на основе типовых), регламентирующих работу службы (примирительный договор, заявка, регистрационная карточка и пр.).
Работа службы по разрешению поступающих конфликтных ситуаций в соответствии с порядком работы медиатора. Ведение регистрационного журнала для дальнейшего мониторинга. Написание отчетов по форме.
Проведение супервизий по проведенным программам, оценка соответствия проведенных программ стандартам восстановительной медиации и порядку работы медиатора.
Обсуждение с администрацией и педагогами результатов работы службы, путей ее улучшения и влияния ШСП на школу.
Обобщение и анализ опыта. Заполнение мониторинга работы службы и «срезов» количества конфликтов и способов реагирования на конфликты в школе. Итоговая оценка эффективности деятельности школьной службы примирения.
Изучение куратором литературы по восстановительной медиации и восстановительному правосудию.
Прохождение тренинга восстановительной медиации 2 ступени
Прохождение тренинга по проведению программы «Круги сообщества»
Связь с ассоциацией медиаторов (взаимопомощь и обмен опытом, участие в совместных мероприятиях сообщества медиаторов)
Включение элементов восстановительных практик в различные воспитательные формы и мероприятия
Прохождение тренинга для тренеров
Обучение новых медиаторов, а также школьников и педагогов школы восстановительной коммуникации и восстановительным практикам.











13PAGE 15


13PAGE 14515