Какие вопросы решает школьная служба медиации


Что происходит в школе, когда происходит конфликт: Что делают  с нарушителем?    Ученика приглашают в кабинет и начинают разбирать ситуацию. С ним  проведут профилактическую беседу на совете профилактике, педсовете . Это на какое-то время удержит учащегося от дальнейших разрушающих действий, но не решит проблему.  А значит, скоро  все вернется на круги своя.
Что делает подросток, которого ругают? 
То же, что делал бы любой человек  в этой ситуации: начинает защищаться и оправдываться.   В любом случае о чувстве раскаяния речь в этой беседе не идет. Точнее, идет, но только в  наставлениях взрослых: «Тебе должно быть стыдно и т.п. 
Но пока он не начал сочувствовать жертве. И взрослые, не видя раскаяния, начинают еще больше давить, говоря, что он должен испытывать чувства, о  наличии которых подросток может и не подозревать, ведь  в подростковой культуре  не принято выражать стыд, раскаяние и другие чувства, поскольку это трактуется окружением как слабость.
А что делать потерпевшему, как ему существовать в этом всем процессе наказания обидчика, к которому он не приложил руку?
В любом случае отношения между нарушителем и пострадавшим оказались разрушенными.  Ведь без активной позиции сторон конфликта и их собственного желания разрешить ситуацию,  «за них» это сделать невозможно.     То есть в этих механизмах реагирования ребенку, навязывается определенная позиця ( морализируют, заставляют, советуют, решают за него), но не дают возможности самому разрешить сложившуюся ситуацию, не передается ответственность за разрешение ситуации. 
Поэтому решением конфликтов в школе занимаются многие кроме самих участников оного, что фактические мешает реальному решению ситуации с принесением искренних извинений, исправлением ситуации, возмещением ущерба, избавлением от негативных эмоций.
Медиация же фокусируется на ответственности обидчика в первую очередь перед потерпевшим. А главное, договориться как будет решена эта сложившаяся ситуация они должны сами в ходе переговоров. Этот медиативный или восстановительный (цель которого - восстановление ущерба и отношений) подход основан на том, что, без вмешательства стороны взрослых, дети смогут сами найти выход из создавшейся конфликтной ситуации.
 
  Фактически целью медиации в школе является примирение сторон, в работе подобной школьной службы медиации или примирения поднимаются три важных вопроса:
- Первый  вопрос –  «К каким последствиям привел  конфликт, и какие чувства  он вызвал у участников?». Высказывание чувств с одной стороны  помогает выговориться, рассказать о своих переживаниях, позволить другому участнику поглядеть на это со стороны. 
-Второй вопрос: «Если  потерпевшему причинен вред, то, как его можно  восстановить?» И здесь уже стороны путем переговоров приходят к решению, каким должно быть возмещение. Достаточно ли извинений, искренние ли они и так далее. И если  стороны договорились, то это должны определять сами участники конфликта, а не директор, завуч или учитель.
-Третий вопрос – «Как сделать, чтобы конфликт больше не повторился?». Здесь уже разбирается социальная ситуация сторон и возможная социальная помощь.
   Организационно подобная программа альтернативного разрешения конфликтов состоит из трех этапов: предварительные  встречи с каждой из сторон конфликта (а при необходимости и с  их родителями), непосредственная примирительная встреча сторон на которой происходит построение такого общения и взаимопонимания сторон, чтобы они смогли принять на себя ответственность за разрешение ситуации. При этом ведущий поддерживает участников встречи в равной степени и стремится организовать им поддержку со стороны их ближайшего окружения: родственников, друзей, социального работника и т.д. Результатом проведения программы является договоренность сторон о том, как будет разрешена данная ситуация и как избежать повторения подобного в дальнейшем. Далее формируется последующая работа по помощи участникам индивидуально каждому или в группе. Встречи проводит медиатор, который и реализует принципы примирения сторон. Будучи нейтральным (не  играя роль учителя, адвоката, прокурора, судьи или советчика), он встречается  со сторонами, помогает в формировании иного пути разрешения конфликта. В школьных службах примирения и сами ученики, прошедшие специальную подготовку являются ведущими, это бывает крайне полезно для помощи в разрешении конфликтов ровесникам. Конечно, стоит сказать, что подобные службы курируются взрослым, прошедшим предварительную подготовку.