Опыт реализации проекта «Школьная служба примирения (медиации)».

Шишмакова Е.А., Исмагилова Л.И.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 143, г. Екатеринбург

Municipal autonomous educational institution secondary school №143,
Yekaterinburg city.

Опыт реализации проекта «Школьная служба примирения (медиации)».
Experience of realization of the project “School service of reconciliation (mediation)”.
Аннотация.
Особой сферой применения медиации является образовательная среда. В 2014 году наша школа вступила в проект создания Школьной службы примирения (медиации) (ШСП). Служба примирения это новая технология решения конфликтных ситуаций в школе с привлечением детей-медиаторов. Она создает условия для конструктивного разрешения конфликтов. Это форма социально-психологической помощи всем участникам образовательного процесса в конфликтах, тяжелых жизненных ситуациях, случаях правонарушений обучающихся.
В статье представлен опыт и первые итоги реализации проекта по созданию Школьной службы примирения (медиации).

Annot
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·ases of breaking law.
In this article the experience and first realizations of the project for creating School service of reconciliation (mediation) are shown.


Медиация является одной из технологий альтернативного урегулирования споров, при котором участвует какая–либо третья нейтральная сторона, не заинтересованная в данном конфликте.
Мировая и Российская практика выделяет следующие области проведения медиации: споры, связанные с авторским правом и интеллектуальной собственностью; сопровождение проектов, реализация которых затрагивает интересы многих сторон; конфликты на работе; семейные споры; споры в банковской и страховой сфере; межкультурные конфликты. Особой сферой применения медиации является также образовательная среда
В 2014 году наша школа вступила в проект создания Школьной службы примирения (медиации) (ШСП), став базовой площадкой по развитию данного направления деятельности.
Начиная работу в проекте, мы задумались над вопросом, что же такое ШСП, и действительно ли она нужна в образовательном учреждении? Оказывается, нужна. Мы очень часто видим в средствах массовой информации, что количество школьных конфликтов растет. Много конфликтов происходит между родителями и педагогами, между учениками и учителями. Причиной этого становится негативное отношение к школе в современных СМИ. Но самое страшное это конфликты в подростковой среде. Решая конфликтные ситуации, дети проявляют агрессию, конфронтацию, противоправные действия. Все это перерастает в перераспределение и завоевание власти и статуса, борьбу за свое место в коллективе и стремление действовать безнаказанно, становится способом самоутверждения. В то же время конфликты являются своего рода бизнесом для части подростков, которые провоцируют «стрелки», снимают их на видео и шантажируют ими, организуют ставки на участников драки.
В нашей школе таких острых проблем не больше и не меньше, чем в любом другом образовательном учреждении. При этом их решению уделяется не так много внимания, как хотелось бы. Классные руководители часто замалчивают, не разглашают имеющиеся в их классах конфликтные ситуации, «не выносят сор из избы», пытаются справиться своими средствами. В среде педагогов также встречаются конфликты, и они, как правило, с профессионального уровня переходят на личностный, что разрушительно влияет на атмосферу в коллективе и желание педагога работать.
Одной из попыток разрешить сложившуюся ситуацию стало создание школьной службы примирения. «Служба примирения это новая технология решения конфликтных ситуаций в школе с привлечением детей-медиаторов» [4, с. 23]. Она создает условия для не карательного, а конструктивного разрешения конфликтов. «Это форма социально-психологической помощи всем участникам образовательного процесса в конфликтах, тяжелых жизненных ситуациях, случаях правонарушений обучающихся»[6].
Создание такой модели может помочь не только в профилактике и коррекции девиантного поведения обучающихся, но и в создании благоприятного психологического климата образовательного учреждения. «Именно школьная медиация на сегодняшний день способна грамотно помочь в разрешении национальных и иных социокультурных конфликтов при помощи независимого посредника школьного медиатора» [1, с. 14].
Цели деятельности службы примирения (медиации) в ОУ мы определили следующим образом:
распространение среди обучающихся, работников учреждения и педагогов цивилизованных форм разрешения конфликтов;
помощь в разрешении конфликтных и криминальных ситуаций на основе
принципов восстановительной медиации;
снижение количества административных реагирований на правонарушения.
Задачи деятельности службы примирения (медиации):
проведение примирительных программ (восстановительных медиаций, кругов сообщества, школьных и семейных конференций и т.д.) для участников конфликтов и ситуаций криминального характера;
обучение школьников цивилизованным методам урегулирования конфликтов;
информирование обучающихся и педагогов о принципах и ценностях восстановительной медиации.
Ожидаемые результаты.
формирование нового типа реагирования на конфликтные и сложные ситуации.
воспитание ценностей культуры взаимопонимания у школьников, педагогов, родителей.
улучшение психологического климата в образовательном учреждении.
Критерии эффективности деятельности службы: снижение конфликтности в ОУ; изменение способов реагирования в конфликте на сотрудничество и компромисс; улучшение психологического климата в коллективе.
Законодательное закрепление процедура медиации получила в 2010 году в связи с принятием Федерального закона от 27 июля 2010 г. №193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)".
Важно заметить, что специального законодательства, обеспечивающего деятельность «Школьных служб примирения (медиации)», нет, они опираются на рамки действующего законодательства. Работа в этом направлении курируется и развивается «Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации», Центром «Судебно-правовая реформа» [5, стр. 8].
В процессе создания и развития данных служб образовательные организации ориентируются на Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (29.12.2012 № 273-ФЗ) где сказано, что «образовательные организации могут иметь различные структурные подразделения». «То есть служба примирения может быть оформлена на основе локальных нормативных актов образовательной организации». [2, стр. 4].
«Школьная служба примирения (медиации)» рассматривается нами как педагогическое и детское объединение. Работает она параллельно с Комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (статья 45 закона № 273-ФЗ). У этих структурных подразделения образовательного учреждения разные функции. Комиссия может принимать решения о дисциплинарном взыскании, которое обязательно к исполнению. А Школьная служба примирения (медиации) ориентирована на восстановительные практики, результатом которых становится выработка сторонами решений и их самостоятельное и добровольное исполнение. Данный принцип зафиксирован в «Стандартах восстановительной медиации». Важно отметить, что «Школьная служба примирения (медиации) не проводит расследования по конфликтным делам, а действует только на принципе добровольности. При этом результаты работы службы могут быть учтены комиссией при вынесении решения. Либо Комиссия может направлять заявки в «Школьную службу примирения (медиации)».
«Основой работы служб примирения является восстановительная медиация» [2, стр. 2]. Стоит добавить, что вся деятельность «Школьной службы примирения (медиации)» строится в соответствии со стандартом, ее создание должно носить добровольный характер, результаты программы должны учитываться при вынесении административных решений, школьные службы должны взаимодействовать с профессиональным сообществом[3, стр. 6].
После двух лет апробации программы можно говорить о первых позитивных результатах:
значительно улучшился психологический микроклимат в педагогическом коллективе;
расширился арсенал способов работы классных руководителей, социальных педагогов и школьных психологов и тем самым повышение неформального статуса сотрудников, осуществляющих воспитательную работу в школе, а также улучшение управляемости поведением подростков;
совершенствовалось взаимодействие родителей и педагогов в воспитательной работе, способствующее росту доверия к школе со стороны населения;
организовался неформальный контроль за поведением членов школьного коллектива.
Кроме того, в процессе участия в программе “Школа без насилия”, после проведенного диагностического исследования (по тестам Томаса, Баса-Дарки и др.) у учащихся старших классов снизился выраженный уровень конфликтности с 38% (в начале работы данной программы) до 6 %, а высокий уровень агрессивности с 28% до 0%. Родители (42%) отметили изменения в отношениях “родитель-ребенок” в лучшую сторону (на основе анализа ответов родителей на вопросы анкеты)
Происходящие социальные изменения могут быть радикальными и продуктивными только тогда, когда школа сможет готовить к жизни инициативную личность, способную осуществлять эти изменения на основе выбора грамотного решения, не ущемляющего прав и свобод другого человека. Азбука такого выбора постигается в повседневном принятии решений в процессе школьной жизни. Психологическим условием для этого становится образовательная среда, свободная от психологического насилия, референтно значимая для всех участников, удовлетворяющая потребности в позитивном развитии, то есть обладающая психологической безопасностью, гарантированной для ученика, учителя, родителя. Одним из гарантов психологической безопасности образовательной среды должна выступать служба практической психологии в системе образования. Предлагаемые психологические технологии, основанные на идеологии сопровождения, оснащают новое направление в деятельности педагогов-психологов по созданию специальных психолого-педагогических условий и возможностей образовательной среды, обеспечивающих психическое здоровье всех ее субъектов.
Насилие в любых его формах порождает желание уйти из среды, где оно осуществляется. Насилие в школьной среде опасно прежде всего тем, что порождает социальную безнадзорность детей и подростков, что сегодня является серьезной общественной проблемой. Предлагаемая нами школьная служба примирения один из возможных вкладов психологической службы в решение актуальной задачи профилактики агрессивности, детской безнадзорности, снижения уровня психологического насилия во взаимодействии людей.
Трудности и проблемы, выявленные в ходе реализации проекта по организации школьной службы примирения (медиации):
- родители не решают конфликтные ситуации в образовательной организации, а идут с жалобами в вышестоящие инстанции, хотя проблему можно было решить на месте;
- дети часто не оформляют заявлений в ШСП, а идут с устным обращением.
На наш взгляд дальнейшим развитием службы будет деятельность по профилактики конфликтности среди учащихся через проведение классных часов, направленных на обучение школьников конструктивному решению конфликтов, а также работа по привлечению в ШСП родителей обучающихся.
Создание школьного детского объединения детей-медиаторов соответствует «Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, утвержденному приказом № 1897 Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г., так как оно ориентировано на развитие личности выпускника: «формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности».
Список использованных источников
Вестник Высшего Арбитражного суда РФ. – 2001. № 1. – с. 14.
Востановительная медиация в России: правовое обеспечение и стратегия развития. \\ Сборник материалов. М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2013. Коновалов А. Ю. Статья «Обзор правовых документов, помогающих создать службы примирения и применять медиацию в системе образования».
Коновалов А. Ю. Методические рекомендации по созданию и поддержке школьных служб примирения. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Насырова Е. И., Стернин И. А. «Посредничество» или «медиация»: к вопросу о терминологии // Третейский суд. – 2007. № 1- с. 10
Территориальные службы примирения: условия функционирования и организационное устройство \ Сборник материалов \ Сост. Л. М. Карнозова – М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2015.
Третейский суд – 2009. №6 – с. 16-22.

ђ Заголовок 1 ђ Заголовок 215