Роль школьного музея в патриотическом воспитании учащихся


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 имени Героя Советского Союза
И.В. Седова» муниципального образования «Барышский район»
Ульяновской области
Роль школьного музея в патриотическом воспитании учащихся
Лукина Марина Анатольевна,
Учитель истории и обществознания
2017г
СОДЕРЖАНИЕ
Введение стр.2
Глава 1.Роль школьного музея в патриотическом воспитании учащихся.
1.1.Задачи школьного музея стр.5
1.2.Взаимосвязь образовательной среды школы и социокультурной среды посредством школьного музея
1.3. Формы и методы классной и внеклассной работы, включающей музейный материал в учебный процесс. Проектные технологии
Глава 2.Организация работы музея. стр.7
Заключение стр.11
Список литературы стр.12
Введение
«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие»
А. С. Пушкин
Компетентностный подход четко обозначил целевые ориентиры педагогов современной школы в создании психолого-педагогических условий для становления компетенции в личностном, социальном, познавательном и коммуникативном развитии учащихся. Для развития познавательных универсальных учебных действий (общеучебных, логических и действий в постановке и решения проблем) считаю актуальной тему моей работы: «Роль школьного музея в патриотическом воспитании школьников». Над данной темой работаю в течение нескольких лет. Выбор темы неслучаен, так как каждый учитель истории пытается на уроках заинтересовать ребенка и вызвать интерес к изучению истории нашего края.
В настоящее время школьное историческое краеведение занимает большое место в образовании и воспитании школьников. Историко-краеведческое воспитание закладывает основы нравственности, гражданственности и патриотизма.
Я занимаюсь краеведением, потому что хочу быть успешным на малой Родине и обучение доставляет мне удовольствие
В педагогической практике можно выделить три основных мотива, побуждающих школьников учиться.
СОЗНАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС


МОТИВЫ УЧЕНИЯ
Занятия по краеведению мне не интересны, но я сознаю их необходимость и усилием воли заставляю себя заниматься

ВОЛЕВЫЕ УСИЛИЯ
ПРИНУЖДЕНИЕ
Я занимаюсь потому, что меня заставляют родители, учителя

Что такое краеведение — это, по большому счёту, историческая память. Это память ныне живущих о тех, кто ушёл, оставив след в истории своей малой Родины. Надо ли этим заниматься? И надо ли это вообще кому-нибудь сегодня? С этим вопросом я обратилась к учащимся нашей школы.
Вот какие ответы я получила:
это интересно,
это важно знать, чтобы уважать историю предков,
всегда интересно, откуда ты родом,
уважающие себя люди должны знать свой род полностью или хотя бы до седьмого колена,
история края помогает почувствовать себя частицей Родины,
не зная истории родного края нельзя ощущать себя образованным человеком.
Из этого могу сделать вывод: для ребят, растущего поколения, это интересно.
А как к этому относятся взрослые? Многие учителя школы на разных предметах используют краеведческий материал в том или ином виде, отмечая «...тогда слушают внимательнее, повышается интерес, задают вопросы, идут глубже». Значит, учителям это тоже нужно.
Ключевым условием жизнеспособности государства, эффективного функционирования его институтов, консолидирующей силой, способствующей духовному единению народа, является патриотизм, составляющий основу национального самосознания народа. Патриотизм выражается в любви и преданности своей Родине, родной земле и своему народу, его истории, культуре и природе. Актуальность патриотической проблематики присуща не только современности. Она привлекала большое внимание мыслителей-философов, ученых, политических деятелей, педагогов на протяжении всей истории человечества. Патриотизм призван придать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России гражданской ответственности, духовности, формирования у граждан позитивных ценностей и качеств, он напрямую согласуется с общегосударственными задачами страны по укреплению Отечества, по обеспечению его жизненно важных интересов и устойчивого развития. Являясь важным аспектом духовной жизни современной России, патриотизм связан с историческим прошлым, обращение к которому не только позволяет понять корни этого исторического феномена, но и дает возможность прогнозировать направление его развития. Это позволяет целенаправленно управлять процессом формирования патриотизма. История свидетельствует, что благодаря патриотизму народа России удавалось выходить из самых тяжелых ситуаций в сложные периоды своей истории (Смута, Отечественная война 1812г., Великая Отечественная война). История не только просвещает, учит, но и воспитывает. Это - коллективная память народа, обращенная как в прошлое, так и будущее. Изучение истории родной земли, истории нашего Отечества, боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением в воспитании у детей и подростков патриотизма, чувства любви к нашей великой Отчизне, к малой и большой Родине. Поле деятельности педагогов в этом направлении огромно. Это означает, что нам, россиянам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли - роль гражданина и роль патриота.
Выполняя социальный заказ общества, школа все большее внимание должна уделять именно воспитательному аспекту современного образовательного процесса. Воспитать гражданина и патриота – вот основная задача образовательного учреждения. В наше неспокойное, сложное время неким островком нравственности, духовности, гражданственности остается школа. Именно здесь приобщаются ребята к вечным человеческим ценностям, познают историю, свои корни.
Как научить любить Родину? Как вырастить патриотов? Это не праздные вопросы: от них, сидящих сегодня за школьной партой, зависит будущее нашей страны. На мой взгляд, современная школа остро нуждается в школьном музее как факторе воспитания патриотизма, духовно-нравственной культуры личности, без чего невозможно представить себе наше будущее. Для того, чтобы эти ценности были присвоены и стали личными для каждого ученика, необходимо постоянное подтверждение значимости того, что мы хотим передать подрастающему поколению. Музейная педагогика сегодня является неотъемлемым звеном учебно-воспитательного процесса.
Она активно участвует в решении важных задач образования:
1. Формирует у школьников интерес к историческому прошлому страны, города, семьи
2. Развивает познавательную и творческую активность, гражданские качества, патриотическое отношение к России
3. Организует личностно-ориентированное воспитание в результате участия в социально-значимой деятельности
Музейная педагогика дает возможность максимально реализовать способности учащихся и удовлетворить их интересы. Она оказывает неоценимую помощь в процессе воспитания.
Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность школьного музея
Музейная педагогика дает возможность:
1. Попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку
• Выступить на школьном мероприятии
• Принять участие в конкурсе чтецов
• Стать участником викторины
• Провести музейное занятие для младших школьников
• Подготовить презентацию к школьному мероприятию
• Принять участие в социальной акции
Главное создать у ребенка ситуацию успеха, желание принять участие в следующем мероприятии. Школьный музей, который способствует формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, чувства любви к малой родине, уважения к опыту предыдущих поколений. Школьный краеведческий музей – центр воспитательной работы, эффективная форма организации и подачи краеведческого учебного материала, база углубленного изучения истории, жизни школы, города, района, массового вовлечения учащихся в краеведческую и поисковую деятельность. Главное, музей дает возможность изучать прошлое не только через созерцательное восприятие, но и активно участвовать в историко-краеведческой работе во взаимодействии с музейной образовательной средой.
Глава 1.Роль школьного музея в патриотическом воспитании учащихся.
Музейная образовательная среда выполняет не только воспитательные функции, но и формирует практические навыки поисковой, исследовательской деятельности, развивает инициативу, общественную активность школьников, предоставляет большие возможности для организации самостоятельной и творческой работы учащихся. Создавая музей, мы ставили перед собой следующие задачи: воспитание у школьников патриотизма, гражданственности, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего и других народов; приобщение детей и подростков к историческому и духовному наследию России через практическое участие в сборе и обработке документов, изучении и благоустройстве памятников.
В 1975 году под руководством учителя НВП Каштанова В.И. началась поисковая работа в школе. Собирали материал о Герое Советского Союза И.В. Седове. Встречались с матерью Героя- Седовой Д.И., братом Е.В. Седовым, посещали родину И.В. Седова с. Конновка. В 1984 году ездили на место гибели в с. Красновка Ростовской области. Накопленный материал позволил в 2004 году открыть комплексно-краеведческий музей им. И.В. Седова. С открытием музея поисковая работа продолжилась. Музей сотрудничает со школьными музеями района и области. На базе музея проходил областной марафон «Молодёжь - ветеранам», в работе которого принимали участие школьные музеи области. Экспонаты музея представляются на областных краеведческих конференциях. Материалами музея пользовались ЦК и Д, АО «Швея» при подготовке сценария к юбилею фабрики. Материалы музея использовались при составлении Книги Памяти. Музей выполняет задания государственных учреждений и общественных организаций. Группа «Поиск» по просьбе администрации АО «Швея» собирала материал о ветеранах фабрики. Собранный материал был оформлен в экспозицию в музее, проведена школьная краеведческая конференция. Результаты поиска были переданы на фабрику.
Каким бы содержательным и современным по оформлению ни был музей, он только тогда станет неотъемлемой частью школьного организма, если учителя будут широко использовать его экспозицию и фонды в учебно-воспитательном процессе.
В связи с усиливающейся ролью воспитания в образовательном процессе перед классными руководителями и учителями предметниками возникает проблема поиска ресурсов для воспитания учащихся. И здесь важную роль может сыграть школьный музей: проведение классных часов на базе музея, уроки мужества, встречи с ветеранами. Проведение уроков истории, обществознания, истории города, литературы, ОБЖ позволяют выйти на межпредметные связи, что помогает учителю перейти от репродуктивной деятельности к учебно-исследовательской и проектной деятельности. Например: видеофильм, выставка, газета, игра, мультимедийный продукт.
Элементы образовательной среды школы, интегрируя с музеем, получают дальнейшее развитие, используя следующие возможности социокультурной среды:
учреждения дополнительного образования;
ветеранская общественность;
музеи района и области.
Таким образом, посредством школьного музея, образовательная среда школы и социокультурная среда выступают как единая система в патриотическом воспитании школьника, и может реализоваться по следующим направлениям:
учебно-исследовательская и проектная деятельность;
историко-краеведческая деятельность;
экскурсионно-просветительская работа;
поисково-собирательская работа;
коллективно-творческая работа.
Эффективность использования школьного музея в обучении во многом определяется разнообразием форм и методов классной и внеклассной работы, включающей музейный материал в учебный процесс. В практике нашей школы сложились следующие ее виды:
- учебная экскурсия в музее;
- урок – экскурсия в музее;
- использование музейных предметов учащимися в качестве учебных пособий на уроке;
- демонстрация музейных предметов во время беседы учителя;
- подготовка рефератов и сообщений учащимся для уроков по заданию учителя на основе их самостоятельной работы в музее;
- проведение школьных краеведческих конференций.
Учителя, используя возможности музея, в процессе преподавания сочетают приемы обучения с методами познания: они не только сообщают, но и демонстрируют учащимся сложные пути ее получения.
Школьный музей помогает воспитывать в учащихся исследовательскую активность, развивает творческое мышление, прививает навыки самостоятельного приобретения знаний. Музей является базой и для серьезной воспитательной работы. Он хранит память о традициях жизни наших прадедов и поддерживает те, на которых воспитываются нынешние поколения.
Глава 2.Организация работы музея.
Во время походов школьники не только собирают новый материал для музея, но и щедро отдают приобретенные знания. Работа в музее помогает школьникам выбрать будущую профессию. Тема труда и защиты Отечества нашла в музее свое отражение.
Все виды воспитательной работы, которые ведутся на базе нашего школьного музея, способствуют формированию личности учащихся.
Являясь социокультурным центром, школа на базе музея организует культурно-досуговую деятельность для жителей микрорайона. Проводятся русские фольклорные праздники: «Покров», «Святки», «Масленица», «Великая Пасха». Особый интерес у жителей района вызвала презентация книги С.Д. Сильнова, на которой присутствовала семья писателя, коллеги по редакции, участники Барышского хора ветеранов, общественность. В ходе подготовки презентации в музее появилась новая экспозиция «Берегите маленькие радости», посвящённая первому директор нашей школы, талантливому поэту С.Д. Сильнову. Родственники поэта передали в дар музею пишущую машинку.
На базе музея проводятся массовые мероприятия, которые уже стали традиционными:
- посвящение в первоклассники;
- прием в седовцы;
- вручение паспортов;
- школьные краеведческие конференции.
Ребята с интересом посещают кружок «Музейное краеведение», где занимаются исследовательской работой. Так учащиеся принимали участие в областном конкурсе «Победный май! Великий май!», «Дети Ленинграда», «Женские судьбы» и др. Для написания исследовательских работ девочки встречались с участниками Великой Отечественной войны, изучали литературу по теме, искали данные в Книге Памяти, обращались в Военкомат, Совет Ветеранов. Дети с интересом занимались этой работой, они узнали много нового, интересного, анализировали, сопоставляли факты, делали выводы. К тому же такая работа не оставляет их равнодушными, формирует гордость за соотечественников, воспитывают гражданскую позицию.
В результате подворного обхода улицы Ленина с целью знакомства с историей родного города, интересными людьми и поиска новых экспонатоа в музее появился патефон. Другой случай, когда у ученика 7 класса при переезде в другой дом нашли старинное зеркало и он, будучи членом кружка «Музейное краеведение» принёс его в музей, а портняжные ножницы были найдены в куче мусора, который убирали, помогая ветерану труда. Все находки демонстрируются в различных экспозициях музея, о них рассказывают экскурсоводы, а ножницы были представлены на областной конференции в номинации «Находка года».
Дети начинают с малого и постепенно идут к своим вершинам. Поиск экспонатов, знакомство с их историей, владельцами. Каждый экспонат занимает свое место в экспозиции. Следующим этапом становится использование экспоната в экскурсии и наконец, мы стараемся представлять свои экспонаты на выставках и конкурсах. Одной из интереснейших экспозиций является коллекция полотенец, которая представлена в нашем музее. Коллекция была представлена на областном конкурсе, в номинации «Из бабушкиного сундучка» и заняла 2 место. Призовые места занимали в номинации «Находка года», представляя бытовые весы и солдатскую ложку. Поисковой и экскурсионной деятельностью дети начинают заниматься в 5-7 классах и продолжают до 11 класса. С годами растет их мастерство, творческий подход помогает развивать и поддерживать их интерес.В рамках поддержки одаренных детей я стараюсь, чтобы мои ученики участвовали в фестивалях и конкурсах разного уровня, выставках творческих работ учащихся. Несколько лет подряд мы принимаем участие в конкурсах проектов. Конкретные дела в условиях школы всегда значимы. Дети любят что-то делать своими руками и демонстрировать конечный результат окружающим. Это способ самовыражения детей. При этом решаются очень многие учебные задачи, имеющие исследовательскую, организационную, конструкторскую и технологическую направленность. В ходе работы над проектом сильнее выражаются и ярче проявляются способности и интересы детей. Создаются благоприятные условия для совершенствования умения детей адаптироваться в условиях непрерывного изменения окружающей среды.
Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребенок рождается исследователем. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Проект - буквально "брошенный вперед", то есть прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта.
Исследовательская, проектная практика ребенка - это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности.
Создается рабочая группа, выбираем тему исследования, составляем план работы и ребята начинают работу: определяем цели, задачи и собираем материал, проводим социологический опрос, встречаемся с «героями», изучаем литературу, ищем «свидетелей» данных событий. Ребята обсуждают, анализируют, отбирают материал, составляют проект и готовят его представление. Выполняя эти задания, дети работают по интересам, проявляя свои творческие способности. Результатами проектной деятельности в рамках музейной педагогики являются многочисленные экспонаты и оформленные разделы экспозиций школьного музея Отрадно, что итогом стараний детей являются успешные результаты: в течение четырёх лет подряд занимает призовые места в региональном конкурсе «Сохраним свою историю», являясь центром патриотического воспитания в районе.
Музей имеет паспорт и включён в реестр школьных музеев области. Музей стал тем местом, где воплощены были замыслы и реализованы многие цели учителей и ребят. Это школьный проект по созданию музея, над которым учащиеся работали полгода. Музей увековечил память об учителях-ветеранах школы, ведется активная работа по сбору материала об истории школы и города. На базе музея продолжилось сотрудничество с районным «Боевым братством», объединяющим участников локальных войн и Советом ветеранов города. Организация школьного музея стала одной из лучших форм общественно-полезной работы юных краеведов, историков, объединяющая не только актив музея, но и учащихся, учителей, родителей, бабушек и дедушек.
Оргкомитет музея, куда вошли учителя, учащиеся, ветераны, определил цели и задачи музея. Историко-краеведческое и патриотическое воспитание; поиск и сбор материалов краеведческого характера; учет и хранение собранных документов, предметов, материалов и их научная проверка, систематизация и методическая обработка; оформление и экспонирование материалов; использование материалов музея в учебно-воспитательной работе.
Следующим шагом стало составление тематического плана музея. Наличие такого документа является условием целенаправленного поиска материалов. При составлении тематического плана нашего музея, особое внимание уделялось желанию отразить историю города, школы. Определились основные направления разделов: «Гордое звание - учитель» - об учителях, которые работали и работают в школе, «Школьная жизнь-история и современность». В процессе формирования фонда в музей поступило много предметов быта советского периода, поэтому в тематический план был включен раздел, посвященный культурно-историческому наследию прошлого века, который стал основой для изучения и понимания особенностей определенного исторического периода.
Одним из основных компонентов в создании школьного музея является составление тематически-экспозиционного плана, т.е. последовательного перечня абсолютно всех материалов, которые включены в экспозицию. Ребята из совета музея провели кропотливую работу по учету музейной коллекции. Они определили функциональное либо документальное значение каждого экспоната и его место в той или иной экспозиции.
Эта деятельность была значимой в работе музея, так как определить место каждого экспоната следует органично в общей экспозиции. Тематически-экспозиционный план составлен по отделам, стендам. Мы гордимся тем, что в нашем фонде есть подлинные фотографии героя СССР И.В. Седова, подлинные награды с достоверениями участников Великой Отечественной войны, комсомольский, военные билеты, письма с фронта. Есть в нашей коллекции патефон, пластинки, школьные принадлежности прошлого века. И, конечно, особое место занимают экспонаты, посвященные истории пионерской, комсомольской организации школы, материалы из личного архива, подаренные нашими учителями. Сбор материалов ведется постоянно через систему заданий, разработкой которых занимается совет музея, учителя истории. В настоящее время группа учащихся записывает воспоминания ветеранов войны и труда, живущих в нашем микрорайоне и работает над созданием видеофильма «Живые голоса истории». Другая творческая группа собирает материал об учителях-ветеранах, работающих в нашей школе. Ведется сбор не только исторических материалов, постоянно пополняют музейную коллекцию документы, фото, газеты современного периода нашей школы. Музейными экспонатами стали книги, офицерский мундир, планшет подаренные А.Ю Сальниковым, участником афганских событий грамоты и дипломы, творческие и исследовательские работы учителей и учащихся.
Все музейные экспонаты регистрируются в инвентарных книгах основного и вспомогательного фонда, инвентарной книге. В школе созданы хорошие материально-технические условия. Экспозиция музея размещена в помещениях школы площадью 58 кв.м. Музей, помимо основных и вспомогательных экспонатов, оснащен современным оборудованием, необходимым для организации учебно-воспитательного процесса:
ноутбуком;
мультимедийным проектором;
экраном;
CD-дисками.
Используем разнообразные электронные носители информации (собственные презентации, презентации педагогов района, презентации учащихся, видеосюжеты, фильмы и т.д.)
В системе историко-краеведческого воспитания важное место занимает экскурсионно-массовая работа, которая предполагает подготовку и проведение экскурсий, а также использование музея в общественной жизни школы, включение его в единую систему учебно-воспитательной работы школьного коллектива.
В музее проводятся экскурсии по музейным экспонатам. Разрабатывая тематику экскурсий, учащиеся изучали краеведческую специальную литературу, анализировали фотодокументы, архивные материалы. В результате совместной творческой научно-исследовательской работы разработаны следующие тематические экскурсии. Для младших школьников: «Любимый край родной», «Тайны бабушкиного сундучка», «Из чего варили кашу». Для учащихся 5 – 9 классов: «История нашей школы», «Подвиг И.В. Седова», «Они прошли войну в Афганистане», «Дети войны», «История края, города в истории страны», для 10-11 классов «Наш край в годы Великой Отечественной войны», «Чеченский след в душе моей», «Герои СССР – наши земляки». В музее работает сменный стенд, на котором выставляютя тематические фотовыставки : «Молодёжь ХХ1 века- ветеранам», «Присвоение школе имени Героя Советского Союза И.В. Седова», «Крепка семья-крепка Россия» и др. В практике учителей истории музейные уроки, посвященные краеведческим темам. Обстановка музея, просмотр мультимедийных презентаций по тематике разделов экспозиции музея делают такие уроки интересными, эмоциональными и запоминающимися. Внеклассная работа, проводимая в школьном музее, направлена на историко-краеведческое воспитание. Встречи учащихся с ветеранами войны, традиционные праздники ко Дню Победы, викторины по краеведению, – все это развивает интерес и углубляет знания учащихся в области истории родного края. Только в том случае, когда ведется большая исследовательская работа по изучению края, когда собранные учащимися материалы для музея широко используются на уроках и на внеклассных мероприятиях, только тогда учащиеся свою работу по созданию музея будут считать важной и необходимой.
Заключение
Таким образом, внеклассная работа по истории края в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему и формированию гражданственных понятий и навыков. Она раскрывает учащимся связи родного края с Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого города, села с жизнью нашей страны, почувствовать причастность к ней каждого школьника. Внеклассная работа краеведческого характера играет существенную роль в формировании патриотизма молодого поколения в идейно-политическом воспитании учащихся. Работа школьного музея вносит что-то новое в знания учащихся по истории родного края, углубляет и расширяет.
Видно как с каждым мероприятием, с каждой успешно проделанной работой, сердца ребят наполняются гордостью за свой народ, за те события, о которых им довелось рассказывать, над чем пришлось работать и что нужно было узнать в процессе кропотливой исследовательской работы. Внутренний мир человека сам по себе не формирует осознание чувства патриотизма – он лишь основа. Формирование происходит тогда, когда он соприкасается с общественными ценностями, идеалами и традициями. Таким образом, использование музейной педагогики в развитии познавательного интереса учащихся способствует:
1. Развитию мотивов учебной деятельности учащихся, их познавательных потребностей, связанных с историей края, города, семьи.
2. Развитию способностей анализировать и оценивать явления социальной жизни, творческо-поисковых способностей.
3. Формированию жизненной позиции учащихся и мировоззрению как жителя своей малой Родины.
4. Социализации личности школьника как гражданина мира, России.
Данная работа по повышению познавательного интереса учащихся посредством музейной педагогики позволяет не только расширить, обобщить им углубить знания учащихся о своей малой родине, но и сформировать устойчивый интерес к предмету, сделать его жизненно необходимым и значимым для человека, считающего себя грамотным, воспитанным и любящем Родину, человеком, за которым будущее нашей великой страны- России. В заключении нельзя не признать, что работа педагогов, а самое главное учащихся школы, актива совета музея несет фундаментальную закладку в духовно-нравственное становление подростков. Ведь именно патриотизм, желание служить Отечеству, стараться быть не только успешным человеком, но и приносить пользу стране, быть созидателем, является основой всей воспитательной работы в любом образовательном учреждении.
Литература:
Историческое краеведение, учебное пособие для 7-9 классов, под ред. Егорова В.Н.
Ульяновск, 2000.
Краеведение в школе , выпуск 1-4, Кузнецов В.Н., Бравина М.А., Ульяновск, 2003
Артемов Е. Г. Музейно-педагогическая технология. - СПб., 1999.
Ланкова Н.М. Работа со школьниками в краеведческом музее, 2001
Интернетресурсы