Роль и место музейной педагогики в формировании мировоззрения современных детей и молодёжи

РОЛЬ И МЕСТО МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ФОРМИРОВАНИИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ
Федулова Е.С., учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ № 20 имени Н.З. Бирюкова
Музей представляется местом, где время движется медленно, вплоть до полного замирания, а предметы и пространство перестают ему подчиняться. Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество учителя и ученика, активность и самодеятельность учащихся в процессе исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов-источников, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность. Работой музея ТЮЗа «Алый парус» МОУ СОШ № 20 руководит Федулов Сергей Павлович.
Уютный музей-гостиная превратился в своеобразный культурный островок духовности. Тут проводятся не только экскурсии, но и вечера, конкурсы чтецов, встречи с поэтами, артистами. При музее действуют кружки: «Юный музейщик», «Театрально-хореографически-музейный центр «Алый парус». Итогом их деятельности явилась победа на региональном конкурсе «Хроника ярких событий» и муниципальной историко-краеведческой конференции «Отечество».
В поисково-исследовательской деятельности заняты не только учащиеся школы, но и члены их семей. Здесь организуются тематические экскурсии, выставки, классные часы, праздник «Наши кумиры», дискуссии. Это и место встреч с ветеранами войны и труда.
Цели и задачи музейного дела в школе:
Школьный музей призван способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению мировоззрения, воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.
Музей – составляющая школьного организма, неотъемлемое звено единого образовательного процесса. Он призван обеспечить дополнительное этнографическое образование, краеведческое, гражданско-патриотическое воспитание учащихся.
Основные направления деятельности:
Образовательные:
● пробуждение познавательного интереса,
● приобщение к экспериментальной и учебно-исследовательской работе,
● овладение понятийным аппаратом экскурсоводческой работы.
Воспитательные:
● формирование личностного, эмоционально окрашенного отношения к историческим фактам.
Развивающие:
● овладение навыками экскурсоводческой работы,
● развитие общительности и открытости в процессе музейной коммуникации,
● отработка способов и приемов работы с музейной документацией,
● развитие творческих способностей.
Работа музея предполагает:
– поисково-исследовательскую работу детей и учителей;
– экскурсионно-просветительскую с детьми и взрослыми;
– взаимодействие с государственными музеями;
– взаимодействие с педагогической, родительской, ветеранской общественностью;
– материально-техническое обеспечение музея.
Экскурсии музея:
1. Школьный театр юного зрителя «Алый парус».
2. Афиша, реквизит, бутафория и театральный костюм.
3. Мюзикл «Весёлый огород» – спектакль легенда.
4. В гостях у сказки.
5. Наши кумиры – «Хроника ярких событий»
30 ноября 2005 года в МОУ СОШ № 20 открылся музей школьного театра юного зрителя «АЛЫЙ ПАРУС». На стендах музея представлена – история театра со дня рождения до наших дней.
Среди множества произведений русского писателя Александра Грина – сказка-феерия «Алые паруса». «Алый парус» – название школьного ТЮЗа говорит о том, что мы верим в мечту, в любовь, в то, что добро всегда побеждает зло. 13 декабря 1993 года была премьера оперетты «Алые паруса».
Первый спектакль «За власть Советов!», был сыгран 3 декабря 1988 года. Этот день мы считаем днем рождения школьного театра. В экспозиции – подлинный сценарий первого спектакля и фотографии участников.
Рядом декорации, реквизит, костюмы и афиши легендарного спектакля «Веселый огород» (по сказке Дж. Родари «Приключения Чиполлино»). Этот спектакль, премьера которого состоялась 26 декабря 1989 года, был сыгран уже 75 раз. В 2011 году спектакль восстановили учащиеся третьих классов, показав пять раз, в том числе в Детском доме-школе. В восьми постановках спектакля участвовали исполнителями ролей 159 учащихся. Спектакль смотрели учащиеся школ № 6 и № 26 города Орехово-Зуево, 9 спектаклей были сыграны в клубе «Восход», один спектакль в ОЗПИ, для детей приюта Святого Никиты села Бывалино Павлово-Посадского района, в библиотеке «АЗ-БУКИ». Спектакль посмотрело более семи тысяч зрителей. В 1996 году спектакль «Веселый огород» был отмечен дипломом фестиваля искусств «Юные таланты Московии» (Театральные игры школьников – Ивантеевка 96) за «Стремление доказать, что не только огород, но и весь мир может стать веселым театром».
В рубрике «Наши кумиры» рассказ о выпускнице нашей школы. Бывшая актриса и директор школьного театра сейчас Марина Геннадьевна Валентюк – учитель начальных классов. В нашей школе она руководит коллективом современного танца. Праздник «Наши кумиры» в 2007 году стал победителем областного конкурса школьных музеев «Хроника ярких событий» в номинации художественные музеи.
Афиши спектаклей разных лет изготавливали сами актеры театра.
Школьный театр юного зрителя «Алый парус» участник, победитель и дипломант городских фестивалей школьных театральных коллективов. В 2004 году ему было присвоено звание «Лучший театральный коллектив» школ города Орехово-Зуево.
На открытии музея ТЮЗа «Алый парус» 30 ноября 2005 года актриса народного театра Лидия Николаевна Харламова так сказала:
«Я считаю, что это большое событие не только в жизни вашей школы. Это событие не только в рамках нашего города, но мне думается и за его пределами. Вряд ли какая школа в области может похвастаться тем, что у них есть такой замечательный театр. Я счастлива, что была свидетелем рождения этого удивительного театра. К сожалению не все спектакли видела, но, то, что видела, встречала с благодарностью и большой радостью».
9 апреля 2008 года музей школьного ТЮЗа «Алый парус» МОУ СОШ № 20 получил свидетельство о государственной регистрации.
Создавать школьный музей – дело хлопотное и требующее огромной самоотдачи. Работа в музее повышает мотивацию к учебе, расширяет знания по предмету, помогает учащимся развивать детское и молодежное самоуправление, формирует социально-активную личность.
Литература:
1. Музеи. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). – СПб., 1890–1907.
2. Актуальные вопросы фондовой работы музеев: Научная обработка музейных предметов: сб. науч. тр/ НИИ культуры – М, 1981 год.
3. Мазный Н.В. Музейная выставка: история, проблемы, перспективы. – М.1997 год.
4. Разгон А.М. Научное описание музейных предметов. – М. 1984 год
5. О.С. Сапанжа. Современный художественный музей: на службе человечеству и человеку? В поисках музейного образа: Материалы науч. конф. СПб, 2007. С. 6–17.
6. Криворученко В. К. Музей политической истории: проблемы прошлые и современные. Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». – 2010. – № 6 – История.
7. Юренева Т. Ю. Музей в мировой культуре. – РУССКОЕ СЛОВО-РС, 2003. – 536 с. – ISBN 5-94853-099-X