ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Борисова Н.В.
МБОУ «Водоватовская средняя школа»
Кто идет впереди в знании,
но отстает в нравственности,
тот более идет назад, чем
вперед».
Аристотель
Наше будущее – наши дети. Формирование молодого поколения сегодня происходит в условиях быстро меняющегося мира. Окончив школу, ученики разойдутся по разным дорогам, но они должны унести оттуда искру вдохновенной любви к России, ее духу, ее истории.
Нравственное воспитание всегда играло важную роль в работе школы. Ему посвятили немало внимания в своих трудах Я.А.Коменский, К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко и другие.
Знаменитый историк В.О. Ключевский писал: «Ребенок должен был воспитываться не столько уроками, которые он слушал, сколько той нравственною атмосферой, которой он дышал. Это было не пятичасовое, а ежеминутное действие, посредством которого дитя впитывало в себя сведения, взгляды, чувства, привычки».
Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики. Становится иной и современная стратегия развития российской школы: в центре ее – формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности. Восстанавливаются важнейшие функции школы – воспитательно-образовательная и этнокультурная, акценты в обучении переносятся с увеличения объема информации на познание, воспитание и развитие.
Всё сказанное учитывается в “Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России”: “Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России”.
Каким же должен быть современный учитель, и какой должна быть современная школа, чтобы вырастить высоконравственную личность? Его задает себе каждый педагог, избравший делом своей жизни работу с детьми. Задаю себе его и я.
Мы должны находить такие способы, так строить свою работу, чтобы дети учились впитывать, воспринимать только нравственное содержание литературы и всей той информации, которая доходит до ребенка. Каждому учителю необходимо так организовать учебно-воспитательный процесс, который смог бы обеспечить «гармоничное сочетание работы разума и сердца». Чем же это достигается?
В первую очередь, конечно же, это обращение к Богу, это - спасательный круг! (Изучение заповедей, жизнеописаний, житий святых и т.п.). Ведь ни одна Библейская история, заповедь – не научит плохому!
Изучая раздел «Летописи. Былины. Жития» учащихся моего класса больше всего заинтересовала тема «Житие Сергия Радонежского». Преподобный Сергий всеми своими делами свидетельствовал окружающим, что жизнь можно устраивать только добром и любовью, ибо, отвечая злом на зло, человек порождает новое зло.
Преподобный Сергий Радонежский является примером жертвенного служения Церкви Христовой и Отечеству. Любовь к Богу, редкое трудолюбие, неустанное стремление к молитве и доброделанию – качества, присущие Преподобному Сергию, притягивали в обитель тех, кто, вдохновившись его примером, возгорался желанием следовать за Христом.
При изучении темы «Святые земли Русской» дети приготовили проекты и презентации. Многие посвятили их Александру Невскому. Вот только некоторые фрагменты из этих материалов: « За всю свою жизнь великий князь Александр Невский не проиграл ни одного сражения. Он считался любимым князем духовенства, покровителем православной церкви» или «Александр неустанно заботился о распространении православной христианской веры и Православной Церкви за пределы Руси. После смерти Александр Невский был канонизирован, т. е. причислен к лику святых. В наши дни его именем названы улицы и площади, в его честь установлены памятники, воздвигнуты православные церкви во многих городах России».
Во внеурочное время активно вовлекаю детей в исследовательскую и проектную деятельность.
При разработке проектов «Подвиг дедов» и «Бессмертный полк» учащиеся класса посетили участников Великой Отечественной войны, взяли у них интервью, фотографировались с ними и услышали много нового и интересного. Эти встречи навсегда запомнятся в памяти детей. В результате мы заняли I место в районном конкурсе социальных проектов.
Активно внедряем в школьную жизнь церковные праздники, поездки по святым местам, встречи со священником.
При проведении мероприятия "Рождество Христово", ребята познакомились с историей праздника, исполняли песни и стихи о Рождестве. Учащиеся 4 класса показали сценку "Рождественская встреча". В конце праздника ребята приняли участие в увлекательной викторине, где каждый мог показать свои знания об одном из главных христианских праздников - РОЖДЕСТВЕ ХРИСТОВОМ.
С настоятелем нашего храма о.Николаем и детьми православной школы ездим в с.Дивеево. Святая Канавка, обед в монастырской трапезной, вещи батюшки Серафима, интересная экскурсия по территории Дивеевского монастыря навсегда останутся в памяти ребенка.
Развитию в сердце ребенка стремления к высокому и благородному способствуют любовь к природе, выращивание цветов, забота о животных, чтение духовной литературы.
Для полноценной реализации духовного потенциала современных детей процесс духовно-нравственного воспитания не может представлять собой набор тех или иных мероприятий. Это - ежедневная кропотливая работа и младший школьный возраст – оптимальный период воспитания личности. В процессе своей работы я убедилась, что процесс этот нелегкий, длительный, но необходимый.
Библиографический список
Л.В. Островская. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников. М., 1987.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: проект. – М.: Просвещение, 2008. – 21 с. – (Стандарты второго поколения). 
https://infourok.ru/innovacii-v-vospitanii-duhovnonravstvennoe-vospitanie-mladshih-shkolnikov-526564.htmlhttps://infourok.ru/statya-na-rozhdestvenskie-chteniya-vospitatelnie-tradicii-i-novacii-v-duhovnonravstvennom-patrioticheskom-i-grazhdanskom-stanovl-958149.html