Доклад Роль краеведения в духовно-нравственном воспитании обучающихся


Доклад: Роль краеведения в духовно-нравственном воспитании
обучающихся
Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.
Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.
Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.
Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей. Изучение родного края в условиях современного образования позволяет школьнику увидеть красоту и неповторимость отечественной природы, понять, в чем ее уникальность.
И этот мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку. Эти ценности приобретаются их умственными усилиями. В процессе обучения и воспитания нравственные знания становятся прочувствованным опытом, формируется полноценная личность.
Одной из важных задач моей работы является воспитание активной гражданской позиции обучающихся. Этот процесс происходит в рамках различных направлений воспитания, в том числе и духовно-нравственного. Краеведение – одно из важных средств духовно-нравственного воспитания.
Трудно объяснить и перечислить все причины проявления любви к родному краю, селу. Невозможно любить то, что не знаешь. В связи с этим главная задача краеведения – познакомить учащихся с малой родиной, открыть им новые страницы ее истории, культуры, природных богатств. Краеведение предполагает комплексное изучение родного края.
В нашей школе ведется работа по изучению родного края на многих предметах, таких как историческое и географическое краеведение, история и география, биология и биологическое краеведение, а также на занятиях внеурочной деятельности. Как преподаватель естественных дисциплин, в своей работе я делаю акцент на совместное решение практических задач, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности обучающихся.
Для формирования духовно-нравственного воспитания важным является практическая направленность уроков. Поэтому чтобы занятия были более содержательными, провожу экскурсии по окрестностям села Носовая: озеро Боровское, лес, поля, бобриные запруды, родники, улицы родного села. Во время таких экскурсий обучение и воспитание проводятся в естественных природных условиях, где ребята видят всю красоту родной природы. Одновременно собирается материал для изготовления гербариев лекарственных и дикорастущих растений. В школе, дома обучающиеся создают творческие отчеты о «путешествиях», в том числе презентации, паспорта растений, гербарии, рисунки. И вот именно в этих работах замечаешь любовь к родной природе, восторженное описание пейзажа или явления, неподдельный интерес к встреченным растениям и животным, желание узнать о них гораздо больше, чем узнали во время экскурсий. Отрадно видеть не только пробуждение ума, но и чувства, что в настоящее время наиболее актуально. Воспитание через природу – это и есть воспитание нравственности, определяющей духовные и душевные качества ребенка, его поведение в обществе.
В формировании духовно-нравственного воспитания не менее важным является бережное отношение к природе родного края, воспитание у каждого обучающегося правильного экологического мышления, экологической культуры. С этой целью привлекаю детей к участию в акции «Живи, родник!» - ежегодно занимаемся благоустройством прибрежной территории озера Боровское, очисткой ключей, находящихся на территории села Носовая.
Ценность краеведческой работы состоит в том, что она позволяет обучающимся создать цельную систему знаний по природному богатству родного края, расширить познавательную сферу, развить исследовательские навыки и творческие способности, выработать навыки самообразования. Таким образом, изучение краеведческого материала является  важным средством духовно-нравственного воспитания.