Роль музеев в духовно-нравственном воспитании детей

Роль музеев в духовно-нравственном воспитании учащихся.
Истинная нравственность растет из сердца
при плодотворном содействии светлых лучей разума.
Ее мерило не слова, а практическая деятельность.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Хочу рассказать о музейной форме работы с учащимися. Сегодня это называется музейная педагогика.
Мы проживаем в замечательном старинном городе, богатом своим прошлым, в том числе, музеями: музеем сестер Цветаевых, Александра Грина, национальной картинной галереей И.К. Айвазовского, домом-музеем Максимилиана Волошина, Паустовского На протяжении последних лет наша школа находится в тесном содружестве с городскими музеями и библиотеками, участвует в конкурсных программах и праздниках, которые они проводят.
В 2014/2015 учебном году я как предметник взяла 9-Акласс, сложный, но интересный, любознательный. За эти годы мы с ребятами неоднократно посещали наши музеи, бывали в читальных залах, выезжали за пределы Феодосии, приглашали музейных сотрудников к себе. Эта дополнительная работа приносит удовольствие и мне, и старшеклассникам. Пытаясь обобщить материал по этой теме, перечитала заметки своих ребят. Действительно, сколько времени мы провели вместе и, я очень надеюсь, с пользой (приложение 1).
Почему в своей работе я использую музейную педагогику?!
Передо мной, как перед любым учителем, для успешной организации учебного процесса встает необходимость поиска новых форм, методов и средств подачи материала.
Изучая произведения художественной литературы, читая и разбирая различные тексты на уроках русского языка и литературы, можно «приблизить» и «оживить» прошлое, совершить увлекательные путешествия, расширить кругозор учащихся, способствовать развитию гражданских, патриотических, эстетических и этических качеств. И сделать это можно с помощью возможностей, которые дает музейная педагогика.
Музей – прекрасное место для неформального образования. Именно в музеях, библиотеках у детей появляется возможность получать знания в мире культуры.
Также музейная педагогика позволяет реализовать поисковый подход в учебном процессе, который, несомненно, является наиболее востребованным современной школой. В рамках этого подхода целью обучения является развитие у учащихся возможностей самостоятельно осваивать новый опыт. Развитие личности учащегося происходит через включение в урок рефлексивных вопросов, таких как «Что я уже знаю по этой теме?», «Что узнал на этом занятии?». Ориентиром деятельности педагога и учащихся является порождение новых знаний, способов действий, личностных смыслов: «Что я еще хочу узнать по этой теме?», «Как соотносятся полученные знани
·я с повседневной жизнью?», «Как я могу их использовать?», «Для чего они мне нужны?». Во время проведения экскурсии учащиеся могут записывать тезисы в тетрадь, копировать материалы с сайта в свои папки, делать пометки. Педагогу важно создавать условия для творческого самовыражения учащихся. Эта задача может решаться через систему творческих заданий учащимся: сочинение, доклад, рассказ, отзыв, эссе, рисунок, поделка, альбом, рассуждение, репортаж, статья и др. Уверена, что учащихся необходимо побуждать к содержательному оцениванию увиденного и услышанного в процессе урока-экскурсии. Предъявляя материал для сравнения, возвращаясь к просмотренному, педагог активизирует размышления детей. Лучшим финалом можно считать открытый финал - когда возникнет много вопросов, и на них нет однозначного ответа - финал обращен к сердцу каждого ученика.
Обобщая вышесказанное, могу сказать, что музейные экскурсии реализуют принцип наглядности обучения, укрепляют связи полученных знаний с жизнью, повышают научность обучения, расширяют кругозор учащихся, в целом способствуют развитию личности детей. В широком понимании мы говорим о воспитании ребят средствами музея. Главное в музейной технологии - уроки доброты.
Благодаря этой работе, мы приняли участие во многих конкурсах не только муниципального, но и республиканского, и межрегионального этапов. Хочется отметить, что учащиеся нашей школы стали призерами и победителями. Так, Мазунова Эльвира (9 –А) была награждена Дипломом победителя межрегионального конкурса авторской поэзии школьников «Цветаевские костры», Фошина Антонина (9 –Б) получила Диплом призера; Шатрова Кристина (6-Б класс), участвуя в международном конкурсе «Прочитаем Грина вместе», организованном Феодосийским литературно-мемориальным музеем А.С. Грина,
в номинации “Проза” награждена Дипломом II степени; Сидорова Екатерина (11 –А) и Шайтор Мария (11 –А) – Дипломами I степени, так как стали победителями Первого творческого фотоконурса «Феодосийская Гринландия – 2016» «С томиком Грина по Феодосии», а Саламатин Александр (11-А) за работу «Современный Грэй», за творчество и фантазию в постановке фотосцен – Дипломом II степени; в III Международном региональном конкурсе детского творчества "Киммерийский венок", организованном Центральной детской библиотекой МКУК "ЦБС" в содружестве с Домом-музеем М.А.Волошина (Коктебель) среди победителей тоже есть ученики нашей школы: I место – Беглова Айше (10 – Б) - за любовь к Феодосии и ее истории, III место - Керимова Сафие (6 – А) - за романтизм мировосприятия, грамоты были вручены: Агеенко Кристине (11 –А) "За простые вопросы к сложной книге", Шкитько Елизавете (7 –А) "За умение отличать лень от мечты", Мурату Абсетарову (10 –А) "За поэтический полет". И это не полный список.
Каждый педагог как итог своего труда хочет видеть в учениках духовно-нравственных личностей, ведь духовность – это категория, определяющая богатство внутреннего мира человека, сочетающаяся с его внутренней нравственной установкой действовать согласно своей совести и свободной воле. Важно научиться уважать не только себя, но и тех, кто рядом.