Реферат по психологии «Фольклор как источник развития психологии традиционных обществ»

Самарский государственный педагогический университет.







Реферат на тему:
«Фольклор как источник в
психологии традиционных обществ»
Выполнила:
студентка 1-го курса
факультета культурологии
Бирюкова Галина.





Самара, 2013г.

Введение.
Актуальность данной темы состоит в том, что, изучая культуру народов, мы изучаем их психологические особенности в развитии. Развитии закономерных традиций преемственности, что делает народное искусство частью современной культуры, ее живым феноменом. - «Уровень культуры эпохи, как и отдельного человека, - говорил А.С.Пушкин, - определяется отношением к прошлому». Зародившись во времена глубокой древности, пройдя многовековой путь развития, фольклор стал своеобразной устной, живой, говорящей летописью о далеком историческом прошлом и в то же время звучным голосом современности. На протяжении тысячелетий у всех народов фольклор был единственной формой поэтического творчества. Но и с появлением письменности в течение многих веков, вплоть до периода позднего феодализма, устное поэтическое творчество было широко распространено не только среди трудового народа, но и среди высших слоев общества: дворянства, духовенства. Возникнув в определенной социальной среде, произведение могло стать всенародным достоянием. Фольклор – это важнейший источник изучения психологии, мировоззрения, эстетики того или иного народа.










Терминология.
Традиционное общество это общество, которое регулируется традицией. Сохранение традиций является в нём более высокой ценностью, чем развитие. Традиционный человек воспринимает мир и заведенный порядок жизни как нечто неразрывно-целостное, священное и не подлежащее изменению. Место человека в обществе и его статус определяются традицией (как правило по праву рождения). В традиционном обществе большинство людей всю жизнь живет в локальном сообществе (например деревне), связи с «большим обществом» довольно слабые. При этом родственные связи, напротив, очень сильны. Мировоззрение (идеология) традиционного общества обусловлено традицией и авторитетом .
Фольклор- (в переводе на английский- «народная мудрость») впервые ввел английский ученый У.Дж. Томс в 1846. Поначалу этот термин охватывал всю духовную (верования, танцы, музыка, резьба по дереву и пр.), а иногда и материальную (жилье, одежда) культуру народа. В современной науке нет единства в трактовке понятия «фольклор». Иногда оно употребляется в первоначальном значении: составная часть народного быта, тесно переплетающаяся с другими его элементами. С начала 20 в. термин используется и в более узком, более конкретном значении: словесное народное творчество. Слово «фольклор» состоит из двух слов: «фольк»(folk) – народ и «лор»(lore) – знание, мудрость; в переводе на русский язык оно обозначает «народное знание», «народная мудрость». Фольклор – творчество, создаваемое народом и для народа -(1 )
Фольклор – это уникальная самобытная культура наших предков –осознается современным обществом как значительный фактор духовности,преемственности поколений, приобщения к национальным традициям.(




История изучения фольклора.
Одним из первых опытов этнопсихологии считается капитальный труд Вильгельма Вундта по психологии народов. Исследуя сюжеты мифов, фольклор, Вундт утверждал, что существует особый «народный дух», который, будучи субстанцией нематериальной и мистической, данной этносу изначала, влияет на его историческую судьбу и общественное развитие. Метод выяснения особенностей общественного сознания через анализ народной культуры не может считаться устаревшим и сейчас. Не менее важен для изучения общественного сознания вклад французского ученого Люсьена Леви-Брюля. Он показал историческую изменчивость общественного сознания, сделал первый шаг к разрушению представления о неизменности психологического облика человека. Леви-Брюль исходит из двух основных положений. Первое заключается в том, что из законов индивидуальной психологии, таких, например, как популярный в то время «закон ассоциации идей», невозможно объяснить верования, коллективные представления, возникающие в каком-нибудь народе или обществе, как явления социальные. Эти коллективные представления возникают в результате социальной жизни народа. Они являются общими для всех членов группы. Передаются индивиду уже в сложившемся виде, а не вырабатываются в нем самом. Они ему предшествуют и переживают его. Подобно тому, как и язык имеет такое социальное, независящее от отдельного человека существование. Леви-Брюль определяет не человечество по человеку, а человека по человечеству. «Особенности примитивных народов он не считает возможным вывести из психологических законов индивидуальной жизни, а, наоборот, самую психологию индивида он пытался объяснить из характера коллективных представлений, возникающих в этих группах, из типа структуры того общества, в котором эти люди живут».
В силу особых идеологических, социальных, исторических условий, сложившихся в России после революции 1917 г. и вплоть до конца 1980-х гг., господствующее (практически монопольное) положение занимала марксистско-ленинская методология. Это исключало свободное обсуждение данной тематики; возможность вернуться к ней появилась лишь в последние десятилетия ХХ в. В работах В.Я. Проппа, Б.Н. Путилова, К.В. Чистова и др. ученых вопросы теоретико-методологических основ фольклористики вновь обрели права гражданства, зазвучали все более настойчиво и обоснованно . В начале ХХI в. они приобрели особую остроту, особый смысл и значение. Русская фольклористика знала целую историческую школу во главе со Всеволодом Миллером. Так, Сперанский говорит в своем курсе русской устной словесности: "Мы, изучая былину, стараемся угадать тот исторический факт, который лежит в ее основе, и, отправляясь от этого предположения, доказываем тождество сюжета былины с каким-нибудь известным нам событием или их кругом" (Сперанский 222с.).














В.Я.Пропп .Огромный вклад в изучении фольклора внес русский фольклорист, один из основоположников современной теории текста.В.Я Пропп. В работе «Морфология сказки» (Ленинград, 1928) Пропп выделяет повторяющиеся постоянные элементы функции действующего лица.. Работа Проппа оказала значительное влияние на развитие структурных исследований мифологических, фольклорных, литературных текстов. Пропп писал- « Мы живем в эпоху социализма. Наша эпоха также выработала свои предпосылки, на основании которых надо изучать явления духовной культуры. Но в отличие от предпосылок других эпох, приводящих гуманитарные науки в тупик, наша эпоха создала предпосылки, выводящие гуманитарные науки на единственно правильный путь. Предпосылка, о которой здесь идет речь, есть общая предпосылка для изучения исторических явлений.»(5) По мнению В.Я. Проппа, критерий отбора явлений действительности в фольклоре не носит всеобщего характера, а является, прежде всего, жанрово обусловленным. В отличие от фольклорного литературный образ, являющийся характерным или типичным для эпохи, социальной среды, отражающий множество имеющихся в жизни прототипов данного персонажа, имеет свое индивидуальное имя и свое лицо, поэтому не может быть перенесен из одного произведения в другое. Здесь обобщенность является промежуточной стадией в создании образа, который на завершающей стадии приобретает черты индивидуальности и «узнаваемости». В фольклоре– и условные пространственно-временные показатели песенного сюжета, и образная вариативность, выявляющая обобщенное представление о типовом герое для целой группы коллективно создаваемых произведений – является проявлением единой правды, особого фольклорного реализма, обусловленного спецификой фольклорного художественного метода. Эта особая фольклорная действительность должна иметь собственные эстетические параметры, к которым можно отнести народный эстетический идеал, обусловленный трудовой деятельностью (эстетика праздничности, а не праздности) , а также специфику восприятия фольклорного произведения – особый тип коллективного восприятия искусства, где совмещаются синестезия и активное непосредственное соучастие в творческом процессе слушателей-зрителей.
В своих работах В.Я. Пропп, установив бесспорную преемственную связь русских былин с эпическими сказаниями народов Сибири, не только представил вероятные архаические основы русского эпоса, но и объяснил многое в его известном науке состоянии. Вся эта работа базировалась не просто на сопоставлении текстов, но на анализе жанровой их природы. . Русский раздел сказок включает жанры: сказки волшебные, кумулятивные, о животных, о растениях и неживой природе, «о людях» (название, предложенное В. Я. Проппом в параллель к употребляемым в науке «реалистические», «бытовые», «новеллистические»), анекдоты, небылицы, докучные 95). Дальнейшая ступень циклы, объединяющие тексты по сюжетам, темам, персонажам (см. у Проппа: по типам персонажей о ловких и умных отгадчиках о ловких ворах, о хозяевах и работниках, о глупцах и т. д.; по типам сюжетов о трудных задачах и др.).Пропп вообще предлагает «в качестве дальнейшего более узкого термина» слово «тип»; затем «типы распадаются на сюжеты, сюжеты на версии и варианты» . Раздел несказочной прозы соответственно включает(по Проппу) жанры рассказы этиологического характера, былички ( «рассказы, отражающие народную этимологию»), легенды, предания, сказы. Можно было бы подключить сюда еще некоторые неканонические жанры.
Между тем жанры это продукт истории фольклора, результат сложных процессов, включающих моменты эволюции, перерывов постепенности, различных трансформаций. В русском фольклоре мы можем найти, кажется, лишь два случая, когда связи между жанрами по генетической линии непосредственно зафиксированы в живых формах и мы вправе говорить о жанре- «источнике» и жанрах, «родившихся» из него: речь идет об исторических песнях и балладах, которые сложились путем преобразования элементов былинного эпоса. Старшая историческая песня обнаруживает свою зависимость от былин по линии сюжетики, многих особенностей поэтики, структуры стиха, музыкальной формы и характера исполнения. . Способность увидеть их, обратить на них внимание, извлечь из живой ткани текста, из образа, мотива качество, важнейшее для фольклориста. Единственный продуктивный путь подключение сравнительных материалов. Новейшие исследования в области истории жанров подтверждают эффективность этого пути. Фольклор разных народов, взятый в синхронном разрезе родственных, близких жанров, отражает разные типологические стадии их истории, и это существенное обстоятельство определяет возможности надежного применения сравнительно-типологической методики.
Русский ученый А.Н.Веселовский считал, что истоки поэзии – в народном обряде. Первобытная поэзия, согласно его концепции, первоначально представляла собой песню хора, сопровождаемую пляской и пантомимой. Роль слова на первых порах была ничтожной и целиком подчинена ритму и мимике. Текст импровизировался соответственно поводу исполнения, пока не приобрел традиционный характер. В античном и средневековом обществе складывался героический эпос (ирландские саги, киргизский Манас, русские былины и пр.). Возникали также легенды и песни, отражающие религиозные верования (например, русские духовные стихи). Позднее появились исторические песни, изображающие реальные исторические событии и героев, такими, какими они остались в народной памяти. Если обрядовая лирика (обряды, сопровождающие календарный и сельскохозяйственный циклы, семейные обряды, связанные с рождением, свадьбой, смертью) зародилась в глубокой древности, то лирика необрядовая, с ее интересом к обычному человеку, появилась значительно позже. Однако со временем граница между поэзией обрядовой и необрядовой стирается. Так, на свадьбе поют частушки, в то же время некоторые из свадебных песен переходят в необрядовый репертуар.










Заключение.
Фольклор не не может изучаться отдельно от истории, он так же неразрывно связан с психологией народа ,в этом и заключается его особенность. быть может этим он и предоставляет такой огромный интерес для всех времен.
В наше время существует огромное кол-во разных работ по истории, психологии, культурологии и др. наук. Для изучения национальных особенностей самым достоверным источником на мой взгляд является именно фольклор. Именно в песне, сказаниях, традициях. Пословицах, поговорках заложены национальные транциндентные














Список используемой литературы.
1.Родионов В.Г. Вопросы жанровой классификации чувашского фольклора
2 .Чувашский фольклор. Специфика жанров. Сборник статей. Чебоксары, 1982. –
3.Б.Н. Путилов «Фольклор и народная культура»
4.См.: Пропп В.Я. Специфика фольклора // Пропп В.Я. Фольклор и действительность: Избр. ст. М., 1976; Гусев В.Е. Эстетика фольклора. М., 1967; Гусев В.Е. Фольклор и народная художественная культура. СПб., 1996; Чистов К.В. Специфика фольклора в свете теории информации // Типологические исследования по фольклору. Сб. ст. памяти Владимира Яковлевича Проппа (18951970). М.,
5 .Русский Гуманитарный Интернет Университет.Библиотека.Учебной и научной литературы.Владимир Пропп.ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ/http://www.opentextnn.ru/man/?id=1941 Содержание.
Введение.
Терминология.
История изучения фольклора
Исследование научных работ В.Я.Проппа.
Заключение.







15