Вклад отечественных ученых в изучение ВНД


Урок биологии 8 класс Спицына С.В..
Тема: Вклад отечественных учёных в изучение ВНД. Задачи:
1. Познакомить со вкладом учёных в разработку учения о ВНД, о врожденных и приобретённых программах поведения, об особенностях ВНД.
2. Развивать умения высказывать свои мысли, умения контролировать собой, самостоятельность, сообразительность.
3. Воспитывать интерес к предмету, активность, патриотизм, организованность.
-7620018288041617901797051851025179705
И.М.Сеченов И.П.Павлов А.А.Ухтомский
(1829 — 1905) (1849 — 1936) (1875 — 1942)
Ход урока.
1. Орг. момент 2.Проверка дом. задания:
- Что такое анализаторы?
- Сколько и какие органы чувств присущи человеку?
- Чем отличается орган чувств от анализатора?
- Как взаимодействуют органы чувств?
- Что такое иллюзия ? Галлюцинация?
- Как предупредить нарушения и заболевание анализаторов?
- Органы чувств регулируются головным мозгом. Что такое рефлекс?
- В чём состояло открытие И.М.Сеченова.?3. Сообщение темы и целей урока. 4. Новый материал. ( Сообщение уч-ся о вкладе учёных в разработку учения о ВНД)
1.И.М.Сеченов(1829-1905) В 1963 в журнале "Современник ", в статье "Рефлексы головного мозга " впервые в мире приоткрыл завесу над таинственной областью психологических явлений. Он доказал , что тайну сознания можно раскрыть методами естественных наук. А так же ему принадлежит открытие тормозных процессов в ц.н.с , явлений суммации в нервных центрах; он установил наличие ритмических биоэлектрических процессов в ц.н.с. Он доказал , что головной мозг может как усиливать рефлексы спинного мозга , так и затормаживать их. Учёный показал , что высшие отделы нервной системы способны регулировать работу нижерасположенных отделов . Чем выше отдел мозга, тем более сложные функции он выполняет.
2.И.П.Павлов(1849-1936) Главная заслуга-изучение функций головного мозга ,создание учения о ВНД . Павлов открыл особый тип рефлексов , образующих у животных в индивидуальной жизни. Он установил , что все рефлексы могут быть разделены на 2 большие группы
Рефлексы:
Врождённые (безусловные) Выработанные в процессе жизни (условные)
Образование условных рефлексов связано с работой коры полушарий большого мозга. Они возникают при обязательном условии сочетания какого-либо раздражения и становятся их сигналами.
- Как же происходит выработка условного рефлекса. Выработка начинается с подачи будущего условного раздражителя. После проявления ориентировочного рефлекса, животному дают пищу.
Она вызывает безусловный слюноотделительный рефлекс и возбуждение в пищевой зоне коры. После этого сочетают условный раздражитель с кормлением. В головном мозге последовательно возникает раздражение в пищевой зоне и зоне , отвечающей за раздражитель. М/у этими центрами появляется временная связь. Образовался условный рефлекс. Если изменить условия опыта , то сначала животное будет реагировать на раздражитель как на сигнал пищи-будет происходить условно-рефлекторное слюноотделение. Но затем начнётся угасание условного рефлекса: слюны будет выделяться всё меньше и меньше пока слюноотделение не прекратится полностью. Через некоторое время рефлекс восстановится - произойдёт растормаживание. Сторожевая собака. Стр .270 рис. 114. -Поведение определяется жизненными потребностями. Все они проявляются периодически. При усилении потребности возникает временно господствующий в ЦНС очаг возбуждения , нацеленный на удовлетворения именно этой потребности . Учёный А.А.Ухтомский назвал такой механизм временного господства возбуждения доминантой. (рассказ ученика об А.А.Ухтомском ) Самостоятельная работа
Стр.272. У доминантного очага ряд особенностей:
1. Способен затормозить все конкурирующие очаги возбуждения.
2. Достаточен любой стимул , чтобы животное реагировало на любое раздр-е.
3. Она позволяет замкнуть временную связь в коре большого мозга м/у нейтронами и жизненно важными событиями.
4. Может проявлять себя в разных ситуациях.
Закрепление.
- Какие условия необходимы для выработки условного рефлекса?
- В результате чего условный рефлекс угасает?
- Что такое доминанта?
- Каков вклад И.М.Сеченова?
- Каков вклад И.Б.Павлова?
Д/З п.53
Итог: Спасибо за урок.