Статья по теме Эффективность использования диктантов в современных условиях


Е.С. Фёдорова
(МКОУ СОШ № 4, г. Мирный)
Эффективность использования диктантов в современных условиях
Результативность процесса обучения во многом зависит от тщательности разработки методики контроля знаний. Контроль знаний необходим при всякой системе обучения и любой организации учебного процесса. Это средство управления учебной деятельностью учащихся. Но для того чтобы наряду с функцией проверки реализовались и функции обучения, необходимо создать определенные условия, важнейшее из которых — объективность проверки знаний.
В распоряжении учителя имеется огромный выбор форм промежуточного и итогового контроля: лексико-грамматические тесты, письменные контрольные работы, устный опрос, зачеты, проекты, презентации, диктанты.
В лексику учащихся 5—7 классов входят лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах предметного содержания речи в объеме около 500 лексических единиц для рецептивного и продуктивного усвоения, простейшие устойчивые словосочетания, оценочная лексика и реплики-клише как элементы речевого этикета, отражающие культуру англоязычных стран. Таким образом, к концу 7 класса общий лексический минимум должен составить около 1000 единиц: 500 единиц, усвоенных в начальной школе и 500 единиц, планируемых для усвоения на первом этапе обучения в средней школе
В этом учебном году я задумалась о контроле знания новых лексических единиц, работая с новым УМК Rainbow English. Авторским коллективом такой вид работы планируется в конце каждого юнита. В рекомендациях по работе с используемым учебным материалом в 5 классе предлагается следующий алгоритм работы с диктантом: «В десятом задании (с. 43) от учеников требуется подготовиться к диктанту, состоящему из семи словосочетаний. Хотелось бы напомнить учителям, что цель таких диктантов — а они включены в каждый из блоков учебника — не проверить знание слов, а выработать у школьников привычку запоминать орфографию английских слов. Диктовать словосочетания предполагается по-английски, однако при желании учитель всегда может сделать это и на русском языке». [1, с 76].
Для 6 класса эти рекомендации являются аналогичными: «Как и в пятом классе, учащиеся пишут диктанты, предварительно подготовившись к ним дома. Школьникам по аналогии с прошлым годом обучения в конце восьмого урока по учебнику (Step 8) предлагается список новых слов, изученных за время работы с блоком — WordBox. Подобная группировка изученной лексики, на взгляд авторов, даёт возможность ещё раз сконцентрироваться на новых словах, облегчает их повторение» [2, с. 86].
Таким образом, можно сделать вывод, что авторы УМК придают важное значение диктантам. А нужны ли вообще диктанты? Чем они могут помочь? Нет ли чего-то более полезного сейчас? А если они полезны, как лучше всего их использовать в условиях лимита учебного времени?
Действительно, диктанты - это одновременно развитие фонематического слуха и отработка орфографии. Так что систематические мини-диктанты - это вполне полезная вещь. Диктант является эффективным инструментом обучения и контроля знаний учащихся. Однако не многие любят писать диктанты. Традиционный словарный или лексический диктант воспринимается учащимися как занятие скучное и неинтересное. Следовательно, возможным является использование новых видов диктантов, включающих в себя разнообразные виды деятельности, способные превратить диктант в одну из самых любимых учащимися форм работы на уроке. Диктанты становятся интереснее, если их превратить в парную работу или делать в микрогруппах. Предлагаю те виды такой работы, которые удалось собрать:
Класс делится на несколько микрогрупп. Учитель дает каждой группе по листу бумаги и затем диктует короткий текст. Каждый ребенок записывает только одно предложение из текста. Затем в группе они решают, все ли правильно записано и если считают, что правильно, поднимают руки. Та группа, которая не ошиблась и первая подняла руки, получает один балл за каждое предложение. Если есть в предложении ошибка, то балл не начисляется. Так диктант превращается в соревнование.
Забавная, но занимающая немало времени игра с диктантом - это "эстафета" ("running dictation"). Учитель набирает и распечатывает 2 текста, состоящих из одного абзаца каждый. Текст № 1 остается у учителя, текст № 2 прикрепляется на доску. Класс разделяется на две группы. В каждой группе определяется порядок, в котором дети будут участвовать в эстафете. Затем первый ребенок из группы 1 подходит к учителю, читает текст и возвращается к группе. Там он пытается продиктовать то, что ему удалось запомнить из текста. Остальные в группе пытаются записать. В это же время ученик из группы 2 делает то же самое с текстом, прикрепленном к доске. Затем следующий ученик читает текст и диктует то, что ему удалось запомнить. Эстафета длится до тех пор, пока текст не записан точно. Побеждает группа, которая справилась с диктантом первой. Эта группа получает 100 баллов, группа, закончившая второй - 90 баллов, следующая - 80 и так далее. Далее следует процедура проверки. Ученикам вручается текст, и группы с пристрастием проверяют диктанты своих соперников. За каждую ошибку снижается определенное количество баллов и по результатам проверки определяется победитель. По окончании проверки можно дать ученикам еще одно задание: отберите у них написанные диктанты и попросите их воспроизвести тексты заново по памяти, работая в группах или индивидуально.
Учитель говорит: «А сейчас мы будем писать диктант. Я буду писать, а вы мне будете диктовать» и идет к доске. Ученики начинают диктовать слова, а учитель записывает их на доске, не забывая делать ошибки. Проверка и оценивание такого диктанта проходит с большим энтузиазмом. Ошибка учителя – это то, что запоминается, а, откорректировав ошибку учителя, ученик наверняка запомнит правильное написание слова.
Предложите ученикам забавную форму диктовки. Выберите подходящий текст, тематически связанный с недавно пройденной темой и предложите им написать whistle dictation. Отметьте в тексте слова, которые вы будете не диктовать, а «просвистывать». Начинайте диктовать. Подойдя к слову, отмеченному в тексте, не произносите его, а посвистите. Ученики слушают текст и пишут. Каждый раз, услышав свист, учащиеся должны самостоятельно выбрать и записать необходимое слово, требующееся по смыслу. Если вы не умеете свистеть или вы стесняетесь свистеть, замените свист каким-нибудь словом, например “nut” или любым другим забавным словом.
Например: It is only 5-minute walk. You can go there on “nut”.
It is only 5-minute walk. You can go there on foot.
Picture dictation очень полезная деятельность для стимуляции визуального вида памяти. Выберите подходящий текст и прочитайте его ученикам, а затем попросите их нарисовать рисунок о том, что они услышали. Попросите рассказать историю по рисунку.
Scrambled dictation актуален для развития навыков диалогической речи и практически не требует никакой подготовки для его проведения. Возьмите любой диалог из учебника и диктуйте его, но порядок следования предложений в диалоге должен быть изменен. После того как ученики записали все предложения, попросите их переписать диалог, употребляя записанные фразы в правильной последовательности. По окончании работы попросите учеников открыть их учебники и самостоятельно проверить работу по учебнику.
“Stop, go back” dictation диктант предназначен для развития полного понимания аудируемого текста. В отличии от традиционного аудирования с использованием аудиозаписей, ученики имеют возможность управлять скоростью диктанта, т.к в качестве магнитофона выступает сам учитель. Нарисуйте на доске знаки, обозначающие “Go”, “Stop”,“Play”, “Rewind” и объясните ученикам, что они в любой момент могут остановить «кассету» и начать аудирование сначала. По команде учеников “Play” учитель начинает читать текст. Ученики стараются записать текст как можно точнее. Когда кто-либо из учащихся начинает испытывать трудности в записи текста за учителем, он говорит “Stop”, “Rewind”, “Play “. Возможность управлять ходом урока и действиями учителя очень нравится ученикам и поэтому даже если самые слабые ученики просят повторить учителя текст снова и снова, обычно это не вызывает возражений у более сильных учащихся. К тому же он имеют возможность проверить записанный ими текст еще раз. Учащиеся, закончившие диктант, передают свои работы учителю. Первый ученик, закончивший текст, получает максимальное количество баллов и признается победителем.
Для “Gap” dictation выберите небольшой текст из вашего учебника. Подготовьте вариант этого текста с пропусками и запишите его на доске. Начните диктовать текст. Диктуйте медленно и попросите учащихся записывать только те слова, которые пропущены на доске. Для тех слов, которые записаны на доске, учащиеся должны оставлять пропуски. Закончив чтение текста, сотрите текст с доски и попросите учащихся заполнить пропуски в их текстах. По окончании работы ученики открывают учебники и проверяют свои тексты.
Text reconstruction dictation формирует у учащихся навыки составления заметок по прослушиваемому тексту. В качестве текста может быть выбран короткий рассказ или диалог. Во время первого прочтения текста учащиеся ничего не записывают, а только слушают текст, стараясь понять основной смысл. При втором прочтении текста попросите учеников записывать не все слова, а только те, которые, по их мнению, являются ключевыми. Ученики могут работать индивидуально или в парах. Вы можете облегчить задачу учащимся, подчеркнув значимые в тексте слова интонационно или жестом. После второго прочтения учащиеся приступают к реконструкции прочитанного текста, составляя рассказ или диалог по ключевым словам. Данный вид упражнения полезен для развития навыков как основного, так полного понимания аудируемого текста, а также лексической и грамматической составляющих языковой компетентности.
Подобного рода диктанты включают такие виды работы как аудирование, чтение, говорение, письмо, а также развивают память и внимание. Кроме того, совершенствуются навыки работы в коллективе и умение слушать друг друга. Такие конкурсы орфографии делают диктанты гораздо интереснее, чем традиционные способы их проведения. Подводя итог, я делаю вывод, что данная тема является интересной и полезной, но необходимо найти такие формы работы с диктантами, чтобы эти формы разумно сочетали временные затраты на уроке, силы учителя на их подготовку и результат. Хотя, каждый учитель, накопив комплект текстов для диктантов один раз, может пользоваться созданными или подобранными материалами очень долго.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Афанасьева, О. В. Английский язык. 5 класс. Книга для учителя к учебнику О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой, К. М. Барановой : учебно-методическое пособие / О. В. Афанасьева, И. В. Михеева, К. М. Баранова. — М.: Дрофа, 2015. — 203 с. — (Rainbow English).
Афанасьева, О.В. Английский язык. 6 класс. Книга для учителя к учебнику О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой, К. М. Барановой: учебно-методическое пособие / О. В. Афанасьева, И. В. Михеева, К. М. Баранова. — М.: Дрофа, 2015. — 268 с. — (Rainbow English).