Статья Этнокультурное воспитание учащихся школы искусств


ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ
Изучение возможностей использования потенциала народной художественной культуры в воспитании вступает в новый этап своего развития: от разрозненных исследований по фольклору, декоративно-прикладному творчеству, народному костюму, осуществляется переход к ее системному осмыслению, обоснованию целесообразности ее использования в образовательном процессе. Это позволяет вести пропаганду активной жизненной позиции, ценностей исторического, культурного и духовного наследия, действенности ритуалов и символики. На основе возрождения этнокультурной среды можно воспитать духовно – нравственную личность, которая сможет в дальнейшем ориентироваться в социальной среде и внести большой вклад в развитие общества.
Задача школы искусств в условиях создания этнокультурной среды - закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми. Это определяет пути создания этнокультурной среды, такие, как: 1.Становление личности через этнокультурную среду, знакомство с народным творчеством, обычаями, традициями, укладом жизни народа.
2. Расширение круга знаний национальных игр - вызывать положительные впечатления, помогать детям через игру понять особенности национальной культуры людей.
3. Воспитание любви к родине через формирование чувства любви к природе родного края. Понимание важности знания родного языка - вызвать интерес к его изучению, к изучению истории своего края, села.
4. Создание условий для самостоятельной исследовательской деятельности детей в условиях этнокультурной среды. Выработка потребности в создании собственной картины мира.
5. Развитие способности к овладению различными видами художественной деятельности, к углублённому приобщению к искусству.
6. Формирование потребности в здоровом образе жизни, высоком уровне коммуникативной компетентности.
7. Обогащение содержания образовательного процесса за счет привлечения педагогического потенциала, вариативных и авторских программ.
8. Развитие у педагогов способности видеть педагогическую проблему, находить новые формы организации занятий.
Раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции, посредством вхождения в годичный праздничный круг. Одним из видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение, является, игра. Имеются в виду не только игры в собственном смысле слова, но и все виды деятельности, которые в народной традиции имеют характер игры (обряды, праздники, национальные виды спорта и др.). Чукотские игры, имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность социальной гармонизации. Они учат личность тому, что цену имеет такое личное достижение, которое непротиворечиво вписано в жизнь детского сообщества. Народный праздник является именно такой большой яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми любимые в народе праздники, мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след. Народное воспитание создает у детей осознание своей сопричастности не только семье, группе или школе, но и общностям более высоких порядков (посёлок, город, народ). Это чувство сопричастности - основа будущего патриотизма.
Потенциал народной художественной культуры: музыкальный фольклор, народные ремесла и промыслы, календарно-обрядовые праздники, народные игры, бытовые танцы, служит основой приобщения учащихся к традициям, формирования целостных представлений об этнокультурных особенностях региона, развития их личностных качеств, эмоциональной сферы, навыков поведения в обществе.
Этнокультурное воспитание в нашем учреждении структурно можно представить тремя компонентами: образовательно-воспитательным, культурно-просветительским, научно-методическим.
Обеспечивается взаимодействие всех участников процесса этнокультурного воспитания на занятиях по национальной хореографии, изобразительному, национальному декоративно – прикладному искусству, при организации календарно-обрядовых праздников. Реализуется оно при взаимосвязи игровой, концертной, театрализованной деятельности. Этнокультурное воспитание обеспечивает приобретение опыта социальных взаимоотношений и поведения ребёнка в поликультурном обществе, коллективе, семье.
Этнокультура – это самобытная культура конкретного этноса, где непосредственно происходит сохранение локальных этнических норм (материальных и духовных ценностей). Учащийся, как субъект этнокультуры, является не только ее потребителем, но становится носителем культурных ценностей.
Этнокультурное воспитание рассматривается как процесс по приобщению учащегося к народной художественной культуре, в ходе которого он приобретает знания об этнокультурных особенностях региона, формируются его нравственно-этические представления, развиваются коммуникативно-поведенческие навыки, соответствующие принимаемым и одобряемым образцам в традиционной культуре, совершенствуется эмоциональная сфера, осуществляется творческая реализация в мероприятиях этнокультурной направленности.
Учащиеся проходят адаптирующий, преобразующий, продуктивный этапы, что определяет его путь от формирования первоначальных потребностей к этнокультурной деятельности к приобретению опыта для осуществления практической деятельности и понимание своей значимости в деле сохранения традиций через непосредственное участие в творческой этнокультурной деятельности.
Основываясь на психовозрастных особенностях школьного возраста, можно выделить компоненты этнокультурного воспитания, которые объединяют учебно-воспитательный, культурно-просветительный и методический процессы, определяя целостность реализации народной художественной культуры:
Когнитивный, определяющий качество, объем, системность знаний в области народной художественной культуры Чукотки, нравственно-этические представления, развитие самосознания:
знания в области народной художественной культуры: музыкальный фольклор, декоративно-прикладное творчество, представления о календарно-обрядовых праздниках;
нравственно-этические представления, закрепившиеся в традициях;
развитие самосознания как способности принятия этнокультурных ценностей.
Эмоционально-мотивационный, характеризующий наличие эмоциональных переживаний, возможность эмоционального отклика в процессе художественно-творческой деятельности, проявление интереса к этнокультурным традициям, формирование мотива к народной культуре:
проявление интереса и желания учащегося включаться в обрядовый, праздничный, игровой, фольклорный процесс;
развитие положительных эмоций, мотивации к познанию народной художественной культуры.
Деятельностный, формирующий личностную позицию к этнокультурным традициям, их принятие, одобрение и творческую реализацию в практической деятельности:
коммуникативно-поведенческие навыки, соответствующие принимаемым и одобряемым образцам в народной художественной культуре (умение сотрудничать, уступать, помогать и т.д.);
творческая реализация в мероприятиях этнокультурной направленности (концерты, выставки, календарно-обрядовые действия и т.д.).
Выделяют следующие уровни, характеризующие степень этнокультурного воспитания учащихся:
Низкий уровень:
- имеют незначительные представления о фольклоре, традициях Чукотки,
-практически не используют в обиходе фольклор, народные игры,
-затрудняются назвать народные ремесла и промыслы,
-не сформированы нравственно-этические представления,
-отсутствует интерес к этнокультурной деятельности (фольклорные праздники, обряды и т.д.),
-испытывают трудности в общении со сверстниками и взрослыми.
Средний уровень:
-присутствуют представления о  фольклоре, традициях Чукотки,
-ситуативно используют в обиходе фольклор, народные игры,
-знакомы с народными ремеслами и промыслами, имеют первоначальные 
навыки  их изготовления,
-наблюдается наличие нравственно-этических представлений,
-ситуативный интерес к этнокультурной деятельности, нет достаточной свободы общения и контакта с детьми других национальностей, малоактивны в традиционных обрядах и праздниках.
Высокий уровень:
-знают праздники календарно-обрядового круга их особенности,
-с желанием используют в обиходе  фольклор, народные игры,
- имеют достаточные навыки для самостоятельного изготовления изделий народных ремесел и промыслов,
- сформированы нравственно-этические представления, закрепленные в традиции,
- присутствует устойчивый интерес к этнокультурной деятельности,
- общительны, свободно контактируют с детьми разных национальностей.
В нашем учреждении реализуются образовательные программы «Хореографическое искусство», «Декоративно – прикладное творчество» (мех, кожа). Предметные циклы программ основаны на главных этапах календарно-обрядового круга, народных традициях народов Чукотки. На занятиях хореографии учащиеся осваивают различные песенные жанры (заклички, прибаутки, колыбельные, свадебные, горловое пение и т.п.), знакомятся с элементами национальной хореографии, национальными праздниками, традициями и обрядами народов Чукотки.
В процессе реализации программы по декоративно – прикладному творчеству учащиеся приобретают навыки различных видов швов, аппликации по коже, изготовления изделий из меха и кожи и др., что позволяет сформировать представления о ремеслах и промыслах, сохранившихся на территории Чукотки. Наблюдения в ходе занятий подтвердили высокую активность учащихся в процессе творческой деятельности, их желание и умение работать в коллективе, применять полученные навыки в повседневной жизни.
Развитие у учащихся положительного эмоционального восприятия народной художественной культуры основывается на повышении интереса и формировании положительных эмоций детей в процессе творческой деятельности. При создании различных изделий из меха и кожи, тканых панно, оберегов из бисера, ребята получают эмоциональное удовлетворение от того, что они выполнили своими руками, услышали похвалу и одобрение от преподавателей, родителей. Занятия, которые проходят в специально оборудованных кабинетах способствуют созданию этнокультурной среды, работе в доброжелательной атмосфере, что непосредственно сказывается на психоэмоциональном состоянии детей.
В процессе работы у учащихся формируется положительное отношение к народной художественной культуре, отмечается повышенная потребность и желание узнавать и получать еще больше информации о сохранении и развитии народной художественной культуры народов Крайнего Севера.
Коммуникативно-поведенческие навыки формируются у учащихся при подготовке обрядовых блоков, концертных программ, где происходит распределение ролей между детьми, погружение в традицию. Погружение в обрядность, творческая реализация учащихся в концертно-выставочной деятельности прослеживается в способности детей быть не только наблюдателями творческого процесса, но включаться и погружаться в сам процесс. Соприкосновение детей с лучшими образцами народной культуры, способствуют развитию не только художественных и музыкальных способностей, но умению передавать и использовать этнокультурный опыт, устанавливать контакты со сверстниками различных национальностей.
Учащиеся школы искусств принимают активное участие в школьных мероприятиях, праздниках, различных фестивалях, где выступления детей отмечаются дипломами, памятными подарками, благодарственными письмами.
Участие в календарно-обрядовых праздниках, занятия различными видами деятельности способствуют повышению самооценки детей. Таким образом, этнокультурное воспитание учащихся есть социальный и психолого-педагогический феномен, определяющий приобщение ребёнка к народной художественной культуре, приобретение им первоначального этнокультурного опыта, способствующего принятию ценностей, развитию коммуникативно-поведенческих навыков, соответствующих принимаемым и одобряемым образцам в традиционной культуре,  социальной адаптации в поликультурном обществе.
В результате процесса этнокультурного воспитания у детей происходит формирование положительного отношения к этнокультуре, устанавливаются нравственно-этические представления (о добре, уважении старших, сопереживания ближним и т.п.); формируется потребность реализовываться в позитивных поступках; развивается положительный эмоциональный фон. Приобретая первоначальный этнокультурный опыт, ребёнок оптимально социализируется в поликультурном обществе.
Директор
МАОУ ДО «ДШИ ГО Эгвекинот»Л.И.Бережная