Урок по русскому языку на тему: Обобщение и систематизация знаний о глаголе. 3класс УМК Гармония


МОУ Ильинская СОШ Угличский МР Ярославская обл.
Технологическая карта урока
по русскому языку в 3 классе
УМК «Гармония»
Тема: Обобщение и систематизация знаний о глаголе. Урок - практикум в форме деловой игры с использованием ИСО.
Учитель: Липина В.А.
2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Автор: Липина В.А.. Стаж работы 28лет I квалификационная категория.
УМК «Гармония». Учебник. Русский язык. Соловейчик Марина Сергеевна, Кузьменко Надежда Сергеевна.
Урок русского языка с использованием ИСО
Тема урока: « Обобщение и систематизация знаний о глаголе».
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений
Тема: «Обобщение и систематизация знаний о глаголе. Урок - практикум в форме деловой игры с использованием ИСО».
Цели:
Личностные:
создать условия для формирования способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Метапредметные:
создать условия для формирования коммуникативных универсальных действий, (работать в группе, выполнять различные роли в группе, умение договариваться, действовать сообща, слушать других, принимать другую точку зрения)
создать условия для формирования регулятивных универсальных действий, развивать умение ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности
создать условия для формирования познавательных универсальных действий (ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы)
Предметные:
обобщить и закрепить знания, умения и навыки при определении времени глагола, его числа, лица или рода.
Межпредметные связи: русский язык, ИКТ, окружающий мир, математика
Ресурсы:
- основные: Соловейчик Марина Сергеевна, Кузьменко Надежда Сергеевна. Русский язык. Часть II.
- дополнительные:
мультимедийный проектор;
экран;
флипчарт по теме «Глагол» для детей,
карточки №1 по теме: «Выделение глаголов среди других частей речи»,
карточка№2 с самостоятельной работой по выбору по теме « Определение времени у глаголов»
реклама
рабочие тетради,
листы отчета (для самооценки),
Организация пространства:
фронтальная работа,
индивидуальная работа,
работа в парах, группе
Деятельность учителя Деятельность учеников Формируемые УУД
I. Организационный этап. Эмоциональный настрой.
Я рада видеть каждого из вас,
И пусть зима прохладой в окна дышит,
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
- Итак, желаю всем вам добиться положительных результатов сегодня на уроке.
1 слайд Уметь определять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД)
II.Актуализация знаний.

-Ребята, сегодня у нас необычный урок в форме деловой игры . Итак, представим, что мы находимся в издательстве газеты «Наша речь». Нам срочно нужно выпустить газету. Каждый из вас должен четко выполнять задания.
-А тему нашей газеты вы узнаете отгадав кроссворд ,2 слайд
1. Часть речи, которая не изменяется по родам.2. Часть речи, которой командует существительное.3. Часть речи, которая употребляется во избежание повторов в рядом стоящих предложениях. Не называет предмет, а указывает на него4. Часть речи, которую можно «упорядочить».5. Часть речи, которая не изменяется по падежам.
определения темы и цели урока.
1.существительное
2.прилагательное
3.местоимение
4.числительное
5.Глагол

Уметь открывать папку с нужными документами на рабочем столе компьютера (Познавательные УУД)
Уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД)
Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД).
Уметь находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).
III. Формулирование темы урока, постановка цели.
Организует формулирование темы урока учащимися.
- Какое слово у вас получилось?
(Глагол-Какой части речи будет посвящен выпуск сегодняшней газеты?
Слайд 3
Прочитайте эпиграф газеты: Глагол-самая огнепыщущая, самая живая часть речи. А.ЮговКак вы понимаете эти слова?
Работают 3 отдела: отдел писем, отдел спорта. Отдел новостей
С помощью учителя формулируют тему урока и цель.
Глагол
Дети читают вопросы на 3 слайде
Глагол обозначает действие, движение, без него невозможно передать события, невозможно представить будущее. Узнать прошлое Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).
IY. Обобщение и систематизация знаний
1. работа над разделом
-Какого происхождение слова «глагол»? готовил отдел новостей
-Роль глагола в речи- отдел писем
«Найти верный глагол для фразы -это значит дать движенье фразе» А.Н.ТолстойКакое место занимает глагол по частоте употребления? Отвечает отдел спорта
На доске открываются
Глагол эпиграф
действие
состояние
что делать?
Что сделать?
Материал надо утвердить и послать в номер.
Карточки№1Найди и выпиши из данных слов глаголы:
Напев, певец, петь, запел, певчий поет
-Составь и запиши предложение
2.Работа над следующим разделом нашей газеты
-Как изменяются глаголы?
Открывается число
-Как определить число глаголов?
-Материал надо утвердить. Для этого отдел спорта предлагает игру «Футбол»
Слайд 5
Отделу писем, спорта
-Запишите глаголы ед.ч. в столбик, напротив запишите антонимы
Отделу новостей
-Запишите глаголы мн.ч. в столбик, напротив глаголы синонимы
Проверка слайд 6
-Чем больше синонимов знает человек, тем точнее он выражает свои мысли
Работа над многозначностью глаголов
-Обратите внимание на глагол идёт. Этот глагол имеет 40 значений. На парте стихотворение, дети подбирают слова. Проверка на доске слайд 9
Физкультминутка- слайд 7
3.Работа над следующим разделом нашей газеты
-Изменение глагола по временам.
- Как определить время глагола?
(Надо задать вопрос.)
-Материал будет утвержден и пойдет в номер после следующей работы по отделам(в паре)
Проверка
Слайд 8 (шторка)
_ Что значит глагол в неопределённой форме? На какие вопросы отвечают, отличительный признак.
- Я читаю стихотворение, а вы хлопайте в ладоши, если услышите глагол н.ф.
Не мешайте мне мечтать!
Мне б мешок конфет мешок достать,
Развернуть, жевать, сосать,
Чавкать, чмокать, уплетать,
Долго-долго не глотать,
Наслаждаться, смаковать.
-Ребята, как изменяются глаголы в прошедшем времени?
Открывается м.р, ж.р., ср.р.
Материал будет утвержден и пойдет в номер после следующей работы по отделам(в паре)
Термин «глагол» в переводе с латинского означает слово, речь. В словаре Даля это слово означает
А)словарь, речь
Б)часть речи, разряд слов, выражающих действие, состояние.
Слово-исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои, дар говорить.
Необыкновенная часть речи глагол тем, что обозначает действие или состояние. Отвечает на вопросы что делать? Что сделать?. Глаголы-синонимы. Антонимы помогают нам передать свою мысль наиболее ярко и красиво, дают возможность четко и ясно выразить мысль
По частоте употребления глагол занимает второе место после существительного. Самыми употребляемыми глаголами являются мочь, сказать, говорить, знать, видеть, стать
.
Проверка по эталону (на карточке), самооценка
Петь, запел ,поет
Глаголы изменяются по числам, временам…
-Глаголы в единственном числе обозначают действие одного предмета.
-Глаголы во мн.ч. обозначают действие двух или более предметов.
Дети у доски забивают гол в ворота:
ед.ч. мн.чкричит, смотрят, строит, рисуют, идет, говорят
Проверка по эталону на доске. Самооценка
Кричит-молчит
Идет-стоит
Строит-разрушает(ломает)
Смотрят-глядят
Рисуют-изображают
Говорят-беседуют
Работа в группе
Вдаль наша улица ИДЁТ
ТЯНЕТСЯ
Трамвай по улице ИДЁТ
ЕДЕТ
И дождь по улице ИДЁТ
МОРОСИТ
А он пешком себе ИДЁТ
ШАГАЕТ
Упорно к цели он ИДЁТ
СТРЕМИТСЯ
Идёт! -
о том и речь идёт. ИДЁТ
ВидеозарядкаГлаголы бывают настоящего, прошедшего. Будущего времени
Открывается наст.в., прош.вр., буд.вр.
Глаголы настоящего времени отвечают на вопросы что делаю? что делаем? что делаешь? что делаете? что делает? что делают?
Глаголы прошедшего времени отвечают на вопросы что делал? что сделал? что делала? что сделала? что делало? что сделало? что делали? что сделали? и в вопросе есть суффикс эль.
Глаголы будущего простого времени отвечают на вопросы что сделаю? что сделаем? что сделаешь? что сделаем? что сделает? что сделают? И в вопросе есть приставка эс.
Глаголы сложного будущего времени состоят из глагола-связки быть и глагола в неопределенной форме. Вопросы сложного будущего времени: что буду делать? что будем делать? что будешь делать? что будем делать? что будет делать? что будут делать?)Работа в паре
В каждом отделе своя карточка-загадка. Прочитайте, отгадайте, найдите глаголы, подчеркните и укажите время
Отдел писем: (наст.вр.)
По полю рыщет,
Поёт, да свищет,
Деревья ломает,
К земле приклоняет.(ветер)
Отдел спорта (прош.вр.)
Нашумела, нагремела,
Всё промыла и ушла.
И сады и огороды
Всей округи полила.(туча)
Отдел новостей (Буд.вр.)
В открытые окна
Нежданно влетит,
То что-то прошепчет,
То вдруг загудит,
Притихнет, умчится,
Примчится опять,
То вздумает по морюВолны гонять (ветер)
Фронтальная проверка на доске по эталону
Самооценка
Глаголы в н.ф. не изменяются.
Что делать? Что сделать? –ть, чь, тиДети хлопают в ладоши
В ед.ч. по родам
Работа в тетради упр.82.
1)-отдел писем
2)-отдел спорта
3)-отдел новостей Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД)
Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).
Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного (Познавательные УУД).
Уметь проводить сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).
Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
-Проверка. Слайд 11 Сравните с образцом на экране.
выполняют задание самостоятельно в тетради.
Работают в парах, распределяя глаголы по родам.
Проверка по эталону слайд 11
Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину исправляют ошибки.
Выполняют самооценку с помощью листов отчета .Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

-Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени?
На газете открывается по лицам
Дополнительно
*Разбор глагола: поёт, влетит
(Зима.)


-Чтобы привлечь внимание к нашей газете нужна реклама. Значение?
Реклама – яркая информация о каких – нибудь товарах, видах услуг с целью привлечь внимание и увеличить спрос на них.
-Прочитайте рекламу так, чтобы привлечь внимание к нашей газете.
-По лицам и числам

1Поёт—что делает?, дейст., изменяется по вр.-гл.
2.неопр.ф.- что делать?- петь
3.В наст.вр., в ед.ч., во 2-м л.
1.Влетит –что сделает?,действ., изменяется по врем.-гл.
2.Неопр.ф.-что сделать – взлететь.
3.В буд.в., в ед.ч., 3л.
Проверка. Самооценка
Готовят в группе выразительное чтение
Дорогой читатель!
О многом ты узнаешь
Если газету «Глагол» почитаешь!
Глагол - настоящий богач среди речи.
Ведь он такой интересный в общении.
Дорогие жители села!
На работе усердно работай!
Ну, а дома отдыхай!
И газету «Глагол» на диване
С чашкой кофе в руках почитай!
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД)
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).
Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
Итог. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Слайд 4
Вот и готов выпуск газеты. Обратимся к эпиграфу.
-что такое глагол?
-на какие вопросы отвечает?
-что обозначает?
-как изменяется?
Организует рефлексию. Слайд 13
Организует самооценку учебной деятельности.
- Вот и закончился наш урок. Подсчитайте общее количество баллов, выставьте себе оценки.
- Мы выполнили все задания. Молодцы! Слайд 14 Отвечают на вопросы учителя.
Делают самооценку в своих листах отчета .Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).
Домашнее задание
Дома составить связный текст из одних глаголов на тему: «Один день из моей жизни» Лучший текст опубликуем в газете.

Вот опять звенит звонок.
И закончился урок.
Спасибо за старание!
До встречи! До свидания!


ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА И ЭОР
Соловейчик, М. С., Кузьменко, Н. С. К тайнам нашего языка: учебник русского языка. 3 класс. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2008-2009г.
Методические рекомендации к учебнику и тетрадям-задачникам для 3 класс
М. С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко. Смоленск. «Ассоциация XXI век» 2014 г.
.
https://docs.google.com/present/edit?id=0AQ3x_siSjj13ZGNqY2I0dnZfMjRma2dqMzhjeghttp://www.proshkolu.ru/user/POSH-MORGO/blog/171810/http://eorhelp.ru/node/178http://eorhelp.ru/node/337http://eorhelp.ru/node/84http://www.openclass.ru/node/32498http://www.school2100.ru/pedagogam/collect/index.php?SECTION_ID=1145