Самоанализ урока русского языка по теме «Обобщение знаний о глаголе» в 3-4 классах


Самоанализ
урока русского языка по теме «Обобщение знаний о глаголе» в 3-4 классах, разработанного и проведённого учителем начальных классов
Зареченской НШ Чернецкой Т.В.
Тип урока: обобщение изученного материала.
Обучающие цели:
- Закрепить знания о глаголе, умение точно употреблять глаголы в устной и письменной речи, навыки нахождения глаголов, изменения глаголов по числам, родам, лицам, временным формам.
Развивающие цели:
- Способствовать развитию навыков мышления, внимания, памяти, орфографической зоркости, каллиграфического письма.
Воспитательные цели:
- Воспитывать культуру поведения, самостоятельности.
- воспитывать культуру речи, любви к слову.
Методы: наглядный, словесный, практический, проблемно – поисковый.
Формы: фронтальная, индивидуальная.
Технологии: элементы игровых технологий обучения, уровневой дифференциации, использование здоровьесберегающих методик.
Оборудование: учебник, домик – наглядность, картинки, дидактические карточки.
Исходя из целей и задач был спланирован тип урока - обобщение изученного. Исходя из типа, урок строится по следующим этапам:
- Организационный момент.
- Сообщение темы, цели урока.
- Повторение изученного (составление кластера)
- Минутка чистописания.
- Словарная работа.
- Игры
( Задания на развитие мышления – игровые технологии).
- Работа по учебнику – самостоятельно.
- Работа на доске.
- Физминутка.
- Самостоятельная работа по карточкам, с последующей проверкой.
- Рефлексия.
При разработке данного урока мною учитывались возрастные особенности детей младших классов и реальные возможности учеников моего класса: это средняя работоспособность, трудности с концентрацией и переключением внимания, неустойчивая эмоционально - волевая сфера, Урок опирался на знания, умения учеников, полученные ранее.
Организационный момент включал в себя эмоциональный настрой. Приём закрепления в виде игр вызывает у учащихся чувство радостного удовлетворения, уверенность в своих силах, ставит каждого ученика в условия поиска, обеспечивает участие в работе всех учащихся.
Осуществлялась связь с жизнью и другими предметами.
На уроке реализованы следующие принципы:
1. принцип адаптивности (каждый ребёнок работал на своём уровне сложности, в зоне своего развития- дифференцированные задания.)
2. принцип развития реализовывался на разных этапах урока (содержание материала подобрано на «сильного» и «среднего» учеников – работа по карточкам.)
3. принцип целостности содержания образования ( на уроке прослеживалась связь с темами предыдущих уроков, это связь с именем существительным)
4. принцип ориентированной функции знаний (ученики осознавали необходимость приобретения знаний).
5. принцип психологической комфортности (создана атмосфера творчества и доверия.)
Здоровьесберегающий аспект: хорошая работоспособность обеспечивалась сменой видов деятельности, применением здоровьесберегающих технологий (в начале урока выполняется упражнение для кисти руки), физминутка, организация обучения в режиме «динамических пауз». Дети переводились из положения «сидя» в положение «стоя». Главным здесь являлось не столько длительность стояния, сколько сам факт смены поз. Психологическая атмосфера поддерживалась формами работы, т.к. снималась тревожность, мнительность, нерешительность, в результате общение на уроке было продуктивным и качественным. За счёт применения разных вариантов заданий, с разным уровнем нагрузки на органы зрения, слуха, моторику, введения здоровьесберегающих технологий было обеспечено рациональное использование времени. Предупреждалась перегрузка школьников.
Дети работали увлечённо, с интересом, давали полные ответы. Развивающая и воспитательная цели решались в единстве с образовательной. Урок цели достиг.
Работу по введению элементов игровых технологий в уроки русского языка в начальной школе провожу в течение нескольких лет. Игры – позволяют сделать урок интересным, доступным, понятным, помогают повысить активность детей, усвоить знания, снять напряжение, создают на уроке благоприятный эмоциональный фон. Всё это способствует лучшему усвоению детьми учебного материала и, как следствие, повышению уровня грамотности учащихся. Главный результат своей работы я вижу в том, что дети начинают по-другому относиться к слову и сами становятся авторами языковых игр, то есть активными творцами.
Я уверена, что обучать ребёнка необходимо радостью, воспитывать его с большей любовью, а всю работу строить на интересе, поощрении и похвале.
Модели игр с глаголом, которые учитель может наполнить необходимым материалом и использовать по своему усмотрению во время орфографических пятиминуток, при объяснении новой темы, закреплении её, на обобщающих уроках. Игровая обстановка трансформирует и позицию учителя, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия.
Итоги игры выступают в двойном плане - как игровой и как учебно-познавательный результат. В начальной школе необходимо использовать игры, способствующие обогащению и закреплению у детей бытового словаря, связной речи; игры, развивающие память, внимание, наблюдательность, укрепляющие волю.Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием сюжета, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух смекалку и др.
Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого учителя начальной школы.