Конспект урока русского языка по теме : Обобщение знаний о глаголе

Конспект урока русского языка в 4 классе.
Тема: Обобщение знаний о глаголе.
Цель урока: Обобщить знания о глаголе.
Задачи: Образовательные (учебные):
1.Совершенствовать умение распознавать глагол среди других частей речи;
2.Развивать орфографическую зоркость, память, мышление, внимание, кругозор учащихся.
Развивающие:
1.Учить применять полученные знания в конкретной языковой ситуации.
2.Формировать умение употреблять глаголы в речи.
Воспитательные:
Воспитывать интерес и уважение к русскому языку.
Тип урока: Обобщение новых знаний.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, мультимедиа, презентация, листы с заданиями

Ход урока.
Слайд 1. Русский язык.
1.Психологический настрой на урок.
-Сейчас у нас урок русского языка. На уроке присутствуют гости. Улыбнитесь гостям, пожалуйста. Я желаю вам плодотворной успешной работы. Проверим посадку!
2.Введение в тему урока. Орфографическая пятиминутка.
Открываем тетради, записываем число, классная работа. В это время у доски работает ученик( Симанов Евгений), разбирает предложение по членам и частям речи.
Весной река разлилась и затопила низкие берега.
разлилась ( когда? чем?) весной
затопила ( что?) берега
берега (какие?) низкие
-На слайде 2 написаны слова: г..р..зонт, лаг..рь, адр..с, гор..д, ов..щи, л..пата ,с.рока, черный, желтый, Россия, м.талл, б.сед..вать, М.сква, п..р..писывать,з.мл.ника
- Прочитайте слова.
-Что объединяет эти слова?( Они все из словаря)
-Какое задание вы предложите?( вставить пропущенные буквы)
-Записываем слова в тетрадь со слайда. (После того, как дети записали слова, появляется слайд 3, на котором слова со вставленными буквами.)
-Какие части речи встретились в словарном диктанте?
-Назовите имя существительное, имя прилагательное, глагол.
-Как различить между собой эти части речи?
Проводится взаимопроверка тетрадей за партами. Я оцениваю словарный диктант у 4 учащихся.Оценки за словарный диктант получили:
Проверка работы у доски с помощью сигналов.
-Тему урока определите, если подчеркнете первую букву у первых шести слов.
-И сейчас, наверное, вы сами сможете сформулировать тему нашего урока.(дети говорят)
-Сегодня мы повторим все, что мы знаем об этой части речи.
Слайд 4. Тема: Обобщение знаний о глаголе
3. Работа по теме урока.
-Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по стране «Глаголы».
-Наш поезд прибыл на станцию «Вспоминай-ка!»слайд 5
-Послушайте (слайд 6)стихотворение, которое вам прочтет Игорь С.
Интересная часть речи в русском языке живет.
Кто что делает, расскажет.
Чертит, пишет иль поёт,
Вышивает, или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
всё расскажет нам (глагол)
Работа с текстом стихотворения:
-найдите в стихотворении главное слово (глагол)
--Перечислите глаголы из стихотворения .По мере ответа на слайде 7 появляется запись: глагол-это часть речи, обозначает действие, отвечает на вопросы
-Чем является глагол в русском языке? (частью речи)
-Чем особенна эта часть речи? (рассказывает о действиях, обозначает действие предмета)
А еще что?
Может обозначать состояние предмета и изменение признака предмета
Есть ли в стихотворении такие глаголы? Нет
Назовите глаголы, обозначающие состояние предмета(болеть, грустить) и изменение признака(чернеть,белеть).
-Как отличили глаголы от других частей речи (по вопросу)
-На какие вопросы отвечают глаголы?
Повторите все, что вспомнили о глаголе (1 уч-ся)
Глагол-это часть речи, обозначает действие, состояние предмета и изменение признака предмета отвечает на вопросы что делает? что сделает? что будет делать?

Работа в парах. На парте лежат карточки, на которых написаны слова: всю покрывало белое землю покрывало. Из этих слов дети составляют загадку.
Белое покрывало всю землю покрывало. Чтение загадки вслух.
-Как вы думаете, что это?(слайд 8 –картинка с отгадкой-снег)
-Что необычного увидели в предложении? ( 2 слова пишутся и произносятся одинаково, но обозначают разное, т.к. являются разными частями речи.)

-Как различить эти слова?
-Для этого найдем грамматическую основу предложения.
-Чем выражено подлежащее, сказуемое?
-Какой сделаем вывод о глаголе?( в предложении является сказуемым)снова показ слайда7+добавить в предложении является сказуемым.
Станция «Отдыхай-ка!» зарядка для глаз (слайд 10)
Физминутка подвижная со слайда 11
Слайд12. -Следующая станция «Называй-ка!».
Прочитайте отрывок из произведения.
-Как называется произведение и кто автор? ( Слайд13-А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»+картинка из сказки

«Чем вы, гости, торг ведете?  И куда теперь плывете?»  Корабельщики в ответ:  «Мы объехали весь свет;  Торговали мы булатом,  Чистым серебром и златом,  И теперь нам вышел срок;  Будет путь лежать далек: Восвояси на восток..»
.
-Выпишем глаголы из стихотворения, ставя к ним вопросы (учащиеся выходят по 1 -му к доске и выписывают)
_ Почему вопросы разные ?( Стоят во множественном или в единственном числе, имеют разные лица)
А еще почему? ( глаголы употреблены в разных временах)
( что делаете?) ведете, плывете- мн.ч, наст.вр. 2 лицо
( что сделали ?)объехали- мн.ч, пр.вр 1 лицо
( что делали?) торговали- мн.ч, пр.вр.1 лицо
( что будет делать? ) будет лежать- ед.ч, буд.вр 3 лицо
-Как изменяются глаголы? (изменяются по временам, могут быть в настоящем, прошедшем и будущем времени, изменяются по числам, лицам)это тоже добавить на слайд
Слайд 14.
-Теперь мы на станции «Играй-ка!»
На слайде15 высказывание русского ученого-языковеда Александра Матвеевича Пешковского о глаголах. Глаголы- это какие-то «живые»слова, оживляющие все, к чему они приложены.
-Как вы понимаете это высказывание? ( каждый предмет совершает действие ,а глаголы –это слова, которые обозначают действие предмета)

Игра «Оживи картинку». Дети работают по вариантам. Каждому варианту предлагаются предложения.
1. Ночь. Маленькая деревушка. Огни.
2. Весна. Яркое солнце. Проталинки. -Почему именно глаголы оживили картинку? глаголы обозначают действие предмета
Слайд16 -Станция «Отдыхай-ка!»( Физминутка подвижная со слайда )

Слайд 17.
-Мы прибыли на станцию «Закрепляй-ка!».
1.-Открыли учебники,стр.56, упр.11.
-Прочитайте предложения из сказки.
-Вспомните ее название
Слайд 18 после ответа детей: «Снежная королева» Г.Х.Андерсен
Учащиеся по очереди объясняют правописание пропущенных орфограмм.
Запись текста по вариантам:1 вариант- первые 4 предложения. 2 вариант- 5.6,7,8 предложения. Какие глаголы подчеркнули?Оценивание некоторых детей.

2.Прочитаем текст упр. хором.
-Какой это текст?( текст -описание дождей)
-На какие 2 части можно разделить этот текст?
-В 1 части- о дожде, во2 части- о грибном дожде
-Назовите слова в 1 части, которые помогают понять, что дождь усиливается
( Начинают накрапывать, расходится, льет, хлынул)
-Какой частью речи они являются?
-Какими словами-синонимами можно заменить глаголы
-Слайд19 : накрапывать-капать,
хлынул- брызнуть,
льет-брызжет
расходится-разбушеваться, Раствориться
-Какие слова во 2 части помогают услышать и увидеть грибной дождик?(сеет, шепчет, возит, трогает)
-Какой частью речи они являются?
-найдите в тексте глагол, который можно использовать для рассказа о любом дожде(идет)
Работа в тетрадях: выписать глаголы, ставя перед ними вопросы из той части, которая понравилась.
Слайд 20.-Следующая станция «Определяй-ка!».
Работа в парах. На партах листы. Прочитайте. Выберите букву правильного ответа.
Глагол -это 
в) часть речи; г) член предложения. 2. Глагол называет: д) предмет; е) действие предмета; ж) признак предмета. 3.Глаголы отвечают на вопросы: о) Что? Кто? п) Кому? Откуда? р) Что делать? Что сделать?  4.Каким членом предложения является? л) подлежащим; м) дополнением; н) сказуемым. 5. Как подчеркивается в предложении? о)__________ ___________
п)_ _ _ _ р)__________  В итоге получается слово: верно. Еще раз один ученик повторят по пунктам. Слайд 21.
-Давайте подведем итог урока.
Я вспомнил-.
Я узнал .
Я повторил .
Я для себя открыл
Я вспомнил
Мне еще нужно поработать
Слайд22. Домашнее задание: учебник стр.5
Глагол -это 
в) часть речи; г) член предложения. 2. Глагол называет: д) предмет; е) действие предмета; ж) признак предмета. 3.Глаголы отвечают на вопросы: о) Что? Кто? п) Кому? Откуда? р) Что делать? Что сделать?  4.Каким членом предложения является? л) подлежащим; м) дополнением; н) сказуемым. 5. Как подчеркивается в предложении? о)_____________ ______________
п)_ _ _ _ _ _ _ _ р)__________ 

15