Внеклассное мероприятие по русскому языку « Словари – наши добрые помощники»


Внеклассное мероприятие по русскому языку « Словари – наши добрые помощники»
Цель мероприятия: познакомить обучающихся с языковыми словарями, выработать желание постоянно обращаться к школьным словарям и справочникам, помочь детям оценить роль этих книг в обучении, научить пользоваться словарями, воспитывать внимательность, любовь к слову, стремление совершенствовать свою речь.
Оборудование: выставка словарей русского языка, портреты писателей, лингвистов, их высказывания о слове, презентация.
Ход мероприятия
Ребята, мы продолжаем путешествовать в таинственный мир слова и сегодня обратимся к словарям русского языка. Только люди обладают даром речи. С помощью слова человек описывает природу, мир, самого себя.
Владимир Даль, составитель знаменитого словаря, писал: « Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Словом называют слово, беседу, разговор, речь, пароль, обещание, ругательство, букву, письменный знак, остроту, шутку.»
Народ издавна отметил роль и значение слова. Ребята, вспомните русские народные пословицы и поговорки о слове.
В добрый час молвить,
В худой промолчать
Ветры горы разрушают –
Слово народы подымает.
Выпустил словечко –
Не догонишь и на крылечке
Где много слов,
Там мало правды
Доброе слово
Железные ворота отопрет
Доброе слово человеку –
Что дождь в засуху
Долго думал,
Да хорошо сказал
Дурное слово –
Что смола:
Пристанет -
Не отлепишь
Живое слово
Дороже мертвой буквы
Александр Трифонович Твардовский в своем стихотворении «Слово о словах» пишет об ответственности человека за свои слова:
Да, есть слова, что жгут, как пламя,
Что светят вдаль и вглубь – до дна.
Но их подмена словесами
Измене может быть равна.
Поэт мечтает о таком времени,
Чтоб ограничить трату слов,
Чтоб сердце кровью их питало;
Чтоб разум их живой смыкал;
Чтоб не транжирить как попало…
А великий Лев Николаевич Толстой когда-то писал: «Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти.
Так сколько же слов в русском языке? Обратимся к словаря русского языка. В однотомном «Толковом словаре» С. И. Ожегова около 57 тысяч слов. В четырехтомном словаре под редакцией Д.Н. Ушакова более 85 тысяч слов. Этот словарь отразил все лучшее, что накопила русская лексикография за все свое существование. Почти вплоть до середины 20 века этот словарь оставался незаменимым пособием для учителей, лингвистов и всех любителей русского языка.
На смену этому словарю пришли два новых академических словаря: 17-томный (более 120 тысяч слов) и четырехтомный. Заглянув в словарь и найдя нужное слово, мы узнаем, что оно обозначает, как пишется, где находится ударение, как оно изменяется.

Анатоль Франс, известный французский писатель, сказал о словарях: «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке… Все эти собранные слова – дело плоти, крови и души родины и человечества»
Попытку собрать все слова русского языка предпринял Владимир Иванович Даль. В его «Толковом словаре живого великорусского языка» более 200 тысяч слов. Над своим словарем Даль работал 47 лет. По образованию Даль был хирургом. Он был также известным писателем (под псевдонимом Казал Луганский), имел способности к технике. Но главным трудом всей его жизни стало составление словаря. Это научный подвиг ученого. Когда Владимир Иванович готовил свой труд к печати, работать ему приходилось очень много, иногда до обмороков. В. Даль был одновременно и автором словаря, и редактором, и корректором. Ученый-языковед сумел раскрыть неисчерпаемое словарное богатство русского языка.
Какие еще есть словари?
Вашему вниманию предлагается презентация «Словари русского языка», подготовленная библиотекарем школы.
Есть и другие языковые словари. В жизни часто приходится обращаться к энциклопедиям, различным справочникам: «Энциклопедический словарь» (86 томов), « Большая энциклопедия» (20 томов). Ребята, нам всем необходимо научиться правильно говорить слова. (звучит песня на слова В.Шаинского «Научись не глотать слова»)
Задания для обучающихся
Перед вами лингвистические словари, которые имеются в школе.
1.Какую информацию о школе они несут?
2.Каким словарем необходимо пользоваться, чтобы узнать значение и происхождение словосочетаний: между двух огней; полететь вверх тормашками; пожинать лавры; хлопать глазами; одна нога здесь, другая там; зубы заговаривать; голова идет кругом.
3.объясните происхождение и значение фразеологизмов:
- Притча во языцех – предмет всеобщих разговоров, постоянных пересудов
- Прокрустово ложе – то, что является мерилом чего-либо, к чему насильственно подгоняют или приспосабливают что-либо.
- Содом и гоморра – крайний беспорядок, суматоха, неразбериха, сильный шум и гам.
- Поставить точки над и – окончательно выяснять, уточнять все подробности, не оставлять ничего недосказанным, доводить что-либо до логического конца.
- Не моргнув глазом – ничуть, нисколько не задумался, не поколебался, не остановился перед тем, чтобы сделать что-либо.
- Скрепя сердце – с большой неохотой, принуждая себя, вопреки желанию делать что-либо.
- Положа руку на сердце – совершенно чистосердеечно, откровенно, искренне (говорить, сказать, отвечать, заявлять)
- Как собака на сене – не пользуется сам чем-либо и другим не дает пользоваться. О человеке.
4. Ответьте, в каких случаях вы обращаетесь к орфографическому словарю. Найдите слова и произнесите их орфографическим чтением.
Грамотей, до свидания, здравствуйте, женщина, мужчина, поалуйста, чемодан, бюллетень, искусство, рентген, территория, фойе, компенсация, объединенный, винегрет
5. Пользуясь «Школьным словообразовательным словарем», объясните, как образовались данные слова: игрушка, жалеть, молниеносный, волейболист.
6.Укажите значение данных слов: авеню, кольраби, тральщик, тиран, меломан
7. Как узнать, как правильно произносить слова.
8.Подберите не менее трех синонимов к каждому слову: большой (громадный, колоссальный), способный (талантливый, гениальный), близкий (родной, родимый, кровный)
9.Расставьте ударения в словах: верба, свекла, статуя, звонишь, щавель, копировать, досуг, творог, диспансер, договор, жалюзи, перчить, цыган, простыня, столяр.
10. Подберите к словам грусть, темнота антоним. Объясните лексическое значение данных заимствованных слов.
11.Замените следующие заимствованные слова русскими синонимами: индустрия, антракт, колоссальный, хобби, банкет, сентиментальный, комментарий, компромисс, привилегия, триумф, дискуссия, диалог, гармония, иллюзия, дифирамб.
12.В каком словаре можно узнать значение устаревших слов: аршин, лапотник, лучина, приказчик, алтын, ланиты, псалтырь, чело.
13 Омонимы
Как называется словарный состав русского языка? (лексика)
Языковой единицей какого раздела лингвистики является слово? (лексикологии)
Как называется словарный запас человека? (лексикон)
Как называется наука о составлении словарей? ( лексикография)
Назовите имена известных вам лингвистов.
Обращайтесь к школьным словарям и справочникам постоянно. Помощь, которую они вам окажут, вы, несомненно, оцените, а школьная дружба со словарями сохранится у вас на всю жизнь.