Авторская программа на учебный курс Этика и психология семейной жизни

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 53»

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ № 53
________С.В. Тимоненкова













Авторская программа на учебный курс





разработана психологом МБОУ СОШ № 53
Поляковой С.В..
высшая квалификационная категория








Ульяновск 2011 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Этика и психология семейной жизни» разработана с целью формирования у старшеклассников общей культуры межличностного взаимодействия, мотивации к семейной жизни.
Курс основан на программе И.В. Гребенникова "Основы семейной жизни", учебно-методическому пособию «Методическое обеспечение к курсу «Этика и психология семейных отношений(10-11 классы)» Барбитова А.Д.(2011 г.). Аксиологический аспект данной программы остается неизменным и в настоящее время. То же самое касается и этического, психологического, педагогического, эстетического, правового и хозяйственно-экономического аспектов подготовки подрастающего поколения к семейной жизни.
В последнее время одной из целей образования стало воспитание выпускника как семьянина и сознательно активной личности. Проблемы демографии ("демографическая яма", длящаяся несколько лет), потеря социальной сущности брака, искажение духовных ценностей под влиянием средств массовой информации, возвышение "законов" криминальной структуры (желание, в особенности мужского населения, соответствовать новым "героям"), снижение образованности населения, алкоголизация семей и подрастающего поколения – факторы, которые не позволяют ребенку получить знания, умения и навыки нормальных взаимоотношений между людьми.
В то же время, общество встает на новый путь переосмысления ценностей: вновь становятся важными понятия патриотизма, гуманизма, аксиологии. Гуманизация нашего общества немыслима без гуманизации отношений между мужчиной и женщиной в семье. Образец поведения дети черпают в семье, но не всегда семья может дать тот образец, который бы соответствовал социально-нравственным нормам. Научить молодежь элементарному этикету в семье, заставить задуматься о духовной сущности брака, показать реальные пути и возможности налаживания отношений, формировать навыки общения в среде сверстников – одни из главных задач психолого-педагогического сопровождения старшеклассников.
Цель: способствовать формированию у юношей и девушек потребности в создании семьи, готовности к вступлению в брак, умения правильно строить внутрисемейные отношения и воспитывать будущих детей, понимания необходимости сохранения института семьи.
ЗАДАЧИ:
1. Ознакомить учащихся с современными представлениями о семье и браке.
2. Приобщать учащихся к самопознанию и самоактуализации.
3. Развивать интерес к познанию и принятию чужого внутреннего мира.
4. Формировать навыки эффективной коммуникации.
5. Ознакомления учащихся с особенностями ведения семейного бюджета.
Предметом изучения курса «Этика и психология семейной жизни» является процесс взаимодействия и взаимоотношений между людьми.
Содержание курса составляют факты, понятия, современные представления о природе человеческой психики, о внутренней культуре личности, об этике и эстетике взаимоотношений между полами.

Основные методы работы:
Усвоение и осознание базовых понятий.
МАСПО.
Ролевые и деловые игры, имитирующие реальные жизненные ситуации.
Решение и составление коммуникативных, психологических и этических задач.
Рефлексия.

Формы контроля
Тестовый контроль,
Творческие задания
Разбор проблемных ситуаций

Результатом изучения курса для учащихся должны стать:
усвоение сущности основных психологических категорий о семье и браке,
знание закономерностей общения, навыки эффективной коммуникации,
применение полученных знаний для оптимизации процесса взаимодействия с лицами противоположного пола.
Учащийся должен:

Иметь представление: об исторических изменениях семьи и брака в человеческом обществе, о взаимосвязи семьи, общества и государства, негативных последствиях разрушения традиционных устоев семьи и нравственных основ брака, о функциях и типах семейного воспитания; о психологических различиях между людьми обоего пола, влияющих на отношения между членами семьи; о содержании тендерных характеристик личности - мужественности и женственности; о биологических и социальных причинах тендерных различий, о мужских и женских социальных ролях
Знать: значение основных понятий (по каждой теме), существующие модели семьи, роль семейных ценностей, нравственные нормы брака и их сущность; основные современные проблемы в области межличностных отношений между мужчинами и женщинами; роль психологической и функциональной совместимости будущих супругов в построении семейных отношений
Уметь давать характеристику гармоничной и проблемной семьи, сравнивая их по уровню воспитательного потенциала; анализировать и учитывать особенности полотипичного поведения в семейных ситуациях, прогнозировать характер и результат возможного взаимодействия этих ситуаций

Программа состоит из пяти разделов:
I Психология субъекта.
II Особенности межличностных отношений.
III Брак и семья.
IV Секреты семейного взаимодействия.
V Семейная педагогика.
На изучение курса отводится 34 часа, из них 25 – лекционных и
9 – практических. Формы реализации программы – групповые занятия, просмотры обучающих фильмов, тренинги. Объект реализации – старшеклассники.
Виды занятий:
Урок-лекция. Преимущество этого урока в том, что он отличается четкостью, логичностью. Недостатком является неучастие учеников: им предлагается принять к сведению определенную информацию, их мнение об этой информации и то, насколько близко они ее принимают, - неизвестно.
Урок-беседа. Его преимущество в наличии обратной связи, активности учеников, доверительности. Недостатком является относительно малый объем информации, который можно вместить в одну беседу, а также избыточная эмоциональность, порой даже неуправляемая.
Урок-консультация. Приглашение специалистов – врач, юрист, психолог. Профессионально грамотную консультацию специалиста ничем заменить нельзя. Рекомендуется учет владения специалистами педагогических навыков.
Открытый урок. Не рекомендуется присутствие посторонних в силу специфичности курса. Эффективен, когда приглашаются родители учеников. В этом случае одновременно идет воспитание и учеников, и родителей, тем самым несколько корректируются семейные взаимоотношения.
Урок-семинар. Достоинством урока является активность учеников, недостатком – воздействие учителя на формирование тех или иных позиций учеников. Учитель вмешивается в урок только по требованию ведущего.
Практические занятия - проводятся в форме упражнений, тестов, тренингов, предназначены для овладения учащимися навыками решения задач, связанных с семейными отношениями; для полного проявления личности каждого учащегося, необходимого для их самосознания и саморазвития.


КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
РАЗДЕЛ 1. ПСИХОЛОГИЯ СУБЪЕКТА.
1.1 Введение.
Цели и задачи курса. Усвоение сущности понятий: этика, психология, духовность, самосознание. Человек как природное явление, психическая, социальная и духовная реальность. Субъективный мир личности: сознание и самосознание.
1.2 Человек как личность и индивидуальность.
Соотношение биологического и социального в личности. Направленность личности. Уровень притязаний, самооценка, образ «Я». Личность в системе реальных отношений. Цели и стремления личности. Содержание и соотношение понятий: человек, индивид, личность, индивидуальность.
1.3 Индивидуальные и индивидуально – типические свойства человека.
Темперамент как характеристика индивидных свойств человека. Теории темперамента, его типология. Психологические характеристики людей разных типов темперамента. Практическое занятие: индивидуально – типические свойства личности. Семейный тест.
1.4 Характер, его проявление в поведении.
Понятие о характере. Структура и типология характеров, механизмы их формирования. Факторы, влияющие на процесс формирования характера. Акцентуации характера, способы их определения. Практическое занятие: выявление типа акцентуации личности.
1.5 Эмоционально – волевая организация личности.
Эмоции и чувства, понятие, значение. Механизмы возникновения эмоций, их функции. Формы и виды чувств, их динамика. Виды эмоциональных состояний. Развитие эмоциональной сферы человека. Высшие чувства. Мотивация и волевая активность. Механизмы волевого поведения, функции воли. Структура и развитие волевого поведения, формирование волевых качеств личности.

РАЗДЕЛ 2. ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ.

2.1 Искусство общения.
Определение общения. Содержание, цели и средства общения. Перцептивная, коммуникативная и интерактивная стороны общения. Личностное и социальное общение.
Виды общения.
Вербальное и невербальное общение. Особенности делового общения. Практическое занятие: ролевая игра «Мафия».
Техника и приемы общения.
Определение техники и приемов общения. Преднастройка к общению, позиции общения. Понятие обратной связи и механизмы ее действия. Коммуникативные способности. Практическое занятие: деловая игра.
Мораль и нравственность.
Определение понятий мораль, нравственность. Моральные нормы как механизм регуляции общественного и личностного поведения. Направленность личности. Поиск смысла жизни.
Межличностное взаимодействие в малых группах.
Понятие о больших и малых группах. Официальные и неофициальные отношения. Лидерство, руководство и подчинение в группе. Деловые, личные, рациональные и эмоциональные отношения. Динамика взаимоотношений в группе. Межличностные конфликта в группе и пути их преодоления. Практическое занятие: социометрия и статистическая картина внутригрупповых взаимоотношений.

РАЗДЕЛ 3. БРАК И СЕМЬЯ.
Институт семьи.
Определение понятия семья. Развитие института семьи. Функции семьи.
Современные формы семьи.
Знакомство с классификацией семейных форм и видами взаимоотношений в каждой из них. Семейные установки и ожидания молодых супругов.
Готовность к браку. Этапы становления семьи.
Критерии определения готовности к браку. Распределение прав и обязанностей между членами семьи. Закономерности формирования этапов в развитии взаимоотношений между супругами. Практическое занятие: тест «Готовность к семейной жизни».

РАЗДЕЛ 4. СЕКРЕТЫ СЕМЕЙНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.

4.1 Любовь, влюбленность и семья.
Разграничение понятий влюбленность и любовь. Проявление и выражение любви. Развитие любви в семье. Понятие о целомудрии и телегонии.
4.2 Семейные «игры» и семейные роли.
Определение понятий игра, социальная роль. Виды семейных ролей, их значение.
Практическое занятие: ролевая игра.
4.3 Анатомия супружеских конфликтов.
Понятие конфликта. Виды и формы конфликтов. Стратегии выхода из конфликтных ситуаций. Толерантность и семья.
Бюджет семьи, ее хозяйство.
Определение понятия семейный бюджет. Источники формирования бюджета, расходные и доходные статьи бюджета. Ведение хозяйства в семье, влияние бытовых условий и материальных ценностей на семейное благополучие. Практическое занятие: решение психологических задач.

РАЗДЕЛ 5. СЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА.

Взаимодействие между родителями и молодой семьей.
Автономия молодой семьи, финансовая зависимость. Значение родительских установок, понятие психологической дистанции.
Первый ребенок: быть или не быть?
Планирование супругами ребенка. Ребенок в молодой семье. Параметры готовности к выполнению супругами родительских обязанностей. Практическое занятие: просмотр фильма: «Безмолвный крик». (Трагедия аборта).
Семь – я, это сколько?
Семья – как малая группа. Любовь родителей к детям. Любовь и ревность между детьми. Многодетная семья.
Развод родителей глазами детей.
Кризис семьи. Развод – как крайняя форма разрешения супружеского конфликта. Влияние развода на формирование личности ребенка. Культура взаимоотношений супругов после развода.
Итоговое занятие.
Оценка способности учащихся к самоанализу, выявление семейных предпочтений. Рефлексия.

ТЕМА
НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ
Количество часов



Лекц.
Практ.

1
Психология субъекта
6
2

1.1
Введение
1


1.2
Человек как личность и индивидуальность.
1


1.3
Индивидуальные и индивидуально-типические свойства человека.
1
1

1.4
Характер, его проявление в поведении.
1
1

1.5
Эмоционально-волевая организация личности.
2


2
Особенности межличностных отношений
6
3

2.1
Искусство общения.
2


2.2
Виды общения.
1
1

2.3
Техника и приемы общения.
1
1

2.4
Мораль и нравственность.
1


2.5
Межличностное взаимодействие в малых группах.
1
1

3
Брак и семья
3
1

3.1
Институт семьи.
1


3.2
Современные формы семьи.
1


3.3
Готовность к браку. Этапы становления семьи.
1
1

4
Секреты семейного взаимодействия
5
2

4.1
Любовь, влюбленность и семья.
1


4.2
Семейные «игры» и семейные роли.
1
1

4.3
Анатомия супружеских конфликтов.
2


4.4
Бюджет семьи, ее хозяйство.
1
1

5
Семейная педагогика
5
1

5.1
Взаимоотношения между родителями и молодой семьей.
1


5.2
Первый ребенок: быть или не быть?
1
1

5.3
Семь – я, это сколько?
1


5.4
Развод родителей глазами детей.
1


5.5
Итоговое занятие.
1



Всего: 25 9
Литература для учителя:
Дружинин В.Н. Психология семьи - М.: Питер, 2006.
Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства - М., 2003.
Семейное воспитание: краткий словарь - М., Политиздат, 1990.
Силаева Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования - М., 2002.
Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Психология и психотерапия семьи - СПб, 2000.
Гребенников И.В. Основы семейной жизни - М.: Просвещение, 1991.
Жихарева З.А., Жихарев М.С. Духовные основы русской семьи -М., 2000.
Ковалев С.В. Психология современной семьи - М., 1998.
Строкатова Л.Г. Особенности российской семьи и их учет в работе с родителями. - Иркутск, 2004
Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи -М., 2004
Штейнберг Л.Б. Психология семейных отношений - М.. 2000.
Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни - М.Просвещение, 1991
Сатир В. Вы и ваша семья - М., 2000.
Барбитова А.Д. «Методическое обеспечение к курсу «Этика и психология семейных отношений(10-11 классы)»/Текст/ Ульяновск: УИПКПРО, 2011г
Литература для учеников:
Джеймс М. Брак и любовь. - М.: Прогресс, 1989.
Панкова Л.М. У порога семейной жизни. - М.: Просвещение, 1991
Фромм Э. Искусство любви. -М.; Минск: Полифак, 1990
Шапиро Б.Ю. От знакомства к браку. М, 1990
Говако Б.И. Студенческая семья. - М., 2001
Желдак И.М. Искусство быть семьей . Минск, 1998

«Этика и психология семейной жизни»Times New Romanрецензия на авт Заголовок 515