РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по факультативному курсу «Экология человека» для 8-9 классов


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по факультативному курсу «Экология человека», 8 класс
Структура программы
1. Пояснительная записка.
2. Тематический план
3. Содержание курса
4. Календарно-тематическое поурочное планирование.
5. Требования к уровню подготовки учащихся.
6. Литература, электронное сопровождение.
Пояснительная записка
Рабочая программа факультативного курса «Экология» составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений 1-11 класс под редакцией С.И. Беляниной и Ю.И. Буланого 2007 г. «Экология человека» - учащиеся знакомятся со взаимодействием организма человека со средой обитания, биотических и абиотических факторах окружающей среды; получают знания об адаптации и адаптогенных факторах. Данный курс даѐт понятия об адаптации к экстремальным условиям среды. Вторая часть курса знакомит учащихся с социальной адаптацией. Большое место в данном курсе отводится вопросам сохранения здоровья человека, реакции организма на вредные привычки. Содержание курса «Экология человека» разработано в соответствии с задачами данного курса. Содержание и структура этого курса обеспечивает достижение базового уровня биологических знаний, развитие творческих и натуралистических умений, научного мировоззрения, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения к своему организму.
Содержание курса направлено на достижение следующих целей:
 дать представление об взаимодействии организма человека со средой обитания;
 понимание ценности знаний о различных природных факторах и влиянии их на человека;
 сформировать основополагающие понятия об экологии человека, об организме и социальной адаптации;
Тематический план
1. Взаимодействие организма со средой обитания.( 3ч)
2. Адаптация человека к различным природным факторам (4ч)
3. Адаптация человека к экстремальным условиям среды (3ч)
4. Социальная адаптация( 7ч)
Итого 17
Содержание программы.
Тема 1. Взаимодействие организма со средой обитания. (3 ч.)Введение в экологию человека. Адаптация и адаптогенные факторы. Виды и механизмы адаптации. Адаптация к экстремальным условиям среды. Биологические аспекты заболеваний.
Ученики должны знать:
- основные понятия: экология человека, адаптация, адаптогенные факторы, здоровье человека.
Ученики должны уметь:
- определять адаптацию рецепторов кожи к температурным воздействиям.
Тема 2. Адаптация человека к различным природным факторам (4 ч.)
Космические явления. Метеорологические факторы и их влияние на организм. Экологические аспекты хронобиологии. Возможные изменения в организме при адаптации к другим климатическим условиям.
Ученики должны знать:
- основные понятия: космические явления, погода, гипотермия, влажность воздуха, метеолабильность, биоритмы.
Ученики должны уметь:
- характеризовать факторы, влияющие на здоровье человека; исследовать реакцию организма на изменение температуры окружающей среды; определять хронотип человека.
Тема 3. Адаптация человека к экстремальным условиям среды (3 ч.)
Гравитационные воздействия в жизни человека. Влияние на организм человека вибраций, шума, электромагнитных и ионизирующих излучений. Реакции организма человека на изменения состава газовой среды.
Ученики должны знать:
- основные понятия: вибрация, шум, резонанс, электромагнитное поле, лучевая болезнь, гипоксия, декомпрессионные расстройства.Ученики должны уметь:
- определять реакцию организма на положение тела в пространстве.
Тема 4. Социальная адаптация (7 ч.)
Социальные факторы, негативно влияющие на организм. Химическое загрязнение окружающей среды и его воздействие на растущий организм. Реакции детского организма на телевидение и компьютер, курение, алкоголь. Проблема детской наркомании и токсикомании. Адаптация к различным видам трудовой деятельности. Утомление и рациональная организация учебного и трудового процесса.
Ученики должны знать:
- основные понятия: социально-организационные условия, факторы среды, фотоэпилепсия, наркомания, токсикомания, эйфория, толерантность, работоспособность, утомление.Ученики должны уметь:
- характеризовать указанные понятия, определять социальные факторы среды, влияющие на человека, оценивать поведение человека в обществе.
ИТОГО: 17 часов.
Календарно-тематический план
№ п/п Тема Кол-
во
часов
Дата
Тема 1. Взаимодействие организма со средой обитания (3 ч.)
1 Введение в экологию человека. Адаптация и
адаптогенные факторы.
1 2 Виды и механизмы адаптации. Адаптация к
экстремальным условиям среды.
1 3 Биологические аспекты заболеваний. Методы увеличения
эффективности адаптации.
1 Тема 2. Адаптация человека к различным природным факторам (4 ч.)
4 Космические влияния 1 5 Метеорологические факторы и их влияние на организм. 1 6 Экологические аспекты хронобиологии. 1 7 Возможные изменения в организме при адаптации к другим климатическим
условиям.
1 Тема 3. Адаптация человека к экстремальным условиям среды (3 ч.)
8 Гравитационные воздействия в жизни человека 1 9 Влияние на организм человека вибраций, шума,
электромагнитных и ионизирующих излучений.
1 10 Реакции организма человека на изменения состава газовой
среды.
1 Тема 4. Социальная адаптация (7 ч.)
11 Социальные факторы, негативно влияющие на организм. 1 12 Химическое загрязнение окружающей среды и его
воздействие на растущий организм.
1 13 Реакции детского организма на телевидение и компьютер.
1 14 Реакции детского организма на курение и алкоголь. 1 15 Проблема детской наркомании и токсикомании. 1 16 Адаптация к различным видам трудовой деятельности. 1 17 Утомление и рациональная организация учебного и
трудового процесса.
1 Требования к уровню подготовки учащихся по данной программе
В результате изучения экологии человека в 8 классе ученик должен знать/понимать:основные понятия, связанные с экологией человека, адаптацией к различным природным и социальным факторам, экстремальным условиям среды, влияющим на здоровье человека, влияние вредных привычек на организм человека.
уметь:
характеризовать указанные понятия, характеризовать факторы, влияющие на здоровье человека; исследовать реакцию организма на изменение температуры окружающей среды; определять хронотип человека, определять социальные факторы среды, влияющие на человека, оценивать поведение человека в обществе.
Литература, электронное сопровождение.
Методические и учебные пособия
1. Программно-методические материалы: Экология. 5 - 11 кл. /Сост. Е.В. Акифьева. -Саратов: ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2005. - 48 с.
2. Сухова Т.С., Строганов В.И. «Природоведение», 5 класс. - М.: «Вентана-Граф», 2009. -224 с.
3. Кривошеева М.А., Кислицкая М.В. Экологические экскурсии в школе. -М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2005. - 256 с.
4. Соболева Л.А. Природоведение. 5 класс. 1,2 ч.: Тетрадь с печатной основой. - Саратов: «Лицей», 2001.-64 с.
Литература для учащихся
1. С.В.Шутова, Экология человека. Учебное пособие для учащихся 8-х классов. – Тамбов: ООО «Издательство Юлис», 2007г
2. Я познаю мир: Дет. энцикл. Экология / Авт. Сост. А.Е. Чижевский. - М.: ООО «Издательство АСТ», 1997. - 430 с.
Учебные фильмы:
Экологическая группа «КЕДР», студия съѐмки и монтажа kosmos – фильмы «Проблемы человечества»