Разработка урока по теме Имена существительные общего рода 6 класс


Имена существительные общего рода
Тип урока: урок « открытия» новых знаний.
Цели как деятельность учеников:
М/п: анализировать, обобщать, делать выводы, строить рассуждения.
П: распознавать существительные общего рода, соотносить их с определенной группой; правильно употреблять в речи существительные общего рода и существительные, обозначающие лиц по профессии.
Л: обогащать грамматический строй своей речи.
Этапы урока Ход урока Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание
I. Оргмомент. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. II. Актуализация знаний.
- Определите слово по его лексическому значению, запишите, укажите род.
Здание, предназначенное для стоянки, ремонта электровозов и вагонов (депо-с.р.). Сигнальный щит, на котором автоматически показываются какие-либо результаты (табло-с.р.). Спортивная игра в мяч на воде (поло-с.р.). Низкорослая шотландская лошадь (пони-м.р.). Кусок мяса или рыбы, очищенный от костей (филе-с.р.). Знак препинания в виде длинной горизонтальной черточки (тире-с.р.).
- Как называются записанные вами существительные? (Несклоняемые).
- Что нужно знать, чтобы определили род несклоняемых существительных? (Несклоняемые имена существительные неодушевленные относятся к среднему роду, а одушевленные к женскому, если обозначают лиц женского пола и к мужскому, если обозначают лиц мужского пола или животных) Познавательные УУД
Анализировать, сравнивать, различать, устанавливать взаимосвязи.
Коммуникативные УУД
Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
III. Постановка учебной задачи.
Материал для наблюдения.
- Скажите, о мальчике или о девочке идёт речь в предложениях? Можно ли определить к кому относятся эти слова? Почему?
«Умница!» – сказала мама.«Что же ты за непоседа?!» - воскликнула бабушка.«Ну и соня же ты!» – не выдержал папа.
- Сравните!
«Умница, дочка!» – сказала мама.«Что же ты за непоседа, внучок!?» – воскликнула бабушка.«Брат, ну ты и соня!» – не выдержал папа.- А сейчас вы можете определить, о ком идёт речь в этих предложениях? Можно ли определить род этих существительных?
- Определите род существительных умница, непоседа, соня.
- А так можно сказать?
«Умница, сынок!» – сказала мама.«Что же ты за непоседа, внученька?!» – воскликнула бабушка.«Сестра, ну ты и соня!» - не выдержал папа.- Определите род существительных умница, непоседа, соня.
СДЕЛАЕМ ВЫВОД:
- Какое противоречие вы заметили? (Oдно и то же слово может обозначать лиц как мужского пола, так и женского пола).
- Что вам помогло определить род существительных? (Контекст).
- Как вы считаете можно ли их род назвать общим? (Можно).
- Как будут называться такие существительные? (Существительные общего рода).
Запишем тему урока: «Имена существительные общего рода». Регулятивные УУД
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать вопрос (проблему) урока.
IV. Открытие новых знаний.
1. – Определите по лексическому значению слово общего рода и запишите его:
а) Человек, которому не сидится на месте. (Непоседа.)
б) Недоучившийся, мало знающий человек. (Недоучка.)
в) Неуклюжий, неловкий человек. (Недотёпа.)
г) Неаккуратный человек. (Неряха.)
- Составьте предложение с любым из этих слов, определите род.
– Что объединяет все записанные вами слова? (Это существительные общего рода с окончанием –а. Они отрицательно характеризуют человека, пишутся с не слитно.)
2. Чтение текста в учебнике – стр.145
- Чем можно дополнить текст учебника? (Характеризуют человека).
- По каким признакам можно найти слова общего рода в тексте? (По окончанию а - я в И.п. ед.ч.).
3. - Проблемный вопрос: правильно ли утверждать, что слова учитель, врач, профессор являются существительными общего рода, т.к. они называют как мужчин (лиц мужского пола), так и женщин (лиц женского пола).
(Нет, эти существительные имеют нулевое окончание, а не окончание а, они не характеризуют лицо, а называют профессию, род деятельности, поэтому не являются словами общего рода).
4. Сравните свои выводы и наблюдения со схемой:
ОБЩИЙ РОД

И.п. ед.ч. значение

характеристика
А / Я лица (чаще отр.)

жен. пола муж. пола

Ж.Р. М.Р.
прил. АЯ прил. ЫЙ ИЙ ОЙ
Запомнить: М. Р.
врач□, инженер□, директор□
(независимо от пола лица!)
прил. ЫЙ ИЙ ОЙ Регулятивные УУД
1. Искать пути решения проблемы.
2.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные УУД
1. Извлекать информацию, представленную в разных формах, ориентироваться в своей системе знаний.
2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.
ФИЗМИНУТКА
V. Первичное закрепление.
Электронная физминутка «Звездочет»
- Предлагаю вам выполнить гимнастику для глаз по схемам, которые вы увидите на слайдах, затем выполнить упражнения за движущейся звездочкой, при мигании звездочки необходимо моргать. При этом звезды нужно посчитать. Самый точный и будет звездочет (28 звезд).
Работа с учебником – упр.277
Сережа – круглый сирота (м.р.). Маша – круглая сирота (ж.р.).
Миша – большой забияка (м.р.). Марина – удивительная забияка (ж.р.).
«Какой ты зазнайка, Петя»,- удивилась мама. «»Какая ты зазнайка, Люба», - удивилась мама. Познавательные УУД
1. Анализировать, устанавливать сходство и различия, делать выводы.
2. Владеть приёмами отбора и систематизации материала, конструировать, строить рассуждения.
VI. Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону.
- Определите род имён существительных, запишите слова, разбив их на столбики: мужской род, женский род, общий род.
Носок, мозоль, забияка, вестибюль, тюль, растяпа, фамилия, рояль, мышь, непоседа, врач, стража, умник, умница.- Обменяйтесь тетрадями. Проверьте работу, поставьте оценку.
мужской род женский род общий род
носок мозоль забияка
вестибюль фамилия растяпа
тюль мышь непоседа
рояль стража умница
врач
умник Коммуникативные УУД
1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
3. Осуществлять взаимный контроль.
VI I. Включение нового знания в систему знаний и повторение. - Послушайте сказку, о чем она, как бы вы ее озаглавили?
Среди частей речи прошел слух, что заболело Существительное. Его приятели Прилагательное и Местоимение забеспокоились. Поспешили узнать, что случилось. Оказалось, что дети путают род Существительного. Прилагательное предложило Существительному свою помощь.
“Не грусти, мы поможем тебе. Постараемся не оставлять тебя в одиночестве, будем с тобой рядом и поможем определить твой род: соломенная шляпка, тяжелый рюкзак”, - сказало Прилагательное. “Я тоже помогу ребятам узнать твой род”, - сказало Местоимение. (Мой рюкзак, моя соломенная шляпка.) Особенно мы пригодимся ребятам при определении рода таких слов, как тихоня, лакомка, грязнуля, задира, сластена, неряха, ведь их род можно узнать только тогда, когда мы стоим рядом: большой (этот) грязнуля и большая (эта) грязнуля. Повеселело Существительное от дружеской поддержки и стало выздоравливать. Не напрасно в народе говориться: “Друзья познаются в беде!”.
- О чем эта сказка? Как бы вы ее озаглавили?
- Перечислите действия, которые надо совершить, чтобы помочь существительному? Познавательные УУД
1. Извлекать информацию из текста.
2. Анализировать, сравнивать, делать выводы.
V III. Рефлексия.
Итог урока - Что нового вы сегодня узнали на уроке?
- Почему они так называются?
- Как определить род этих существительных?
- Оцените себя, опираясь на алгоритм самооценки.
Закончи предложение :- Сегодня я узнал(а)…
- Было трудно…
- Теперь я могу…
- Я понял(а)…
- У меня получилось…
- Было интересно…
- Мне захотелось… Регулятивные УУД
1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
XI. Домашнее задание. Составить таблицу «Род имен существительных».
Написать рассказ с использованием слов общего рода.