Конспект урока по теме Имена существительные общего рода


Тема: Имена существительные общего рода
Ход урока
Орг.момент- Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся. Ведь улыбка – это поцелуй души. А теперь повернемся к нашим гостям и поделимся своими улыбками, громко скажем «Добрый день!»
Присаживайтесь на свои места. Я надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.
Мотивация.
- Сегодня вам предлагается на уроке провести расследование, от результатов которого будет зависеть, насколько успешно вы изучите тему урока.
К сожалению, название нашего расследования неизвестно, т.к. один злоумышленник, заметая следы, стер его.
- Как вы думаете, какова же будет цель нашего урока?
- Работать вы будете в группах. Все свои наблюдения, выводы будете фиксировать в тетрадях и поисковых журналах.
- Для начала запишем в тетрадях число, классная работа.
Актуализация знаний.
- Посмотрите, пожалуйста, на экран и скажите, что же общего у этих картин? (СЛАЙД 1)
(если угадали, имя существительное, то записываем первую часть темы в тетрадь, если нет, то идем дальше и возвращаемся к картинке в конце урока)
- Сейчас, каждая группа получит копию «донесения» и постарается восстановить текст. После, мы обсудим то, что у вас получилось.
(работа в группах с «донесением») (СЛАЙД 2)
Проблемная ситуация.
- А теперь скажите, что у вас получилось?
- Удалось ли полностью восстановить текст «донесения»? (прослушивание полного текста каждой группы)
- Где у вас возникли затруднения? (не совпали род прилагательных и глаголов, окончания)
- Скажите, пожалуйста, почему у вас прилагательные и глаголы оказались разного рода? (если ответят, то проверяем по учебнику, а если нет, то строим алгоритм определения рода имен существительных общего рода)
- Чтобы правильно ответить на этот вопрос, мы с вами попробуем построить алгоритм выхода из затруднения. Для этого мы с вами обратимся к учебнику (П.49, работа с учебником)
Алгоритм.
1. Помни: имена существительные общего рода, оканчивающиеся на -а(-я), могут обозначать как лиц мужского, так и женского пола.
2. Определи, к кому относится существительное общего рода.
3. Если существительное общего рода обозначает лицо мужского пола, то прилагательное и глагол согласуется с этим существительным в мужском роде.
4. Если существительное общего рода обозначает лицо женского пола, то прилагательное и глагол употребляется в форме женского рода.
Первичное закрепление.
- Центр доволен проделанной вами работой, но до сих пор не ясно, что обозначают такие существительные. Для этого центр отправил вам очередное задание. Вам нужно распределить существительные на группы, под кодовыми знаками «+», « - », «И», «Ф», «П». Подумайте, по каким критериям вы разделите эти слова.
- А сейчас, давайте проверим, что же у вас получилось.
- Так что же скрывается под кодовыми знаками? По каким критериям вы распределили данные слова? (положительные качества, отрицательные, неофициальные имена, несклоняемые фамилии русского и иноязычного происхождения, профессии).
- Молодцы, ребята, центр гордится вашей работой, и дает время на небольшую передышку.
Физкультминутка
Раз - подняться, потянуться, Два - нагнуться, разогнуться, Три - в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять - руками помахать, Шесть - на место тихо сесть.
Закрепление
Проверка усвоения знаний.Дифференцированные задания на карточке. (На «3» - одно задание, на «4» - два задания, на «5» - три задания.)
Карточка:
1)Выпишите существительные общего рода: тихоня, пустомеля, разиня, добряк, соня, молодец, человек, врач, профессор, зазнайка, умница.2)Составьте с существительными общего рода два предложения, из которых ясно, к какому роду относятся эти существительные в данном контексте. Выделите окончания у тех слов, которые помогают нам это понять.
3)Исправьте ошибки в употреблении существительных общего рода в следующих предложениях. Запишите правильные варианты. «Какая же ты непоседа!» - сказала мама сыну. Сирота Дима воспитывалась в детском доме. Хитрая неряха Миша снова разлил чашку чая. Тихоня Данил боялся ответить на вопрос.
- Наше расследование близится к завершению, а мы с вами до сих пор не восстановили тему нашего расследования.
- Какова же тема нашего расследования? (запись темы урока)
- А теперь, давайте вернемся к нашему первому слайду, и ответим на вопрос, что все таки у них общего, что их связывает?
Рефлексия
- Что нового вы сегодня узнали?
- Какую цель вы сегодня ставили?
- Вы достигли поставленной цели?
- Как вы открывали новое знание?
- Что использовали, открывая новое правило?
- Где вы сможете применять полученные знания?
Центр благодарит вас за проделанную работу. И желает вам оставаться умницами и быть трудягами!!!
Ну, а за проделанное расследование, как мы с вами можем себя назвать ….
Спасибо всем за урок, приятного рабочего дня!!!
По значениям слов угадать существительные общего рода
Очень трудолюбивый, старательный человек.
Умный человек.
Неопрятный человек.
Тот, кто много и часто плачет.
Рассеянный, невнимательный человек.
Человек, который зазнаётся.
СЕКРЕТНОЕ ДОНЕСЕНИЕ ШЕФУРАЗВЕДКИ ОТ АГЕНТА ПО КЛИЧКЕ ЗЛЮКАШеф! Я хорошо законспирировался (все думают, что я сирота) и третий месяц пытаюсь выполнить задание: завербовать кого-нибудь из учеников шестого класса для известных нам целей. Но в этом классе нам никто не подходит. Од…(-ин, -на) с виду дока, но оказал…(-ся, -ась) зазнайкой. Друг…(-ой, -ая) – лапонька с виду, но воображала и выскочка. Следующ…(-ий, - ая) – трудяга, но ужасн…(-ый,-ая) растяпа. Есть в классе и умница, но это страш…(-ый, -ая) забияка. А непоседа и симпатяга на самом деле отвратительн…(-ый, -ая) белоручка.
Шеф! Я хотел с горя завербовать учителя! На вид так… (-ой, -ая) милашка, но оказал…(-ся, -ась) придирой.
Здесь не с кем работать. Жду дальнейших инструкций.
Агент ЗЛЮКАСЕКРЕТНОЕ ДОНЕСЕНИЕ ШЕФУ
РАЗВЕДКИ ОТ АГЕНТА ПО КЛИЧКЕ ЗЛЮКАШеф! Я хорошо законспирировался (все думают, что я сирота) и третий месяц пытаюсь выполнить задание: завербовать кого-нибудь из учеников шестого класса для известных нам целей. Но в этом классе нам никто не подходит. Од…(-ин, -на) с виду дока, но оказал…(-ся, -ась) зазнайкой. Друг…(-ой, -ая) – лапонька с виду, но воображала и выскочка. Следующ…(-ий, - ая) – трудяга, но ужасн…(-ый,-ая) растяпа. Есть в классе и умница, но это страш…(-ый, -ая) забияка. А непоседа и симпатяга на самом деле отвратительн…(-ый, -ая) белоручка.
Шеф! Я хотел с горя завербовать учителя! На вид так… (-ой, -ая) милашка, но оказал…(-ся, -ась) придирой.
Здесь не с кем работать. Жду дальнейших инструкций.
Агент ЗЛЮКАРаспределить слова в группы под кодовыми обозначениями «+», «-», «И», «Ф», «П»
Валя, злюка, Макаренко, директор, лапонька, зазнайка, трудяга, воображала, учитель, умница, Женя, растяпа, Саша, душечка, Скорых, забияка, симпатяга, белоручка, милашка, Вася, придира, Шура, молодец, выскочка, доктор, шеф, Петренко.Распределить слова в группы под кодовыми обозначениями «+», «-», «И», «Ф», «П»
Валя, злюка, Макаренко, директор, лапонька, зазнайка, трудяга, воображала, учитель, умница, Женя, растяпа, Саша, душечка, Скорых, забияка, симпатяга, белоручка, милашка, Вася, придира, Шура, молодец, выскочка, доктор, шеф, Петренко.Карточка:
1)Выпишите существительные общего рода: тихоня, пустомеля, разиня, добряк, соня, молодец, человек, врач, профессор, зазнайка, умница.2)Составьте с существительными общего рода два предложения, из которых ясно, к какому роду относятся эти существительные в данном контексте. Выделите окончания у тех слов, которые помогают нам это понять.
3)Исправьте ошибки в употреблении существительных общего рода в следующих предложениях. Запишите правильные варианты. «Какая же ты непоседа!» - сказала мама сыну. Сирота Дима воспитывалась в детском доме.
Карточка:
1)Выпишите существительные общего рода: тихоня, пустомеля, разиня, добряк, соня, молодец, человек, врач, профессор, зазнайка, умница.2)Составьте с существительными общего рода два предложения, из которых ясно, к какому роду относятся эти существительные в данном контексте. Выделите окончания у тех слов, которые помогают нам это понять.
3)Исправьте ошибки в употреблении существительных общего рода в следующих предложениях. Запишите правильные варианты. «Какая же ты непоседа!» - сказала мама сыну. Сирота Дима воспитывалась в детском доме.