Урок русского языка в 6 классе «Имена существительные общего рода»


Урок русского языка в 6 классе
«Имена существительные общего рода»
УМК: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
Цели деятельности учителя: формировать представление о грамматической категории рода существительных, о существительных общего рода, правильно употреблять данные существительные в речи, находить и исправлять нарушения норм литературного языка, связанные с существительными общего рода
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цели деятельности ученика:
-пользоваться учебником, словарем, добывать информацию из разных источников, соотносить и осмысливать её;
-договариваться о совместной деятельности, высказывать свою точку зрения, принимать чужую, развивать связную монологическую речь;
Планируемые результаты:
Предметные: знать о существительных общего рода, о возможном нарушении норм литературного языка при употреблении данных существительных, уметь согласовывать глаголы прошедшего времени и имена прилагательные с существительными общего рода.
Метапредметные:
Познавательные УУД - самостоятельно формулируют познавательные цели; применяют методы информационного поиска; обосновывают выбор эффективных способов решения задач; применяют приемы смыслового чтения; анализируют единицы языка, сопоставляют языковые единицы; строят логическую цепь рассуждений;
Регулятивные - формулируют учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составляют план и последовательность действий; контролируют, сверяя способ действия и его результат с заданным эталоном; оценивают правильность выполнения действия, адекватно воспринимают оценку учителя.
Коммуникативные - учитывают позиции других людей, участвуют в коллективном обсуждении проблемы, умеют работать в парах, формулировать собственное мнение, задавать вопросы.
Личностные – уважительное отношение к русскому языку, осознание его эстетической ценности, адекватная самооценка учебной деятельности, осознание границ собственного знания и незнания, стремление к речевому самосовершенствованию, развитию творческих способностей.
Этапы урока Ход урока Формирование УУД и технология оценивания
1.Оргмомент. Мотивация Слово учителя
Личностные результаты:
1.интерес к изучению русского языка.
2.Достаточный объем словарного запаса и грамматических средств для выражения мыслей
2.Актуализация знаний, пробное действие Учитель: Запишите число, классная работа
Прослушайте песенку Е.Крылатова
Ябеда - корябеда!
Чуть чего -от Миши слышат
Только жалобы всегда.
И зовут недаром Мишу
Ябеда - корябеда!
Припев:
Ой, беда, ой беда,
Если в классе ябеда,
Если в классе ябеда,
Ябеда - корябеда!
- к кому относится слово ябеда? ( к мальчику Мише, т.е. к сущ. мужского рода)
-можно ли отнести это слово к существительному женского рода? Почему так?
2) Запишите тему урока
«Имена существительные общего рода»
Познавательные УУД
1.Анализировать, сравнивать, группировать
Регулятивные УУД
1.Высказывать предположение на основе наблюдения
3.Выявление места и причины затруднения Слово учителя:
- Итак, разберемся с темой. Что вы знаете о категории рода у имен существительных? (они относятся к мужскому, женскому или среднему роду)
-Как вы понимаете термин «общего рода»? Предположите, с чем это связано.
Приведите примеры своих слов, запишите.
Познавательные УУД
1.Анализировать, сравнивать, группировать
Регулятивные УУД
1.Высказывать предположение на основе наблюдения
4.Формулирование цели и построение проекта выхода из затруднения Учитель: Определите цели урока.
-Сформулируйте вопросы, на которые вы бы хотели получить ответы на нашем уроке.
Составьте план (проект) урока.
Регулятивные УУД
1.Высказывать предположение на основе наблюдения
2. Определять цель урока
3.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию
5. Открытие нового знания
(реализация построенного проекта) 1.Работа с учебником
1) чтение и анализ п.49, стр.145, 146, выводы
-совпали ли ваши предположения с тем, что узнали?
-о каких нормах литературного языка вы узнали?
(если существительные общего рода называют лиц по профессии, по должности, по роду занятий, то глагол-сказуемое в прошедшем времени ставится при них в мужском роде;
- нельзя говорить : «Врач Иванова –хорошая докторша» при обозначении лиц женского пола.)
2. Составление кластера или схемы
Познавательные УУД:1.Выделять главное, свертывать информацию до ключевых слов.
2.Анализировать , сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.
3.Пользоваться разными видами чтения, опираясь на механизмы и приемы читательской деятельности
6.Развитие учебно-языковых и речевых умений, творческая и практическая деятельность 1. Синтаксический разбор предложения
Растяпу Катюшу и обжору Федьку Натка приказала отправить домой.
-построить схему, объяснить орфограммы;
-есть ли слова на изучаемое правило? Что обозначают слова «растяпа и обжора»?
- произвести морфемный и словообразовательный разбор слова приказала
2.Коллективное выполнение упр. 277 с комментариями (работа по согласованию существительных общего рода и имен прилагательных)
-обратить внимание на предложения с обращениями, объяснить знаки препинания в них;
-объяснить постановку тире в предложениях.
3.Самостоятельная работа
упр.279( согласование глаголов в прошедшем времени с существительными общего рода)
4. Проверка самостоятельной работы в парах, сравнение с эталоном
5 Выставление оценок Регулятивные УУД
1.Искать пути решения проблемы
2.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию
Коммуникативные УУД
1.Слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения
2.Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль
7.Итоги. Рефлексия Устный рассказ (Ответили ли вы в ходе урока на проблемные вопросы? и т.д.)
Дайте оценку вашей работе на уроке. Коммуникативные УУД
1.Строить связное монологическое высказывание
Регулятивные УУД
Соотнести цели и результаты своей деятельности
8.Домашнее задание П.49, упр.280 или упр.281 (по выбору)