Разработка классного часа с презентацией Одноклассники: товарищи и друзья (5 класс)


Муниципальное общеобразовательное учреждение г. Волгограда лицей № 3
Классный час гуманитарной направленности для 5 класса
Тема: «Одноклассники: товарищи и друзья».
Составили:
кл. руководитель 5 «В» класса - Колочкина Л.П.,
социальный педагог – Паутова И.С.
Цель: воспитание нравственных качеств обучающихся, через формирование дружного и сплоченного ученического коллектива.
Задачи:
1) Воспитание доброго и бережного отношения друг к другу;
2) Развитие у обучающихся стремления к созданию позитивных дружеских отношений с одноклассниками и окружающими людьми.
Основные понятия:
«Одноклассники», «товарищи», «товарищество», «друг», «дружба».
Предварительная подготовка:
Подготовка презентации « Наш класс»;
Индивидуальные задания: « Мир моих увлечений»;
Классные часы с социальным педагогом «я и мы» (3 встречи);
Анкетирование.
Планируемый результат работы:
- в результате занятия участники смогут: сформулировать понятие «товарищество», «друг»,«дружба»;
- приобрести навыки взаимопомощи при решении различных ситуаций;
- выработка памятки «Законы дружбы класса ».
Оборудование
 1. Доска – тема классного часа, нарисованный силуэт человечка, плакат «сердце класса»;
 2. Плакат «Наш дружный класс»; 
 3. Проектор
Ход занятия.
Классный руководитель:
- Ребята, сегодня, в очередной раз, вместе с социальным педагогом Ириной Степановной, мы продолжаем разговор о нашем доме Лицее, о нашем классе и о нас с вами.
СЛАЙД заставка с темой
-Каждый из нас индивидуален и неповторим, у каждого из нас есть то, чем мы не похожи друг на друга. Здесь я имею в виду не цвет глаз или кожи, а наш внутренний мир, наш характер. Но каждый из нас становится личностью, развивается только в обществе. Наверное, каждому бы хотелось жить так, как ему нравится. Но мы живем среди людей, и каждый наш поступок, каждое наше желание отражается на людях. И сегодня, на нашем классном часе мы вместе попытаемся разобраться, что же нужно делать для того, чтобы, мы научились понимать друг друга, и между нами не было ссор и разногласий.
- Итак, как всё начиналось:
Слайд (1 сентября)
Быстро пролетело лето, отдыхали все вы где-то,
вот линейка во дворе - лицей рад детворе.
Какие эмоции вы испытывали, 1 сентября на линейке?
А каковы ваши первые впечатления о лицее?
- Вместе мы недавно. Давайте вместе составим портрет нашего класса.
Каким вы его видите на данный момент, ведь вместе мы уже 3 месяца?
(ответы детей)
Слайд с «портретом класса»
 1. Рост нашего класса – 33 метра 17 сантиметров (Что мы запишем – высокий, средний, низкий? – дети отвечают)
 2. Вес – 981 кг (нормальный, недостаточный или излишний?)
 3. Нам 259 лет, 8 месяцев 10 дней и 3 дня (молодые, старые)
 4. У нас 50 глаз: 12 кареглазых, 7 сероглазых, 6 голубоглазых.
 5. У нас 35 родных братьев и сестёр.
 6. У нас много домашних животных: 12 кошек, 6 собак, 2 попугая, 4 хомяка, 6 аквариумов с рыбками, 2 черепахи, морская свинка, лягушка и краб….
 7. Мир ваших увлечений разнообразен: футбол, компьютерные игры, интернет, рыбалка, чтение книг, музыка и вокальное пение, лыжи, рисование, шашки, коллекционирование наклеек, марок и открыток. (разносторонний мир увлечений, отличная физическая форма)
-Чтобы закончить портрет нашего класса, остаётся только нарисовать лицо. Как вы думаете - какое у него будет лицо? (показывает 2 рожицы – дети выбирают лицо с улыбкой).
Вот такой получился у нас с вами портрет нашего 5 «В» класса.
Вместе мы недавно, но ЧТО нас всех может объединять помимо внешних признаков? (ответы детей)
Что вам больше всего запомнилось, и какие эмоции вы испытывали?
(ответы детей)
Слайд с фрагментами мероприятий
Классный руководитель:
- Да, за 3 месяца пребывания в лицее у нас было много интересных общих мероприятий: праздник 1 сентября, конкурс «Осенний винегрет», конкурс чтецов, конкурс рисунков, неделя русского языка, «День лицея», День рождения класса…вот то не многое, что мы смогли с вами сделать за столь небольшой период обучения в лицее.
Достаточно ли этого для того, чтобы наш класс был успешным и дружным? (ответы детей).
СЛАЙД с понятиями
- Да, именно об этом мы сегодня и поговорим на классном часе, который так и называется - «Одноклассники: товарищи и друзья », на котором узнаем отличие двух, казалось бы похожих друг с другом понятиями «товарищ» и «друг»; выработаем законы дружбы нашего класса и подумаем над тем, а что же я сам должен сделать для того, чтобы мои отношения в классе были комфортные и дружелюбные.
Социальный педагог:
«Одноклассник», «товарищ», «друг», «дружба» - казались бы понятия простые, но как сложно бывает порой разобраться в человеческих отношениях. У всех у вас есть друзья, товарищи. Так давайте разберемся, чем отличаются понятия “друг”, “товарищ”.
Эти понятия очень близки друг другу, но все же различаются. Как и чем? Товарищество… (ответы детей, анализ анкет).
Слайд ответов анкетирования (товарищ)
Слайд - «товарищество»
А может человек способен совершенно спокойно обойтись без товарищей и друзей? (ответы детей) Почему?
- Если бы каждый человек был сам за себя - ни у кого не было бы друзей и все были бы безразличны друг к другу. Не с кем было бы поделиться своей проблемой, горем, радостью. Люди бы не понимали друг друга, не могли бы договориться о чем-то мирным путем, могли бы начаться конфликты, войны из-за того, что люди не шли бы друг другу на уступки. Если ты к людям относишься хорошо, помогаешь им, то можешь рассчитывать на помощь с их стороны.
Товарищество отражает потребность человека в общении
Товарищество сильно желанием и умением увидеть и подчеркнуть в человеке все ценное, доброе, хорошее. Основной смысл товарищества - во взаимопомощи.
СЛАЙД с вопросами о взаимопомощи
А в чем и как проявляется взаимопомощь? (ответы детей – конкретные примеры из жизни приводят)
А были ли у вас конкретные ситуации примера взаимопомощи в классе?
(ответы детей).
Какие чувства вы испытывали, помогая товарищу?
Однако товарищество не возникает стихийно. Этим отношениям тоже нужно учиться.
- Какими качествами должен обладать человек, чтобы поддержать товарищеские отношения?
ответы детей:
– быть дружелюбным;
– проявлять интерес к одноклассникам;
– уметь поддержать разговор;
– быть внимательным;
– не употреблять грубых слов в разговоре
Слайд (необходимые качества для товарищества)
А кто же такой друг? (ответы детей, анализ анкет)
СЛАЙД ответов анкетирования (друг)
какими же качествами должен обладать друг?
СЛАЙД с качествами друга + определение
Товарищество - благородное чувство, большая ценность. Оно надежный фундамент для подлинной дружбы.
Что же такое дружба? (ответы детей )
- В толковом словаре Ожегова мы найдем такое определение дружбы: «ДРУЖБА - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Слайд с понятием ДРУЖБА
Очень метко сущность товарищества и дружбы выражается в пословицах, поговорках. Во многих русских пословицах содержатся мудрые наставления о том, как сохранить дружбу. Вспомните их и назовите:
Нет друга – ищи, а найдешь – береги.
Друга иметь – себя не жалеть.
Друг познается в беде.
Друга на деньги не купишь.
Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает
«Дружба да братство дороже любого богатства»;
«Один за всех, и все за одного»;
«Чем крепче дружба, тем легче служба» (общение в коллективе);
Слайд с пословицами
- Так как же научиться воплощать, применять эти пословицы в жизнь? «Как научиться дружить?» (ответы ребят)
СЛАЙД размышлениями о дружбе (анкеты)
- А какими качествами необходимо обладать, чтобы научиться дружить?
(ответы детей - перечисляют качества)
Слайд с качествами
Для дружбы важно:
уважение и доверие  к другу
готовность оказать помощь и поддержку
принципиальность
искренность
честность
забота
бескорыстие
равенство
преданность
верность
богатый внутренний мир
требовательность.
А какие человеческие недостатки несовместимы с дружбой? (ответы детей)
Слайд с отрицательными качествами
Классный руководитель:
- Способен ли злой человек дружить по настоящему или просто создать дружеские отношения? А каким человеком быть легче – добрым или злым? Почему? (ответы детей)
СЛАЙД с стихотворением
- Молодцы. И об этом очень здорово сказано в одном стихотворении:
Быть легче добрым или злым? Наверно легче злым.
Быть добрым – значит отдавать свое тепло другим.
Быть добрым – значит понимать и близких, и чужих,
И радости порой не знать, заботясь о других.
Конечно доброму трудней, но все же посмотри:
Как много у него друзей, а злой всегда один.
- И отсюда мы видим, что дружба – это не только великий дар, но и великий труд. Можно друга найти, но очень легко потерять.
Существуют ли определённые правила, законы дружбы???
Давайте создадим СВОИ законы дружбы 5 «В» класса.
У вас на партах лежат листочки, на которых с левой стороны написаны НАЧАЛО первых фраз законов, а с правой стороны – их продолжения, НО не в том порядке, в котором они должны быть, а перепутаны. Ваша задача – подобрать нужное подходящее окончание, чтобы оно подходило по смыслу.
Слайд с законами дружбы
Относись к другому…… как к себе.
Умей с другим разделить….. радость.
Не смейся над ……. недостатками другого.
Останови другого, если… он делает что-то плохое.
Не бойся просить прощения и… не ссорься.
Умей признавать……. свои ошибки
Умей хранить ………… чужие секреты.
Один за всех и все за одного
С хорошими друзьями… веселей
Помоги другому в беде
- Наш класс делает первые шаги в освоении товарищества и дружбы. И какими мы будем с вами - в дальнейшем зависит от каждого из нас. Сейчас я попрошу вас написать пожелания 5 «В» классу, основываясь на законах класса, которые мы с вами вывели для себя - каким вы хотели бы видеть свой класс в недалёком будущем?
Свои пожелания вы пишете на разноцветных сердечках, а затем прикрепляете на плакат, который символизирует «сердце нашего класса». И эти пожелания послужат нам основой для дальнейшей встречи и продолжение нашего разговора о нашем классе.
Ребята, сегодня мы с вами определились, а каким же должен быть человек, чтобы иметь хорошие отношения в коллективе. Я надеюсь, что теперь мы будем более внимательно относиться друг к другу. Будем следовать законам дружбы класса, которые вы составили для себя и стараться их выполнять.
СЛАЙД с вопросами рефлексии
- Как вы считаете, полезным ли был для вас сегодняшний разговор?
- Что запомнилось больше всего? (ответы детей).
- Кем вы ощущали себя на занятии?
- Что вы хотите сказать ведущим?
СЛАЙД с ПЕСНЕЙ о ДРУЖБЕ