Статья Одаренные дети: как выявить и развить таланты


Одаренные дети: как выявить и развить таланты
Работа с одаренными детьми – особое направление, которое только набирает силу в нашей стране. Большое значение имеет учет всех тонкостей контакта с юными дарованиями, особый подход к ним и создание условий для развития способностей.
Одарённость – значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.).
Традиционная система образования создает сложности для раскрытия талантов одаренных детей. Программа выявления и развития ОД устраняет эти препятствия и позволяет одаренным школьникам реализовать свои способности в полном объеме.
Уровень интеллектуальных способностей одаренных детей намного выше, чем у их сверстников. В раннем возрасте каждый ребенок проявляет активность, выраженную в готовности учиться новому — это стремление может быть как следствием одаренности, так и возрастного развития. Основная сложность педагога заключается в отделении возрастных стремлений от индивидуальных талантов ребенка.
Одаренные дети могут отличаться от своих сверстников в чем-то одном, но обычно одаренность имеет комплексное влияние на формирующуюся личность. Дети, развивающиеся быстрее своих сверстников, обладают продвинутым словарным запасом. Они с удовольствием читают книги, и рано осваивают умение правильной постановки вопросов. Очень важно уловить индивидуальные черты, являющиеся настоящей одаренностью. Эти черты необходимо развивать, чтобы полностью раскрыть талант ребенка. Существуют следующие виды одаренности:
художественная;
общая;
академическая;
творческая;
социальная;
Художественная одаренность позволяет добиваться высоких результатов в соответствующих направлениях творчества: живописи, музыке, актерском мастерстве и других направлениях искусства. Детям, обладающим одаренностью данного типа, сложно учиться по обычным программам — они готовы тратить часы на любимые занятия, и, как правило, им не хватает времени, чтобы заниматься учебой. Им необходимо понимание учителей. Поддержка сверстников также будет не лишней.
О наличии общей интеллектуальной одаренности свидетельствует хорошая память и высокая успеваемость по всем предметам. Академическая одаренность распространяется только на определенные направления, например, литературу, иностранный язык историю и другие предметы. При этом у ребенка могут быть проблемы с точными науками.
На творческую одаренность указывают следующие особенности характера: независимость в суждениях, оригинальное чувство юмора, невнимательность при организации учебного процесса, ярко выраженный темперамент и отсутствие излишнего внимания к условностям.
На социальную одаренность указывает высокий уровень интеллекта и умение находить общий язык с людьми. Социально одаренные дети умеют принимать самостоятельные решения, четко ставят перед собой цель и добиваются задуманного. Они четко выражают свои мысли, прекрасно знают свои возможности и обладают ярко выраженным энтузиазмом.
Проблемы психологического развития одаренных детей
Главная проблема одаренных детей — угроза социальной изоляции. Они не похожи на большинство своих сверстников. Из-за этого одаренные дети сталкиваются со сложностями в поиске друзей, которые были бы близки им по духу. При этом сами дети осознают свою непохожесть и это усугубляет проблему социальной адаптации. Учителя не всегда признают достижения одаренных учеников, отрицая их достижения.
Семейного воспитания недостаточно для развития одаренности. В развитии талантов ребенка важную роль играет активность ребенка, социальная среда, а также игровая, учебная и трудовая деятельность. Одаренные дети не получают в школе достаточного внимания. Какие-либо рецепты по развитию одаренности в традиционной системе отсутствуют.
Система обучения в обычной школе направлена на приведение к общим стандартам, тогда как одаренность ребенка имеет индивидуальную природу — универсальная стандартизация создает определенные сложности, мешающие раскрытию врожденных талантов. На протяжении последних лет эксперты отмечают недостаточность традиционного образования. Закончив среднюю школу, дети получают базовый набор знаний, которого явно недостаточно для раскрытия имеющихся талантов. Раскрытие талантов детей, имеющих явную или неявную одаренность, необходимо начинать с раннего детства.
Существует ряд признаков, указывающих на наличие одаренности:
высокий интеллект;
стремление к знаниям;
наслаждение умственным трудом;
потребность в получении новых знаний;
проявления творческих способностей.
У каждого ребенка, обладающего явными или скрытыми талантами, наблюдается ряд психологических особенностей:
острое восприятие действительности;
выраженное чувство справедливости;
преувеличенные страхи;
высокие стандарты к себе и окружающим;
сложности в разделении реальности и фантазии;
стремление решать сложные задачи;
высокая восприимчивость к настроениям окружающих.
Одаренность детей разделяется на несколько категорий:
общая интеллектуальная;
академическая;
творческая;
лидерская;
оригинальная.
Дети, обладающие оригинальной одаренностью, не добиваются выдающихся успехов в учебе. Их одаренность выражается в высокой активности, нетривиальном мышлении и психологическом складе ума. Для раскрытия талантов детей педагоги в своей работе должны следовать определенным рекомендациям:
предоставлять достаточно возможностей для раскрытия одаренности;
заниматься внеклассной деятельностью с учениками;
дифференцировать учебные процесс;
создавать условия для командной работы при минимальном участии педагога;
применять индивидуальный подход к каждому ребенку.
Одаренных детей необходимо выявлять в начальной школе, анализируя их речь, интеллектуальные способности и логическое мышление. С данной категорией учеников необходимо работать по особой программе. Эта задача должна стать одним из основных приоритетов начальной школы.
Как необходимо работать с одаренными учениками?
Перед составлением плана обучения важно выяснить, к какому типу относится одаренность ребенка. Методы занятий необходимо подбирать с учетом особенностей проявления одаренности. Предварительный анализ позволяет выяснить, какие задачи имеют первостепенное значение: развитие имеющихся талантов, психологическая поддержка, использование специальных технологий, командная работа или какие-то другие приоритеты.
При работе с одаренными детьми необходимо проводить:
групповые занятия;
занятия в предметных кружках;
занятия в кружках по интересам;
олимпиады;
конкурсы;
и заниматься исследовательской деятельностью.
Учитывая многообразие одаренности, при составлении плана обучения ОД рекомендуется использовать смешанный принцип. Преподавателям необходимо проявлять индивидуальный подход к каждому ребенку. При наличии достаточно большого количества ОД рекомендуется применять дифференцированный подход.
Как происходит выявление ОД?
Выявление одаренных детей необходимо проводить с первого класса. Существует три категории ОД: дети, обладающие очень развитыми интеллектуальными способностями, ученики, одаренные талантами в определенных областях, и учащиеся, которые не достигают больших успехов в учебе, несмотря на оригинальный склад ума и недюжинный интеллект.
В начальных классах педагоги работают с учениками в нескольких направлениях:
историко-краеведческом;
художественно-эстетическом;
естественнонаучном;
социально-педагогическом;
ЗОЖ.
В начальной, основной, средней и старшей школе стратегия работы с ОД включает в себя:
развитие интеллектуального и творческого потенциала;
формирование мотивации к учебе;
овладение методами исследовательской деятельности;
формирование мотивации к творческой деятельности;
овладение исследовательскими методами;
прививание навыков самостоятельного творчества.
Ученикам предоставляется возможность заниматься самостоятельной работой в таких направлениях как: литература, журналистика, искусство, военное дело и других сферах творчества. Семейное воспитание играет важную роль в формировании личности и раскрытии талантов ребенка, поэтому педагоги регулярно взаимодействуют с родителями, чтобы повысить результативность обучения. На родительских собраниях проводятся семинары, круглые столы, информационно-практическое общение, обмен мнениями и другие мероприятия.
Риски и результаты.
Риски данной программы заключаются в двух аспектах: ошибочном выявлении одаренности и образованию социальной пропасти между учениками. Ошибка, допущенная при выявлении и классификации одаренности, не позволит ученику в полной мере раскрыть свои способности. Второй аспект риска заключается в разделении учеников на одаренных и обычных — дети второй категории будут получать меньше внимания и не смогут раскрыть свою одаренность, если ее не заметили при диагностике. Положительные аспекты этой программы заключаются в повышении социального престижа школы, существенном росте успеваемости, увеличении числа победителей конкурсов и олимпиад, а также создании оптимальных условий для саморазвития и самореализации.
Для того, чтобы выявить какая одаренность у вашего ребенка, нужно провести диагностику. Я рекомендую: методика оценки общей одарённости А. И. Савенков, методика «Карта одарённости» А. И. Савенков.
Методика «Карта одаренности» (А. И. Савенков)
(для родителей, учителей)
Инструкция: «Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:(++) – если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;
(+) – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;
(0) – оцениваемое и противоположенное свойство личности выражены не четко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
(-) – более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположенное оцениваемому.
Если вы затрудняетесь дать оценку какому-то качеству, потому что у вас нет для этого сведений, оставьте соответствующую вопросу клетку в бланке ответов пустой.
Лист вопросов:
1.  Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.
2.  Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные оригинальные решения.
3.  Учиться новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».
4.  В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.
5.  Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
6.  Любит сочинять рассказы или стихи.
7.  Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного или других.
8.  Интересуется механизмами и машинами.
9.  Инициативен в общении со сверстниками.
10.  Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.
11.  Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.
12.  Не боится новых попыток, всегда стремиться проверить новую идею.
13.  Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, чтобы запомнить.14.  Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.
15.  Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
16.  Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
17.  Интересуется актерской игрой.
18.  Может чинить легко испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек.
19.  Сохраняете уверенность в окружении большого количества незнакомых людей.
20.  Любит участвовать в спортивных играх и соревнованиях.
21.  Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.
22.  Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и др. вещи).
23.  Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не заноют.
24.  Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т. д.
25.  Хорошо поет.
26.  Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
27.  Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
28.  Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск».
29.  Легко общается с детьми и взрослыми.
30.  Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.
31.  Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
32.  Способен увлечься, уйти «с головой» в интересующее его занятие.33.  Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, то есть реально должен был бы учится в более старшем классе, чем учиться сейчас.
34.  Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домов на игровой площадке.
35.  В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии, чувств.
36.  Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
37.  Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.
38.  Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.
39.  Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.
40.  Бегает быстрее всех в классе.
41.  Любит решать трудные задачи, требующие умственного усилия.
42.  Способен по разному подойти к одной и той же проблеме.
43.  Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
44.  Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т. д.), в свободное время, без побуждения взрослых.
45.  Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, гида можно слушать музыку.
46.  Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния главных героев, их переживания, чувства.
47.  Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.
48.  Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.
49.  Часто руководит играми и занятиями других детей.
50.  Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
51.  Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
52.  Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.
53.  Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или два.
54.  Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроения.
55.  Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
56.  Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники) , и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.
57.  Стремиться вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем - то с увлечением рассказывает.
58.  Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.
59.  Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
60.  Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
61.  Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
62.  Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанные варианты.
63.  Умеет делать выводы и обобщения.
64.  Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.
65.  В пении и музыке стремится выразить вои чувства и настроение.
66.  Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
67.  С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные состояния.
68.  Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных проектов (модели летательных аппаратов, автомобили, корабли)
69.  Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.
70.  Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх.
71.  Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.
72.  Продуктивен, чем бы не занимался, способен предложить большое количество самых разнообразных идей и решений.
73.  В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает это с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки, детективы и т. д.)
74.  Может высказывать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
75.  Сочиняет собственные оригинальные мелодии.
76.  Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.
77.  Любит игры - драматизации.
78.  Быстро и легко осваивает компьютер.
79.  Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
80.  Физически выносливее сверстников.
Обработка результатов
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60
61 62 63 64 65 66 67 68 69 70
71 72 73 74 75 76 77 78 79 80
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные баллы характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:
1.  Интеллектуальная;
2.  Творческая;
3.  Академическая;
4.  Художественно-изобразительная;
5.  Музыкальная;
6.  Литературная;
7.  Артистическая;
8.  Техническая;
9.  Лидерская;
10.  Спортивная.
Итоговые баллы можно отложить на графике или диаграмме. Идеальный результат – правильный десятиугольник. Но у реального ребенка при объективной оценке обычно получается "звездочка" сложной конфигурации. Эта диаграмма дает наглядное представление о том, в каком направлении следует вести дальнейшую воспитательную работу.

Методика оценки общей одаренности
Общая характеристика. Методика разработана Савенковым А.И. и адресована родителям (может также применяться педагогами). Ее задача - оценка общей одаренности ребенка его родителями.
Методика должна рассматриваться как дополнительная к комплекту методик для специалистов (психологов и педагогов).
Инструкция
Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одаренных детей.
Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:
5 - оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения;
4 - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом и противоположное ему проявляется очень редко;
3 - оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
2 - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому;1 - четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;0 - сведений для оценки данного качества нет (не имею).
Любознательность (познавательная потребность). Жажду интеллектуальной стимуляции и новизны обычно называют любознательностью. Чем более одарен ребенок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного.Проявляется в поиске новой информации, новых знаний, в стремлении задавать много вопросов, в неугасающей исследовательской активности (желание разбирать игрушки, исследовать строение предметов, растений, поведение людей, животных и др.).Сверхчувствительность к проблемам. «Познание начинается с удивления тому, что обыденно» (Платон). Способность видеть проблемы там, где другие ничего необычного не замечают, - важная характеристика творчески мыслящего человека. Она проявляется в способности выявлять проблемы, задавать вопросы.
Способность к прогнозированию - способность представить результат решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его осуществления.
Выявляется не только при решении учебных задач, но и распространяется на самые разнообразные проявления реальной жизни: от прогнозирования последствий, не отдаленных во времени относительно элементарных событий, до возможностей прогноза развития социальных явлений.
Словарный запас. Большой словарный запас - результат и критерий развития умственных способностей ребенка.
Проявляется не только в большом количестве используемых в речи слов, но и в умении (стремлении) строить сложные синтаксические конструкции, в характерном для одаренных детей придумывании новых слов для обозначения новых, введенных ими понятий или воображаемых событий.
Способность к оценке - прежде всего результат критического мышления. Предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей.Проявляется в способности объективно характеризовать решения проблемных задач, поступки людей, события и явления.
Изобретательность - способность находить оригинальные, неожиданные решения в поведении и различных видах деятельности.
Проявляется в поведении ребенка, в играх и самых разных видах деятельности.
Способность рассуждать и мыслить логически - способность к анализу, синтезу, классификации явлений и событий, процессов, умение стройно излагать свои мысли.Проявляется в умении формулировать понятия, высказывать собственные суждения.Настойчивость (целеустремленность) - способность и стремление упорно двигаться к намеченной цели, умение концентрировать собственные усилия на предмете деятельности, несмотря на наличие помех.
Проявляется в поведении и во всех видах деятельности ребенка.
Требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм) - стремление доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям.
Проявляется в том, что ребенок не успокаивается до тех пор, пока не доведет свою работу до самого высокого уровня.
Обработка результатов
Отметки внесите в таблицу. Естественно, что результат будет более объективен, если эти отметки, независимо друг от друга, поставят и другие взрослые, хорошо знающие ребенка.
16319540005
17145171450Поставленные отметки (либо среднеарифметические показатели, вычисленные по результатам оценок нескольких взрослых) отложим на графике. 1
Идеальный результат – правильный девятиугольник. Но у реального ребенка при объективной оценке обычно получается «звездочка» сложной конфигурации. Этот график дает наглядное представление о том, в каком направлении нам следует вести дальнейшую воспитательную работу.
Пример:
14287529210
-52952651988185