Использование элементов технологии критического мышления на уроках изобразительного искусства как одно из условий формирования успешной учебной деятельности в обучении младших школьников

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №3 города Алексеевки Белгородской области








«Использование элементов технологии критического мышления на уроках изобразительного искусства как одно из условий формирования успешной учебной деятельности в обучении младших школьников»




Выступление на районном семинаре «Системно –деятельностный подход в преподавании ИЗО в условиях реализации ФГОС» подготовила Толстых С.Н., учитель начальных классов МОУ СОШ №3, первая квалификационная категория













г. Алексеевка, 2013


Что означает критическое мышление?
Это разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать; поиск здравого смысла, т.е. того, как объективно рассудить и логично поступить с учетом своей точки зрения и других мнений, а также отказаться от собственных предубеждений
По мнению российских педагогов характерными особенностями критического мышления являются:
оценочность,
открытость новым идеям,
собственное мнение,
рефлексия собственных суждений
Данная технология позволяет систематизировать имеющиеся у школьников знания, расширить запас точных знаний, создать предпосылки для организации работы на третьей стадии.
Как развить критическое мышление у детей, когда они итак все критикуют? Критика это не значит критическая оценка. Критичность-это способность посмотреть на явления с разных точек зрения. Переоценить свое отношение и взгляды.
Основная идея технологии развития критического мышления - создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.
Российские педагоги и исследователи С.И.Заир-Бек и И.В.Муштавинская представили образовательную технологию развития критического мышления в виде следующих этапов:
вызов
осмысление
рефлексия

Фаза вызова может осуществляться в самых различных модификациях:
ассоциативная таблица,
составление кластера,
рассказ-предположение по ключевым словам,
верные и неверные утверждения
мозговая атака. Как методический прием мозговая атака используется в технологии критического мышления с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова» 1 э т а п: Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают, по данной теме; 2 э т а п: Обмен информацией. Рекомендации к эффективному использованию: 1. Жесткий лимит времени на 1-м этапе 5-7 минут; 2. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются; 3. Оперативная запись высказанных предложений. Возможна индивидуальная, парная и групповая формы работы. Как правило, их проводят последовательно одну за другой, хотя каждая может быть отдельным самостоятельным способом организации деятельности
Эти приемы способствует тренировке умения кратко и чётко выражать свои мысли, раскрепощению креативного мышления. Таким образом, задача первой стадии: заинтересовать обучающихся, создать ассоциации по изучаемому вопросу, мотивировать их, вызвать уже имеющиеся знания.

Задачи второй фазы: организация активной работы с текстом; удовлетворение познавательных «запросов»; формирование отношения к тексту;

Методические приемы второй фазы урока (осмысление)
1.Чтение с остановками
2 .Дневники
3.Бортовые журналы
4.Таблица «Кто? Что? Когда? Где? Почему?»
5.Таблица «тонких» и «толстых» вопросов
6.Инсерт- система маркировки текста
Пометки должны быть следующие:
Знаком «галочка» (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику.
Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация.
Знаком «минус» (-) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.
Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее

Методические приемы третей фазы урока (рефлексия)
Задачи фазы: соотнесение старых и новых представлений; обобщение изученного материала; определение направлений для дальнейшего изучения темы
1. Синквейн
Синквейн – пятистишие, где должен отразиться смысл темы.
В его составлении соблюдают следующие правила.
1. Тема
2. Два прилагательных
3. Три глагола
4. Предложение, отражающее смысл темы
5. Одно – два слова (ассоциации по теме)

2. Кубик, каждая сторона которого несет один вопрос:
-что это
-для чего это
-у кого это
-твое отношение и т.д.



«Все наше достоинство – в способности мыслить. Только мысль возносит нас, а не пространство и время, в которых мы ничто. Постараемся же мыслить достойно – в этом основа нравственности».
Паскаль Блез
Литература:
Критическое мышление - углубленная методика: подготовлено в рамках проекта “Чтение и письмо для Критического мьшления”. ./Сост. Дженни Стал, Курт Мередит, Чарльз Темпл.
“Технология, которая позволяет нам стать другими”, газета “Первое сентября” от 16 января 2001 года/ А.Фонтанова
«Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли» под ред. А.С. Смолова М-просвещение 2010 г.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]http://