Использование технологии развития критического мышления на уроках изобразительного искусства и технологии в условиях внедрения ФГОС ООО.


Использование технологии развития критического мышления на уроках изобразительного искусства и технологии в условиях внедрения ФГОС ООО. Учитель технологии и изобразительного искусства Ермолаева Валентина Владимировна. Если вы мне расскажете, я это быстро забуду, если вы мне напишите, я прочитаю, но тоже забуду, а если вы вовлечёте меня в дело, я буду это знать и запомню. Жан Жак Руссо. Цели современного образования, обозначенные в ФГОС, обращены на принцип "учить не науке, а учить учиться". В современной школе используется много различных методов обучения детей. В последние годы стала популярной методика критического мышления, элементы которого можно с успехом применять на уроках технологии и изобразительного искусства.     Критическое мышление - это способ мыслить критически, наивысшая организация мыслительных функций, заключающихся в анализе, синтезе, сопоставлении информации, нахождении причинно-следственных связей, умение делать собственные выводы. В чём же инновационность методов критического мышления? Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом. Для развития критического мышления необходимо создание и применение специальных методических инструментов. Учить критически мыслить – значит учить критически слушать и воспринимать, осмысливать и анализировать новую информацию, творчески применять и доводить свои знания, критически развивать и совершенствовать себя. Мне хотелось бы остановиться несколько подробнее на некоторых их них, которые используются в технологии развития критического мышления. СИНКВЕЙН На уроке учащиеся получают информацию, знакомятся с новыми терминами, учатся делать выводы, искать взаимосвязи. Способность изложить информацию, сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах очень важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе и смысле. Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк».Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. 1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.2 строка – два прилагательных.3 строка – три глагола. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл.5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное. Прежде чем приступить к написанию синквейна, объясните ученикам, как пишутся такие стихотворения. Покажите несколько примеров, попробуйте вместе написать синквейн. Эффективно проходит работа в парах. Называется тема синквейна. Каждому ученику даётся 5-7 минут на то, чтобы написать синквейн. Затем ученики обсуждают свои синквейны и из двух составляют один, который по их мнению более раскрывает тему синквейна. Это даст им возможность поговорить о том, что они написали и еще раз критически рассмотреть данную тему. Кроме того, этот метод потребует, чтобы ученики слушали друг друга и извлекали из произведений других те идеи, которые они могут увязать со своими. Приступает учитель к изучению новой темы и в начале урока дает синквейн: «А что вы уже знаете об этом? Что думаете?»Разгар урока. Тема очень трудна для восприятия. Предложите ученика синквейн по какому-то разделу изучаемой темы, и вы узнаете, как идет восприятие школьниками нового материала.Изучение темы завершено. Качество, глубину и прочность знаний покажут опрос, итоговый контрольный срез. А сейчас, в завершении урока – синквейн. Достойный итог изучения нового материала, который продемонстрирует не столько знания, сколько понимание, оценочные суждения, ценностные ориентации учащихся. - Отгадайте о чем идет речь?–– многоцветная уникальная– выполнить выложить составить–эти творения поражают воображение– картина6 класс тема «Анималистический жанр»Животные.Грациозные , забавные .Играют, бегают, охотятся.Прекраснее их нет никого.Друзья. Достоинства методаПри составлении синквейна на уроках:повышается интерес к изучаемому материалу;развивается образное мышление;развиваются творческие способности учащихся;совершенствуются коммуникативные навыки и умения емко и лаконично выражать свои мысли;развивается мышление и воображение;вырабатывается способность к анализу;уменьшается время, отводимое на запоминание информации;расширяется словарный запас. КУБИК БЛУМА «Кубик Блума» – это способ формулировки учебного задания в соответствии с поставленной задачей, при котором на грани геометрической фигуры наносятся вопросы, предполагающие рассмотрение школьником всех аспектов изучаемой темы. Кубик представляет собой объёмную фигуру, на сторонах которой написаны слова, являющиеся отправной точкой для ответа:Назови…Почему…Объясни…Предложи…Придумай…Поделись… Тема: Технология приготовления блюд из овощей и фруктов. Вопрос, начинающийся со слова «Назови…» может соответствовать уровню репродукции, т.е. простому воспроизведению знаний. Пример: Назови основные компоненты в составе овощей и фруктов(Состоят на 95 % из жидкости, полезных солей и витаминов) Вопросы, начинающиеся со слов «Почему…» соответствуют так называемым процессуальным знаниям. Ученик в данном случае должен найти причинно-следственные связи, описать процессы, происходящие с определённым предметом или явлением. Пример: Почему нельзя хранить овощи и фрукты в металлической посуде (медной, железной)? (металлы разрушают витамин С) Отвечая на вопрос «Объясни…» ученик использует понятия и принципы в новых ситуациях, применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях, демонстрирует правильное применение метода или процедуры. Пример: Объясни почему увядают, становятся мягкими, темными овощи и фрукты при неправильном и длительном хранении?( влага испаряется и овощи, и фрукты теряют внешний вид и пищевую ценность) И, конечно же, задания «Предложи…», «Придумай…», «Поделись…» направлены на активизацию мыслительной деятельности ученика. Он выделяет скрытые (неявные) предположения, проводит различия между фактами и следствиями, анализирует, оценивает значимость данных, использует знания из разных областей, обращает внимание на  соответствие вывода имеющимся данным Пример: Предложи способы для длительного хранения овощей и фруктов (консервация, заморозка, хранение в темном прохладном месте) Пример: Выбери или придумай способ оформления салата (способы нарезки овощей, карвинг) Пример: Поделись как можно заправить разные салаты из овощей или фруктов ( уксус, Растительное масло, смесь уксуса и растительного масла, сметана, йогурт, соль, перец, соевый соус и т.д.) Возможны два режима использования данного приёма:Учитель задаёт соответствующие вопросы.Ученики формулируют вопросы. Причём можно заметить, что не только гораздо легче  ответить на вопросы репродуктивного характера, но и сформулировать их. Сложнее сформулировать вопросы, направленные на поиск причинно-следственных связей. Еще сложнее сформулировать вопросы-задания, начинающиеся со слов «Предложи…», «Придумай…», «Поделись…». Наличие разнообразных методов даёт возможность делать уроки нестандартными, непохожими друг на друга. Применение технологии «Критическое мышление» на уроках:– способствует активизации мышления, повышает мотивацию;– способствует самовыражению учащихся, дает возможность проявить себя, свои творческие способности;– учит находить пути решения проблемы, сопоставлять свое мнение с другими, с тем, чтобы вынести обоснованное суждение;– способствует взаимоуважению, поощряет взаимодействия, развивает коммуникативные навыки;– заставляет учеников задумываться. Навыки критического мышления нужны, чтобы обеспечить понимание между людьми, принимать различные взгляды на мир, способствовать самореализации личности учащихся.