Презентация проекта по теме Перевал Чике-Таман


Акпашев Дмитрий Алексеевич ученик 3 класса МБОУ «Онгудайская начальная общеобразовательная школа» У подножия старого перевалаЯ вместе с семьей. Кур-Кечу. На берегу р.Большого Ильгуменя. Живописный серпантин по склону горы вёл нас к вершине перевала. Онгудайская сельская библиотека. Краеведческий отдел. Библиотекарь Чекурашева Людмила Школчиновна показывает материалы по теме. Гипотеза: необходима ли была дорога через Чике-Таманский перевал Задачи: изучить литературу по теме исследования;узнать, кто и как строил дорогу через перевал;показать значение перевала Чике-Таман в жизни нашей республики и страны. Тема: Перевал Чике-ТаманЦель: исследование истории возникновения и строительства Чике-Таманского перевала. Метод исследования: исследование, изучение литературы, интервью, анализ и обобщение, эксперимент. Объект исследования: перевал Чике-ТаманПредмет исследования: история возникновения и строительства перевала Там, далеко внизу, легла,Как змейка, белая дорога,Что нас к вершине привела… Чике Таман – в переводе с алтайского означает «прямая или плоская подошва». Горный перевал, высота -1460 мподъём – 4,6 км, спуск – 5,1 км. Чике –Таман по высоте уступает лишь Семинскому перевалу, но из-за своей крутизны, он кажется значительно высоким. Чике-Таман - это особая история. 1756 г. - началось строительство дорог на Алтае Конец XVIII века - первые письменные сведения о перевале Чике –Таман (в 1788 г.)Тогда через перевал Чике –Таман проходила вьючная тропа. Нашли участок древней дороги. Она вела к китайскому перевалу. Местные жители называют её китайской дорогой.Строительство этой дороги относят к X- XIIвв..Считается, что по этой дороге проходила часть Великого Шёлкового пути. В.Я. Шишков – инженер , известный писатель в начале XX века описывает Чике Таманский перевал:« Чике-Таман. Прежде всего изречение , нацарапанное на придорожном столбе, на самой вершине перевала рукою отчаявшегося ямщика: « Ета не Чике-Таман , а Черт –Атаман, сорок восемь грехов!» Телега не может повернуться, колёса висят над пропастью. Ещё один неверный шаг лошади, и …» . Спуск с перевала. Фото начала XX века. Русские купцы возили свои товары на ярмарку. На перевале работало до 158 человек Необходимо было строить колесную дорогу 1865 г.– переустройство вьючного пути на колесную дорогу.1901 г. – начало взрывных работ. Дорога через старый перевал была очень опасной и неудобной. Вершина старого перевала. Февраль 2011 года. 1924 -1925 гг. - большие ремонтные работы на старом перевале. 1927 г.- экспедиция Шишкова закончила работу. Известная корреспондентка газеты «Звезда Алтая» в советское время Курносова Полина Александровна в 2009 году выпустила книгу «Есть над Чуей рекою дорога...» о давних событиях, о родных, работавших на перевале и на дороге. «…Кирка, лопата, лом да тачка – вот и все инструменты.» 30-ые годы на перевале работали заключен -ные. В 1965 г.- перестроили тяжёлые и опасные участки на перевале На самой дороге я обнаружил выступающие камни. Под бетонными барьерами я увидел каменные ограждения 1984 г. - пущена в строй новая дорога. Житель Хабаровки Сельбиков Иван в те годы работал на перевале дорожником. На фото сын Василий Сельбиков. Перевал для алтайцев – священное место. Надписей с каждым годом становится всё больше! 16 февраля 1996 года горный перевал Чике–Таман объявлен памятником природы республиканского значения.