Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Тема: «Пернатые друзья».

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе
Тема: «Пернатые друзья».
Цель: формировать опыт понимать и объяснять смысл фразеологических оборотов и образные выражения
Задачи:
Уточнить и закрепить знания детей о птицах, их разнообразии и их особенностях, делить на перелётных и зимующих на основе связи между характером корма и способом его добывания. Продолжать закреплять знания детей о правильном поведении в лесу. Воспитывать бережное отношение к птицам, желание помогать им и охранять.
Материал: презентация, слайды с изображением птиц разных видов, кленовые листочки с загадками; иллюстрации и фотографии птиц, художественная литература, дидактические игры, карандаши.
Предварительная работа: Разгадывание загадок, разучивание и повторение стихов, пословиц, поговорок о птицах. Просмотр фото альбомов с изображением птиц.

Ход.
Слайд 1. Воспитатель. Ребята, я сегодня шла на работу и вам передали горячий привет. Хотите знать кто? Отгадайте:
Воробьи, стрижи, пингвины,
Снегири, грачи, павлины,
Попугаи и синицы:
Одним словом это (птицы).
Воспитатель. А у вас есть любимые птицы? Какие? (Ответы детей).
Воспитатель. Ребята, сегодня мы пойдём с вами в лес. В нём живёт очень много разных и красивых птиц. (Под музыку «Голоса птиц» дети отправляются в лес)
Слайд 2. Воспитатель. - Посмотрите, как красиво кругом, сколько птиц вокруг. Располагайтесь поудобнее на этой полянке, а я вам расскажу много интересного.
- Птиц на земле очень много. Есть птицы очень большие, чуть ли не двухметровой величины, есть и совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы. Есть птицы, которые летают выше облаков, а есть и такие, которые и вовсе не могут летать. Одни живут в лесу, другие – только в степи, третьи и там и тут. Но есть такие, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или в горах, а другие только на берегу моря.
Одни птицы питаются рыбой, другие – насекомыми. Есть хищные, которые поедают других птиц и зверей, а есть «вегетарианцы», которые едят только ягоды и семена.
Одни птицы получили свои имена за голос, другие – за цвет, третьи – за поведение.
Писатель Н. И. Сладков называл птиц детьми радуги и вестниками радости. Как вы думаете почему? (Предположения детей.)
Воспитатель. Оперение многих птиц переливается всеми цветами радуги. А для чего на земле нужны птицы? Давайте представим, что было бы, если не было птиц?
Воспитатель. ой, ребята, посмотрите, кто к нам ползёт? (Ёжик)
А на колючках у него листочки. Что это за листочки, с какого дерева? (с клёна). Он здесь не растёт. Значит они волшебные, посмотрите на них. Да тут загадки, попробуем их отгадать.
Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет
Крошки собирает. (Воробей) слайд 3.
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это. (Снегири) слайд 4.
Кто на ёлке, на суку
Счёт ведёт ку – ку – ку – ку? (Кукушка) слайд 5.
На скале он строит дом.
Разве жить не страшно в нём?
Хоть кругом и красота,
Нет, хозяин не боится
Со скалы крутой скатиться –
Два могучих крыла
У хозяина. (Орла) слайд 6
Кто в беретке ярко – красной,
В чёрной курточке атласной?
На меня он не глядит
Всё стучит , стучит, стучит (Дятел) слайд 7.
Воспитатель. Молодцы, ребята! Все загадки ёжика отгадали.
- В какое время года птиц больше?
- Какие бывают птицы?
- Почему одних называют перелётные, а других – зимующие?
- А каких зимующих птиц вы знаете?
- А почему всё- таки многие птицы улетают? Может они боятся морозов? Давайте, порассуждаем. Мы уже знаем, что осенью многие насекомые исчезают: или погибают, или прячутся. Значит, если птицы питаются насекомыми (им зимой не прокормиться). Насекомоядных птиц легко отличить по клюву: он прямой, удлинённый, заострённый, чтобы удобнее было ловить насекомых. Это такие птицы: скворец (слайд 8), ласточка (слайд 9), кукушка (слайд 10), дятел (слайд 11).
- А в нашем волшебном лесу есть насекомоядные птицы? (есть: дятел и кукушка)
- давайте, с вами рассмотрим дятла. Слайд 11. Какой он? Зачем он по стволам деревьев своим носом стучит? А теперь послушайте, что я вам про дятла расскажу.
«Кто это намусорил под деревом, разбросал пустые шишки от сосны? Дятел в своей кузнице работал. Шапочка у него красная, перья на туловище чёрные, белые и красные. Стук, стук, стук! Что это? Дятел работает. Древесину долбит, деревья лечит: вредных насекомых и их личинок из коры и даже из глубины дерева достаёт. У него очень длинный язык (10 – 15 см). Кроме того он липкий, с твёрдыми зазубриками. Им дятел и достаёт насекомых: они все приклеиваются к языку или накалываются на зазубрики. Вот такой интересный доктор в красной шапочке живёт в лесу».
Слайд 12. Воспитатель. - Ребята, а что интересного вы знаете про кукушку? (она сама не высиживает свои яйца, своих птенцов; а подбрасывает их другим птицам)
- Хоть кукушка так поступает нехорошо, но это птица почти единственная, уничтожает лохматых (волосатых) гусениц, которых другие птицы не едят.
- А теперь поговорим о других птицах. Одни птицы питаются насекомыми, а что ещё едят птицы? Правильно, ягоды, зёрна. И таких птиц, называют зерноядные. Клюв у них совсем другой, чем у насекомоядных: он короче, толще, сильнее для того, чтобы было им удобнее раскалывать семена.
Слайд 13. Ой, посмотрите – ка, сколько под ёлкой пустых шишек. Кто же их накидал? Какая птица интересная. Что у неё особенное? А вот послушайте, как эту птицу назвали и за что?
Слайд 14. Воспитатель. - Клёст – большеголовая птица, буровато – красная, словно переспелая ягода. Одиночества они не любят, держатся стайками. Их можно увидеть на хвойных деревьях. Почему? Да, ведь семена шишек – их основная пища. Но как достать семечко из закрытой шишки? А для этого у него клюв толстый, сплюснутый по бокам, а на конце устроен так, что верхняя и нижняя части его перекрещиваются. Крестообразный клюв – клёстный. За это назвали его клестом. И что ещё интересно: клёст вьёт гнездо и высиживает птенцов обычно в конце зимы – в феврале. Чудеса, да и только!
- А это кто такой с круглыми глазами? (слайд 15) Посмотрите, какой у птицы клюв? (изогнутый, острый) А лапы? (большие, мощные с острыми когтями). Сова – птица интересная, голова большая. У других птиц глаза по бокам головы, а у совы – впереди. Ими она моргает, но не водит. Чтобы всё увидеть, сова поворачивает голову даже за спину. Клюв у неё крючком, ноги покрыты перьями, а когти острые, изогнутые. Что ещё нужно хорошему охотнику? Днём она дома спит, а ночью выходит полетать, да на грызунов и насекомых поохотиться. У совы оперение особое, поэтому летает тихо, почти бесшумно.»
- А вот этих птиц вы можете увидеть у своих домов, во дворах каждый день. Как эти птицы называются?
Посмотрите на воробьёв (слайд 16), опишите, чем они питаются? А это, что за птицы (слайд 17) ходят важно, задрав голову? Да, это вороны. Ворона – птица крупная, крупнее голубя, тело у неё пепельно – серое, а клюв, ноги, голова, крылья и хвост чёрные. У вороны зоркие глаза, она хорошо чувствует запахи и издалека слышит, как подкрадываются хищные звери. Птица очень осторожна и внимательна. Очень любит блестящие предметы, да пищу про запас прячет».
- А это кто ещё прыгает (слайд 18)? Почему её называют сорока – белобока?
Слайд 19. Воспитатель. Посмотрите, как красивы, как непохожи друг на друга разные виды птиц. И каждое из них имеет своё имя.
Физкультминутка.
Д/игра «Не сорока, не ворона и не чайка, а какая птица, отвечай-ка» - угадывание птиц по иллюстрациям.
Воспитатель. О птицах много сложено стихов, песен, сказок. Вспомните их. ( Дети называют сказки, вспоминают песни)
Воспитатель. Вы знаете, что в русском языке много пословиц и поговорок. Пословицы, в которых говорится о птицах, часто используют в разных жизненных ситуациях. О трудолюбивых людях говорят: рано птица с гнезда поднялась, сытнее птенцов накормит; какая птица раньше проснулась, та и корм скорее нашла.
О людях, которые важничают, хвастаются, говорят так: высоко летишь – где-то сядешь? О непослушных да непокорных: и на вольную птицу есть укорот – силки да тенёта.
Интеллектуальная разминка.
Наблюдая за птицами, люди часто соотносят их повадки с поведением человека, употребляя в речи различные образные выражения. Когда и о ком можно сказать «расчирикались» («идут гуськом», « распетушились»)? Вы слышали раньше такие выражения?
Дети пытаются объяснить смысл образных выражений, вспоминая повадки птиц. Воспитатель помогает.
Воспитатель. А теперь узнайте птиц по описанию.
Эта птица настоящий акробат. Она умеет бегать вверх и вниз по стволу дерева. Со стороны кажется, будто она ползает, тесно прижимаясь к коре. (Поползень слайд 20).
У этой птицы грудка ярко – алая, как заря. ( Зарянка. Снегирь. Слайд 21).
Эту птицу нелегко заметить в листве деревьев, потому что её перья зелёного цвета. ( Зеленушка. Слайд 22).
Знаете ли вы, что некоторые птицы свои названия получили благодаря внешнему виду и особенностям поведения? Например, чайка-хохотунья названа так потому, что её крик напоминает звуки «ха-ха-ха».
Скажите, а что необычного в этих птицах? Слайд 23. На что похожи их клювы? (На топорик, на серп). Как бы вы назвали этих птиц? (Ответы детей). Это птица-топорик и серпоклюв.
Назовите птиц, о которых можно сказать: длинноногий, быстрокрылая, длинноклювый, черный, белый
Слайд 24. Воспитатель. Д/игра «Помоги художнику». Посмотрите на этих птиц, что не дорисовал художник? (Ответы). А теперь поможем художнику дорисовать птицам клювы. (Детям раздают карточки с изображением различных птиц без клюва. После выполнения дети обосновывают свой рисунок.)
Слайд 25.
-А теперь вас я поведу по тропинке дальше, идите осторожно, здесь начинается болото. Посмотрите, какие растения тут. А птиц вы видите? Как они называются? Ребята, а птиц живущих на воде, одним словом как можно назвать? (водоплавающие). Слайд 26.
Они улетают на юг самые последние, почему?
Воспитатель. - Молодцы, ребята! Я вами довольна! И ещё мне очень хочется узнать, как мы можем помочь птицам. Расскажите.
(Вместе с детьми сформулировать правила отношения к птицам)
Правила:
Нельзя разорять гнёзда;
Нельзя подбирать и брать домой здоровых птенцов: мама – птица позаботиться о них.
Нельзя убивать птиц: они не только способны доставит нам радость, но и необходимы природе.
Зимой надо помогать птицам пережить тяжёлые времена – делать кормушки, не забывать класть туда корм.
Воспитатель. -Ребята, скоро в нашей группе будет выставка рисунков. Я хочу, чтобы вы участвовали в ней, пусть каждый нарисует птицу, которая ему больше всего понравилась и обязательно напишет на своей работе своё имя. А сейчас давайте возвращаться в группу. (под музыку возвращаемся на свои места)
Воспитатель. - Спасибо, ребята! У нас получилось хорошее путешествие. Я думаю что очень скоро мы с вами сделаем прекрасную выставку птиц.





15