Индивидуальная программа работы с одаренными детьми по предмету Математика

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Помарская средняя общеобразовательная школа»






Индивидуальная программа
работы с одаренными детьми по предмету «Математика»




Разработала
Васильева Ирина Васильевна
учитель математики и
информатики первой
квалификационной категории











с.Помары
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка

Актуальность проблемы.
Актуальность проблемы работы с одаренными детьми связана с тем, что в настоящее время на первый план выходит интеллектуальная, творчески одаренная и разносторонняя личность, способная жить и развиваться в условиях информационного общества. Поэтому в системе работы с одаренными детьми необходимо работать над максимальным развитием умений, навыков, познавательных способностей.
Данная программа разработана в соответствии с программой по математике для средней общеобразовательной школы, рассчитана для работы с одарёнными детьми, увлекающимися математикой, предусматривает углубление и расширение тем, соответствует уровню математической подготовки ребёнка. Она учитывает индивидуальные и психологические особенности обучающихся и нацелена на их индивидуальное развитие. Идеи, заложенные в этой программе, учат школьников мыслить. искать и находить ответы на поставленные вопросы, добывать новые знания. должны повысить уровень математической подготовки.
Цель программы: Создание условий для развития учащихся, одарённых в умственном отношении; повышение качества их обучении, расширение возможностей развития индивидуальных способностей, улучшение условий социальной адаптации.
Задачи программы:
Сформировать устойчивые знания по предмету; Воспитывать познавательную активность, умение приобретать знания и творчески ими распоряжаться; Научить анализировать ситуацию, точно формулировать учебно-познавательную проблему, решать проблему; Учить проводить полное обоснование в ходе теоретических рассуждений; Развивать активность учащегося самостоятельно получать знания, применять их в практической деятельности Развить умения и навыки работы с учебной и справочной литературой; Усвоить ряд внепрограммных тем; Подготовить учащихся к успешной сдаче ГИА; Использовать инновационные педагогически и информационные технологии на уроках математики с целью достижения максимального уровня развития детей.



План работы с одаренными детьми

Одаренные дети


Фамилия, имя
класс
Способности








Организация работы с одаренными детьми


Направление работы
Время проведения

1
Организация и проведение Интеллектуального марафона по математике
ежемесячно

2
Подготовка к школьной олимпиаде по математике
сентябрь, октябрь

3
Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру»
сентябрь-март

4
Декада математики

декабрь

5
Проектная деятельность, разработка проектов
В течение года

6
Исследовательская деятельность по предмету, проведение уроков-исследований
В течение года

7
Занятия по курсу «За страницами учебника алгебры»
В течение года

8
Занятия по курсу практикума по математике
В течение года

9
Участие в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях
В течение года

10
Дополнительные занятия с одаренными детьми на сайтах сети Интернет
В течение года

11
Дополнительные занятия с одаренными детьми с различными интерактивными тренажерами
В течение года








В работе по изучению и сопровождению развития одарённости использованы следующие тестовые методики:

Использованная методика
Цель диагностирования

Методика «Карта одаренности» (на основе методики Хаана и Кафа).

Оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности.

Опросник Г.А. Карповой «Учебная мотивация».
Характер и наличие учебной мотивации.

Методика Климова И.И. «Карта интересов».
Определение круга интересов и склонностей ребёнка.

Опросник Айзенка.
Личностные особенности.



В процессе работы с одаренными детьми необходимо создать такую образовательную среду, которая стимулировала бы деятельность одарённого ребенка в определенном направлении, предоставляла ему возможность накапливать индивидуальный познавательный, жизненный опыт, быть субъектом собственной деятельности через индивидуализацию учебного процесса, расширение пространства деятельности, организацию пространства рефлексии.
Программа индивидуального изучения математики дает возможность:
1) построить индивидуальную образовательную траекторию
обучения способного ребёнка;
2) увеличить темп изучения учебного материала;
3) обогатить учебный материал в сторону его углубления и
увеличения объёма;
4) повысить интенсивность обучения; то есть выстроить
образовательный процесс в соответствии с основными стратегиями
обучения одарённых детей:
1) ускорение – обучение в более быстром по сравнению с классов
темпе.
2) углубление - более глубокое изучение материала.
3) обогащение - обучения с выходом за рамки изучения
традиционных тем за счет установления связей с другими темами,
проблемами или дисциплинами.
4) проблематизация - использование оригинальных объяснений, поиск
новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует
формированию у школьника личностного подхода к изучению
различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания.

Для занятий используются с одаренными детьми используются ресурсы сети Интернет, справочный материал.
Индивидуальная работа с одаренными детьми структурирована следующим образом:

1 этап - подготовительный

5 -7 классы
Приобретение навыков научной организации труда.
Формирование устойчивого познавательного интереса.
задания исследовательского характера в качестве домашних и дополнительных заданий по выбору,
подготовка докладов, проектов,
участие в конкурсах и олимпиадах.


2 этап – развивающий

8-9 классы
Развитие и расширение познавательных интересов учащегося.
Формирование исследовательских навыков.
Развитие информационной культуры ученика.
работа по индивидуальной образовательной программе,
написание реферативных исследований и эссе,
участие в олимпиадах, Интернет – проектах и конкурсах.



Литература

Джумагулова Т.Н., Соловьева И.В. // Одаренный ребенок: дар или наказание. – Спб. 2009.
Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М., 2002.
Агаханов Н.Х., Богданов И.И. // Математика. Всероссийские олимпиады. – М: Просвещение, 2008.
Вавилов В.В. Школа математического творчества // Математика в школе. – 2005. - № 2.
Макарова О.Г. Управление развитием работы с одарёнными школьниками в многопрофильной гимназии на основе системно-целевого подхода // Профильная школа. – 2007. - № 6.
Мартынова С.Е. Чтение учащимися методической литературы по математике как один из аспектов рациональной технологии изучения математики // Математика в школе. – 2008. - № 9.
Миракова Т.Н., Развивающие задачи на уроках математики в 5 – 8 классах., Квантор, №3 1991.

Математические олимпиады. 906 самых интересных задач и примеров., Ростов – на – Дону.; Издательский центр «Кредо», 2006.
15