Индивидуальная программа работы с одаренными детьми


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ №2
Утверждено на заседании АМС
МОУ гимназия №2
протокол №1 от 6.09.2011
Индивидуальная программа работы с одаренными детьми
Индивидуальный образовательный маршрут ученика- исследователя
Автор-составитель:
Л.С.Солодовникова,
учитель истории и обществознания
высшей квалификационной категории
Нижневартовск, 2011
Пояснительная записка
Современному обществу требуется личность, максимально развивающая свои задатки, имеющая высокий нравственный и деятельностный потенциал, стремящаяся к достижению поставленных перед собой целей, способная к саморазвитию на протяжении всей жизни. Целостное осмысление сложившейся образовательной ситуации приводит к поиску новых возможностей для реализации данных запросов через систему гимназического образования. Смена образовательной парадигмы современного образования ставит перед педагогами задачу осмысления сущности и принципов организации образовательного процесса, которые обеспечили бы ряд базовых потребностей личности школьника — в самореализации, самоутверждении, сотрудничестве и достижениях. Именно индивидуальные достижения как яркий показатель продуктивности личности школьника в процессе самореализации выступают критерием эффективности образовательной системы в целом.
Данная программа направлена на построение индивидуального образовательного маршрута развития старшего школьника через исследовательскую деятельность. Это обусловлено тем, что именно в этом возрасте у человека возникает потребность в самопознании и самореализации. В «Я-концепции» школьника появляются устойчивые представления не только о «Я» наличном, но и о «Я» будущем. Несовпадение реального и идеального «Я» выступает предпосылкой к целенаправленному самовоспитанию. Идет переориентация с внешнего контроля на самоконтроль, рост потребности в достижениях.
При разработке программы были использованы подходы, разработанные во многих современных исследованиях, посвященных вопросам проектирования образовательных систем, программ и стандартов (В. И. Гинецинский, А. М. Моисеев, И. И. Ильясов, В. А. Караковский, М. В. Кларин, Л. И. Новикова, М. М. Поташник, А. П. Тряпицына и др.); проектирования личностных достижений в образовательном процессе (В. С. Безрукова, Е. С. Заир-Бек, О. Е. Лебедев). Закономерности проектной деятельности обоснованы в исследованиях П. Р. Атутова, Н. Ю. Бугановой, А. А. Добрякова, Н. В. Матяш, Н. Н. Нечаева, В. Д. Симоненко, П. Г. Щедровицкого, а также опыт работы образовательного учреждения по в области организации исследовательской деятельности.
Цели программы:
1.Разработать модель становления личностных достижений старшего школьника в процессе проектирования индивидуального образовательного маршрута.
2.Сформировать у учащихся способность самостоятельно творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
3. Способствовать развитию интеллектуальной инициативы обучающихся в процессе освоения основных и дополнительных образовательных программ.
4. Создать условия для содействия профессиональному самоопределению.
5.Разработать индивидуальный образовательный маршрут.
Задачи программы:
1.Познакомить учащихся с комплексными проблемами, требующими синтеза знаний по ряду предметов, и способами их разработки в профессиональных областях.
2. Обучить учащихся приемам критического мышления при работе с различного вида информацией.
3. Способствовать развитию творческого подхода к любому виду деятельности.
4. Создать условия для реализации индивидуальной образовательной траектории.
В процессе работы используются различные формы организации и содержания работы с детьми общей одаренности:
1.Базовая подготовка учащихся, обеспечивающая развитие творческого потенциала детей:
- профильное обучение;
-групповая и самостоятельная формы работы с отдельными комплексными проблемами, требующими синтеза знаний по ряду предметов, и способами их разработки в профессиональных областях;
- элективные курсы;
- проектная деятельность.
2.Поддержка и развитие выявленных интересов, склонностей, способностей (внешкольное и дополнительное образование) :-творческие конкурсы, фестивали, олимпиады (очные и заочные);
-защита исследовательских проектов на научно-практических конференциях;
-участие в предметных неделях;
-кружковая работа;
курсы по подготовке к ЕГЭ;
-работа в научном обществе учащихся.
3. Самообразование:
- работа в библиотеке, медиатеке;
- обучение на очно-заочных курсах.
В качестве основной формы итогового результата является освоение учащимся старшей профильной школы технологии построения индивидуального образовательного маршрута. Проектирование личностью своего жизненного пути и подготовка к профессиональной деятельности.
Содержание программы
Индивидуальный образовательный маршрут развития
ученика – исследователя
1.Инвариантная часть (обязательные предметы) (заполняется классным руководителем)
Инвариантная часть
(обязательные предметы)
1 2 3 4 5 6 7 …
объём (колич. часов в неделю) уровень (базовый, повышенный, др.) форма изучения (традиционная, очно-дистанционная, дистанционная, экстернат и др.) форма отчёта (тестовая / творческая / исследовательская и т.п.. экзамен) сроки предъявления образовательного продукта 2. Вариативная часть (элективные курсы, кружки и т.п.)(заполняется классным руководителем)
Вариативная часть (элективные курсы, кружки, секции. курсы и т.п.)
1 2 3 4 5 6 7 …
объём (колич. часов в неделю) уровень (базовый, повышенный, др.) форма изучения (традиционная, очно-дистанционная, дистанционная, экстернат и др.) форма отчёта (тестовая / творческая / исследовательская и т.п.. экзамен) сроки предъявления образовательного продукта 3.Формы работы (заполняется учеником)
Деятельность срок форма представления результата
Самообразование (работа с учебной литературой) Самообразование (работа с дополнительной литературой) Посещение НОУ Олимпиады Конкурсы Конференции 4.Индивидуальный план исследовательской деятельности ученика
по предмету ------------
(заполняется учителем-предметником)
Этапы работы Форма отчёта / демонстрации результатов Сроки
1. Формулирование проблемы, целеполаганиеСобеседование с учителем 2. Изучение методов, приёмов, способов деятельности, необходимых для работы над решением проблемы, в том числе освоение приёмов работы с научной литературой (конспектирование, реферирование, составление картотеки, создание плана – тезисного, цитатного) и приёмов оформления собственного продукта деятельности Консультирование одноклассников, проведение урока или его этапа в роли учителя, выполнение индивидуальных заданий с использованием освоенных приёмов и т.п. 3. Изучение истории вопроса, теоретических источников по проблеме исследования Выступление с сообщениями, докладами по проблеме исследования 4. Выявление возможных путей решения проблемы, в т.ч. выдвижение гипотез. Собеседование с учителем 5. Работа с фактическим материалом (наблюдение, отбор, сравнение, эксперимент и др.) Промежуточные отчёты в форме докладов с их последующим обсуждением на конференции, заседании научного общества и т.п. 6. Анализ, классификация и систематизация данных, полученных в ходе работы с фактическим материалом 7. Обобщение, выводы 8. Предъявление и/или защита продукта исследовательской деятельности Статья, доклад, реферат и т.п. 5. Расписание на месяц (заполняется учеником)
Время Деятельность
Месяц – ноябрь 2010 Понедельник-суббота Обязательное посещение уроков.
Вторник Элективные курсы 14.00.15.00.
Среда Самообразование (работа с учебной литературой)
Четверг Участие в работе НОУ

Приложение 1
Памятка
для классного руководителя по заполнению и анализу индивидуальной образовательной программы учащегося.
1.Провести беседу с учащимися о необходимости планирования и организации своей учебно- познавательной деятельности.
2. Познакомить учащихся со структурой индивидуального образовательного маршрута.
3.Познакомить учащихся с алгоритмом построения индивидуального образовательного маршрута.
.
Алгоритм построения ИОМ
(Для учащегося)
Сформулируй свою образовательную цель.
Цель - это субъективный образ желаемого, предполагаемый результат деятельности. Поставить цель - значит предсказать, спрогнозировать предполагаемый результат. Она должна быть конкретной, т.е :
на определенный срок;
по достижению успехов в целом и по отдельным направлениям;
на выбор способов получаемого образования после школы.
Определи задачи - пути достижения цели ( план твоих действий). Задача - часть цели, цель на определенном этапе. Задачи позволяют разработать план своей деятельности по достижению поставленной цели:
на определенный срок;
по конкретным видам деятельности;
по отдельным предметам.
3. Выбери формы и методы обучения, которые помогают тебе эффективно усваивать учебный материал. Предложи свои. Ты должен:
знать чему и каким образом тебя обучают на уроках ;уметь сформулировать предложение для учителя по применению наиболее эффективных способов обучения;
уметь определить формы самообразования.
Какие формы и методы контроля предпочтительнее для тебя?
- Как часто тебя надо проверять, чтобы ты хорошо учился;
каким способом лучше проверять твои знания по отдельным предметам;
каким образом ты должен осуществлять самоконтроль.
4. Познакомься с учебным планом на этот учебный год, спланируй свою учебную деятельность, используй для этого ресурсы школы и города.
5.Проанализируй полученные результаты, соотнеси с поставленными задачами и внеси изменения в ИОП.
Представь результат в виде следующей таблицы.
Профессиональные предпочтения Умение ставить цель Умение ставить задачи Умение определять формы и методы обучения Умение планировать свою деятельность, используя образовательные ресурсы школы и города Предложения по внесению изменений в процесс обучения
1 четверть 2
четверть 3
четверть 4 четверть год В 10 классе целесообразно проводить анализ реализации поставленных целей и задач 1 раз в четверть. В 11 классе возможна организация данной работы по полугодиям.

Оценивая умения учащихся формулировать цели, задачи, определять оптимальные формы и методы обучения и контроля, учитель использует следующие критерии:
Высокий уровень, если ученик может четко определить и сформулировать цели и задачи на определенный срок, спланировать свою учебную деятельность, используя образовательные ресурсы школы и города, четко определять оптимальные для себя формы, методы обучения и контроля.
Средний уровень, если ученик не может четко сформулировать свои цели и задачи, недостаточно четко планирует и организует свою учебную деятельность, не может достаточно четко определить для себя оптимальные формы и методы обучения и контроля.
Низкий уровень, если ученик не может определять цели и задачи своего образования, планировать и организовать свою учебную деятельность, определить оптимальные формы и методы обучения и контроля.
Таблица дает возможность проанализировать деятельность каждого ученика, оказать практическую помощь нуждающимся в ее составлении и соотнести полученные данные с выбором профессиональных предпочтений. На основе полученного анализа делаются выводы и вырабатываются рекомендации
С данными анализа целесообразно познакомить родителей. Обсудить полученные результаты, внести предложения по организации учебного процесса в классе, в школе.

Список литературы
1.Абанкина, Т.В. Развитие сети общеобразовательных учреждений в регионах: результаты реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2007-2008 гг./ Т.В. Абанкина //Вопросы образования. - 2009. - №2. - С.5-17.
2.Александрова, Е. Индивидуализация образования: учиться для себя / Е. Александрова /Народное образование. - 2008. - №7. - С.243-250.
3.Логинова, Ю.Н. Понятия индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной траектории и проблема их проектирования // Биб-ка журнала «Методист».-2006.-№9.-С.4-7.
4.Селиванова, О.Г. Теория и практика управления качеством образования старшеклассников в личностно-ориентированном образовании / О.Г. Селиванова // Профильная школа. - 2008. - №5. - С.4-8.
5.Сергеева, Н.Н. Индивидуальный образовательный маршрут ученика в рамках профильного обучения / Н.Н. Сергеева//Администратор образования. – 2009. - №2. - С.66-69.
6.Проворова, А.В. Индивидуальные образовательные маршруты в основе личностной ориентации учащихся в условиях межшкольного учебного комбината/ под ред. Н.Н. Суптаевой : [Электронный ресурс].-  http://lib.hersen.spb.ru
7.Рыжкова, И. Роль тьютора в составлении индивидуальной образовательной программы учащегося / И. Рыжкова // Справочник руководителя ОУ. - 2009. - №1. - С.58-61.
8.Целищева, Н. Инновация без кавычек: обучение по индивидуальному плану: Творческое пространство московской сетевой экспериментальной площадки по этой теме – 150 школ / Н.Целищева // Народное образование. - 2009. - №4. - С.199-204.
9.Цыбенов, Б.В. Рабочие материалы педагога и обучающегося по индивидуальному образовательному маршруту / Б.В. Цыбенко //Практика административной работы в школе. - 2009. - №4. - С.48-52.