Курсовая работа Организация деятельности классного руководителя

Организация деятельности классного руководителя

Содержание


Введение..3
Основная часть
Глава I Психолого-педагогические основы деятельности классного
руководителя
Права и обязанности классного руководителя5
Содержание работы классного руководителя.9
Глава II Пути и средства организации деятельности классного
руководителя во внеклассное время
2.1. Формы организации воспитательных дел..17
2.2. Методика подготовки и проведения различных воспитательных
дел..20
Заключение.29
Литература.31
Приложение №1. Классный час на тему «Музыка и мы».33
Приложение №2. Этическая беседа на тему «Алкоголизм».38
Приложение №3. Игровые формы воспитательных дел44
Приложение №4. Познавательно-развлекательный конкурс, посвященный празднику 14 февраля46
Приложение №5. Родительское собрание «В начале жизни школу
помню я».47







Введение

В период коренных социально-экономических преобразований в нашей стране дело воспитания молодого поколения приобретает особое значение для развития общества. Школа является важным звеном в системе воспитания, усложнение социальной ситуации воспитания требует переосмысления педагогических и методических основ организационной работы в школе.
Классное руководство как традиционное школьное явление тоже претерпевает перестройку. Тенденции развития современной общеобразовательной школы требуют развития воспитательной системы совершенно нового типа, основанной на глубоком изучении личности школьника, индивидуальном подходе к нему на основе этого изучения, направленном на развитие личности с учетом ее интересов, на организацию взаимоотношений учащихся друг с другом, с учителями, с окружающим миром.
Естественно, что фигурой, осуществляющей такую систему воспитательного воздействия, может быть только классный руководитель.
Именно поэтому данная работа посвящена проблеме роли классного руководителя в организации внеклассной работы, ведь именно внеклассная работа является одним из основных видов воспитательной деятельности в современной школе.
Проблему организации внеклассной работы в школе рассматривали в своих работах А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский. Сегодня над этой проблемой работают Кан-Калик В.А, Гуткина Л.Д., Байкова Л.А., Жирякова Т. В., Никандрова Т. В.и др.
Объектом исследования данной работы является деятельность классного руководителя, предметом – пути и средства организации деятельности классного руководителя во внеурочное время.
Цель данной работы – установить, какие существуют пути и средствами осуществления классным руководителем внеклассной работы.
Задачи исследования: - определить актуальность и степень разработанности данной проблемы;
- определить сущность и содержание работы классного руководителя во внеурочное время;
- установить наиболее эффективные формы организации воспитательной работы .
Работая над данной проблемой проанализировала опыт педагогов, которые долгое время работают классными руководителями ( Гуткина Л.Д., Рыжова Л.И., Жирякова А.А.), изучила положение о работе классного руководителя, документацию по планированию и организации воспитательной работе в школе, работала с педагогической литературой.
Работа состоит из следующих частей: содержание, введение, основная часть, заключение, список литературы и приложения. Во введении дается краткий обзор работы, ее цели, задачи. Основная часть состоит из двух разделов, в которых рассмотрены психолого-педагогические основы работы классного руководителя, а также пути и средства организации деятельности классного руководителя во внеурочное время. Во втором разделе даны не только теоретические сведения по данной проблеме, но и практические советы по организации отдельных форм воспитательных дел. Заключение представляет собой обобщение и анализ изложенной информации. В приложении приведены планы и разработки отдельных воспитательных мероприятий.
Назначение данной работы – изучить деятельность классного руководителя, выявить наиболее эффективные формы организации воспитательной работы в школе.



Глава I . Психолого-педагогические основы деятельности классного руководителя

1.1. Права и обязанности классного руководителя

В играх детей нередко возникает вопрос: кто самый главный? Как правило, дети заинтересованно и оживленно начинают искать ответ на него и, конечно, вскоре находят. Давайте последуем примеру детей и зададим себе такой вопрос: а кто самый главный человек в школе? «Однозначно, директор», - ответило бы большинство из нас. Но все ли так однозначно. Если поиском ответа на этот вопрос занят родитель? Ведь из его уст можно услышать и другой ответ: «Для меня самый важный человек в школе – классный руководитель», скажет он и обоснует свою точку зрения десятком аргументов. И, слушая, невольно убеждаешься в его правоте, ведь в плоскости отношений «ребенок - школа» нет более важной персоны, чем классный руководитель.
Как хочется встретиться с таким классным руководителем, который при первой и последующих встречах скажет: «А вы знаете, какие замечательные дети в нашем классе!» «А у этих замечательных детей, вероятно, замечательные родители», - моментально рождается в родительском сознании продолжение фразы, сказанной учителем.
Как хочется встретиться с таким классным руководителем, который сразу может рассказать об успехах и неудачах твоего ребенка в школьной жизни! И тебе не придется на несколько часов становиться спортсменом-ориентировщиком и плутать в лабиринтах школьных этажей, коридоров и кабинетов в поисках учителей математики, физики, иностранного языка и других предметов, что бы хоть что-то узнать об учебных делах своего чада.
Как хочется встретиться с таким классным руководителем, который сможет увидеть, понять и принять особенности твоего ребенка, помочь ему стать собой, избежать конфликтов со внутренним «Я» и с окружающими его людьми. И тогда можно уверенно делать сложную хирургическую операцию, без раздражения беседовать с подчиненными, в срок выполнять то или иное производственное задание и т.п.
Однако следует заметить. Что классному руководителю сейчас приходится нелегко. С ложный период масштабных политических и социально-экономических преобразований в нашем государстве и обществе педагогам крайне трудно вести целенаправленную и эффективную воспитательную работу с учащимися. В эпоху перемен учителю очень важно занять правильную гражданскую и педагогическую позицию, верно определить целевые ориентиры в своей жизни и педагогической деятельности. Не ошибиться в выборе принципов, направлений, способов собственного бытия и построения жизнедеятельности в школьном и классном обществе.
Кто же он – классный руководитель?
Классным руководителем назначается штатный педагог, имеющий высшее образование и стаж работы по специальности не менее одного года. Назначение оформляется приказом по образовательному учреждению и ознакомлением назначенного классного руководителя с его функциональными обязанностями. Классное руководство осуществляется за дополнительную плату.
Классный руководитель имеет право:
Получать регулярно информацию о физическом и психическом здоровье детей.
Контролировать посещаемость учебных занятий учениками его класса.
Контролировать успехи каждого ученика, отмечая успехи и неудачи с целью оказания своевременной помощи.
Координировать работу учителей-предметников, меру проведения педагогических консилиумов, «малых» педсоветов и др.форм работы.
Выносить на рассмотрение администрации, педсовета или Совета школы предложения, согласованные с коллективом класса.
Получать своевременную методическую и организационно-педагогическую помощь от руководства учреждения, от объединений, работающих в нем.
Разрабатывать (совместно с социально-психологической службой, медиками) программы индивидуальной работы с детьми и их родителями.
Приглашать родителей (лиц, их заменяющих) в учебное заведение.
Создать собственные воспитательные системы и программы, не нарушающие основные принципы и подходы к организации воспитательной деятельности в классе.
Вести опытно-экспкриментальную и методическую работу по различным проблемам воспитания.
Выбирать форму повышения педагогического мастерства через систему преподавания в школе.
Определять свободно-индивидуальный режим работы с детьми.
Определять форму плана воспитательной работы с классом.
Отказываться от несвойственных ему, не входящих в его функциональные обязанности поручений.
Защищать собственную честь и достоинство в случае несогласия с оценкой его воспитательной работы в коллективе.
Наряду с определенными правами классного руководителя существует ряд его обязанностей:
Систематически анализировать состояние успеваемости и динамику общего развития своих воспитанников.
Организовывать учебно-воспитательный процесс в классе; вовлекать учащихся класса в систематическую деятельность классных и школьных коллективов.
Изучать детей, условия их жизнедеятельности в школе и в семье.
Фиксировать отклонения в развитии и поведении учащихся, осуществлять необходимую психологически и педагогически обоснованную коррекцию, в сложных случаях информировать об этом администрацию.
Оказывать помощь воспитанникам в решении острых жизненных проблем.
Содействовать их социальной и правовой защите.
Вовлекать в воспитательную деятельность педагогов, работающих в классе, родителей учащихся, специалистов различных областей науки.
Пропагандировать здоровый образ жизни.
Информировать родителей, учителей об успехах и неуспехах учащихся, собирать плановые и (в исключительных случаях) внеплановые родительские собрания.
Осуществлять диагностику воспитанности учащихся, эффективности своих воспитательных действий.
Планировать свою деятельность по классному руководству в соответствии с алгоритмами планирования, установленными в учреждении.
Вести документацию, отражающую ход и результативности воспитательной работы.
Повышать свой квалификационный уровень по вопросам педагогики, психологии, теории и практики воспитания в стенах общеобразовательного учреждения и за его пределами.

Таким образом, можно сделать вывод, что классный руководитель – педагог, занимающийся организацией, координацией и проведением внеурочной воспитательной работы.



Содержание работы классного руководителя

Классное руководство – основная и ведущая форма организации воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях. Классный руководитель сегодня – это профессионал; духовный посредник между обществом и ребенком в освоении основ человеческой культуры; организатор системы отношений через разнообразные виды совместной деятельности классного коллектива; созидатель благополучной развивающей среды и благоприятного морально-психологического климата в классе; координатор усилий педагогов, семьи, социума – всех воспитывающих сил общества, влияющих на становление и развитие личности ребенка.
Основные назначения классного руководителя следующие [20, с.22]:
Создание условий для развития потенциальных талантов каждого ребенка, для их максимального развития, для сохранения неповторимости личности каждого ребенка, для нормального умственного, духовного и физического совершенствования.
Отсюда основными задачами классного руководителя являются:
- изучение личности воспитанника, его склонностей и интересов, сфер дарований, особенностей характера с целью оказания ему помощи в саморазвитии, самоопределении и самореализации;
- осуществление непосредственного наблюдения за индивидуальным развитием каждого обучающегося и необходимых педагогических коррективов в системе его воспитания;
- создание оптимальных условий для формирования мировоззрения каждой личности, способствующих свободному и полному раскрытию всех ее способностей;
- создание классного коллектива как воспитывающей среды, обеспечивающей социализацию каждого ребенка;
- организация всех видов индивидуальной, групповой и коллективной деятельности, вовлекающей учащихся в общественно-ценностные отношения;
- обеспечение соблюдения прав и свобод учащихся, охраны их жизни, здоровья, и безопасности в период образовательного процесса;
- координация усилий всех взрослых и педагогов, влияющих на становление личности воспитанников;
- вовлечение учащихся в систему внеурочной и внеклассной деятельности, в систему дополнительного образования в школе и вне ее.
Содержание работы классного руководителя тесно связано с понятием «функции классного руководителя».
Основные функции классного руководителя достаточно разнообразны. Одной из самых важных является аналитическая – изучение индивидуальных особенностей учащихся, сформировавшихся под влиянием и без влияния семьи; выявление специфики и определение динамики развития классного коллектива; изучение и анализ состояния и условий семейного воспитания каждого ученика; изучение и анализ воспитательных возможностей окружающей среды на учащихся класса, воспитательных возможностей классного коллектива.
Данная функция может быть реализована путем проведения разнообразных анкет, тестирований. Изучить индивидуальные особенности каждого учащегося классный руководитель может также во время индивидуальных бесед с самими учащимися или с их родителями, в результате посещения семей учащихся. Наблюдая за поведением школьников в детском коллективе, за особенностями их поведения в социуме, классный руководитель делает для себя выводы относительно личности ребенка. Следует отметить, что если во время беседы с учителем ребенок не всегда откровенен, то в общении со сверстниками он редко притворяется и его ведущие черты характера проявляются более четко и ярко.
Классный руководитель должен составить программу изучения учащихся, в которой необходимо придерживаться следующих требований:
изучение личности в процессе всего периода обучения;
целостное изучение личности, а не по отдельным поступкам;
всестороннее изучение (во всех видах деятельности);
объективное изучение.
Следующая функция прогностическая – прогнозирование уровней индивидуального развития учащихся и этапов формирования классного коллектива; предвидение результата намеченного дела; построение модели воспитательной подсистемы, соответствующей воспитательной системе учреждения в целом; определение ближних и дальних перспектив жизни и деятельности учащихся и класса; предвидение последствий складывающихся в коллективе отношений.
«Воспитывать человека, -подчеркивал А. С. Макаренко [18,с.82], - значит воспитывать у него перспективные пути». Под перспективой известный педагог понимал завтрашнюю радость, к которой стремятся коллектив и его члены. Перспективы могут быть близкими, средними и далекими.
Занимаясь воспитанием ребенка, учитель должен верить в положительный результат своей работы, должен видеть положительный(!) образ воспитанника, который он стремиться создать.
Не менее важна и организационно-координирующая функция классного руководителя. Для нее свойственна организация и стимулирование разнообразной деятельности детей; помощь и сотрудничество в планировании общественно значимой деятельности детей, в организации деятельности органов самоуправления; установление связей семьи и социума, школы и социума; содействие воспитанникам в получении дополнительного образования в школе и вне ее; защита прав и свобод учащихся; индивидуальная работа с воспитанниками; участие в работе педсоветов, административных и педагогических совещаниях; ведение документации; участие в создании оптимальных материально-бытовых условий для внеурочной деятельности; ответственность за жизнь и здоровье учащихся во время внеурочных мероприятий; формирование классного коллектива.
Именно на классном руководителе лежит ответственность за создание микроклимате в классе, за формирование межличностных отношений, их коррекция и регулирование; за организацию творческих дел в классе с привлечением отдельных учащихся или всего коллектива; за всемерное вовлечение в общественно-полезную деятельность, за воспитание доброты и милосердия; за помощь воспитанникам в деятельности детских общественных организаций.
Школьные годы – пора интенсивного формирования личности, становления сознательного «Я». В этот период в человеке закладываются те качества, особенности, которые потом всю жизнь будут определять ее мировоззрение, образ мышления, творческие способности, реакцию на все окружающее, поступки, поведение. Личностью человек становится не сразу, личность созревает постепенно и в ее формировании принимает участие много факторов. Не последнюю роль занимает процесс воспитания, организатором которого и является классный руководитель. Воспитание – сложная и во многом неопределенная система, тесно связанная с обществом и его реалиями. А современные реалии требуют перехода от приоритетной ценности знаний к приоритетному индивидуальному опыту ребенка, к поискам путей формирования её жизненных компетенций. Классному руководителю отводится ведущая роль в воспитательном процессе.
Прежде чем приступать к планированию внеклассной работы в классе, классный руководитель должен проанализировать результаты данной работы за прошедший год, определить воспитательные задачи на новый период.
Важно иметь при себе, если вы первый год работаете с данным классом, его характеристику. Желательно, чтобы в ее составлении принимал участие школьный психолог и чтобы она была составлена на основе аналитико-диагностических исследований. Данная характеристика поможет в определении основных задач воспитания, его содержания, форм и методов.
Источниками планирования могут выступать государственные документы, красные дни календаря, события в мире и стране, интересы детей, учебные программы по предметам.
План воспитательной работы содержит в себе следующие данные: общие сведения о классе, психолого-педагогическая характеристика классного коллектива, цель и задачи на учебный год, план-сетка воспитательных мероприятий в классе, планирование работы с родителями, план работы с трудными детьми, недельный план, личный творческий план учителя, анализ воспитательной работы за предыдущий год. Планирование помогает организовать воспитательный процесс с наибольшей пользой для учащихся.
При составлении плана воспитательных дел классный руководитель осуществляет поиск интересных форм организации каждого дела, определяет степень целесообразности проведения любой встречи с классным коллективом (будь то классный час, классное собрание, беседа, откровенный разговор и т.д.) Каждый ребенок по-своему талантлив, но ему нужно помочь найти себя, раскрыть свои способности, самореализоваться. И нужно всегда ставить перед собой цель – увидеть, разглядеть, не пропустить в ребенке все лучшее, и дать импульс к самосовершенствованию через развитие творчества. При этом особое внимание обращается на то, что бы это творчество было искренним, идущим из глубины души.
Самыми распространенными направлениями внеклассной воспитательной работы являются: организация нравственного воспитания; воспитание политической культуры; формирование эстетической культуры; воспитание ответственного отношения к труду и формирование трудовых навыков; привитие санитарно-гигиенических навыков.
Содержание внеклассных мероприятий должно быть направлено на расширение кругозора личности, на повышение успеваемости учащихся. Проведение разнообразных интеллектуальных конкурсов, викторин стимулирует в ребенке желание узнать ответы на вопросы, чувство соперничества подталкивает на целеустремленное изучение нового учебного материала из разных областей науки. Кроме того во время проведения мероприятий учащиеся узнают много новой полезной информации, расширяют свой кругозор. Поэтому важно, чтобы материал к внеклассным мероприятиям был подобран с учетом тех знаний, которые ученик уже получил, и тех, которые находятся в перспективе последующего изучения.
Важно также помнить, что нравственное формирование человека начинается с рождения. Домашняя обстановка и отношения в семье оказывают большое влияние на нравственное развитие школьников. Поэтому работа педагога подразумевает работу не только с детьми, но и с их родителями. Важно учить родителей воспитанию детей на родительских лекториях, привлекать их к участию в общешкольных делах. Воспитание будет иметь результат только тогда, когда родители и школа будут тесно сотрудничать, оказывать посильную помощь друг другу в нелёгком деле воспитания личности ребенка. Педагогический союз учителей и родителей – могучая воспитательная сила. Быть помощником классного руководителя – долг каждого родителя. Актив родителей систематически организует путешествия по городу, посещение театров А учитель в свою очередь подсказывает родителям об интересах учащихся. Классный руководитель должен поддерживать и координировать действия родительского актива. Родители организовывают мероприятия для детей при участии учителя, а учитель в свою очередь формирует интерес родителей к общественной работе по связи с детьми.
Однако не стоит забывать о том, то внеклассная работа должна предусматривать не только интеллектуальное, духовное, но и физическое развитие личности. Классный руководитель должен не только следить за состоянием здоровья своих воспитанников, но и проводить разнообразные мероприятия по охране здоровья, направленные на укрепление здоровья учащихся, на вовлечение их в физкультурную, спортивную работу. В план внеклассных мероприятий должны входить спортивные соревнования, игры, походы, беседы с медработниками. В данном виде деятельности классному руководителю желательно сотрудничать с представителем медицины в школе, индивидуально подходить к рассмотрению вопросов здоровья каждого ученика.
Каждый воспитательный процесс в какой–то степени направлен на перевоспитание личности, коррекцию. Коррекция – это способ педагогического воздействия на личность, способствующий исправлению или внесению корректив в развитие личности, закрепление позитивных или преодоление негативных качеств. Корректирование способствует уточнению или пересмотру коллективных, групповых, воспитательных программ. Наиболее эффективными методами корректирования являются наблюдение и самонаблюдение, анализ и оценка, самооценка и переоценка, контроль и самоконтроль.
Также выделяется и коммуникативная функция педагога-куратора: развитие и регулирование межличностных отношений между детьми, детьми и взрослыми; помощь в адаптации каждого ученика в коллективе; содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе в целом и для каждого отдельного воспитанника; помощь учащимся в установлении отношений с окружающими детьми, социумом.
Конвенция «О правах ребенка», принятая ООН в 1989 году, наряду с защитой жизни, здоровья, созданием условий для образования, полноценного развития, получения профессии предусматривает совокупность прав детей на активное участие в жизни общества.
Классный руководитель должен помочь ребенку «влиться» в социум, дать ему необходимые навыки общения, помочь сформировать правильные представления о добре и зле, что хорошо – что плохо (но данные критерии должны быть объективно изложены воспитаннику). В ходе внеклассных мероприятий ученики получают дополнительную информацию об обычаях и традициях народов, нормах морали, правилах этикета - обо всем, что является на сегодняшний день неотъемлемой частью нашей жизни.
Из всего вышеизложенного следует, что одна из наиболее сложных и важных профессий – учитель, а тем более классный руководитель, так как именно он отвечает не только за интеллектуальный рост личности, но и за формирование мировоззрения учащихся, за их духовное, нравственное и физическое воспитание.
Приступая к работе классного руководителя нужно помнить, что нет работы более сложной и трудной. Деятельность классного руководителя многоёмка и разнообразна, круг обязанностей широк, огорчения и неудачи более часты, чем радости и победы. И вместе с тем в школе нет работы более интересной, дающей большую отдачу , чем деятельность по классному руководству классным коллективом. Классное руководство – это радость общения в кругу детей. Классное руководство – это реализация педагогического сотрудничества. Классное руководство – это стремление быть нужным каждому своему воспитаннику и радость небольших достижений и больших побед в воспитании человека.













Глава II. Пути и средства организации воспитательных дел

2.1. Формы организации воспитательных дел

Форма воспитания – это внешнее выражение процесса воспитания. Содержание воспитательного процесса составляют качества и свойства всесторонне и гармонически развитой личности – духовные, нравственные, физические, трудовые, социальные. На практике это содержание воплощается в конкретную организацию (воспитательное мероприятие), которая должна ему максимально соответствовать.
В психолого-педагогической литературе понятие «воспитательное мероприятие» используется для обозначения различных видов и форм воспитательной работы. «Воспитательное мероприятие – это совокупность различного рода воспитательных воздействий с отвечающими требованиями материальным и духовным условиям, подчиненных единой комплексной воспитательной цели, взаимодействующих друг с другом, представляющих собой единое целое»[13, с.8]. Из воспитательных мероприятий складывается воспитательный процесс подобно тому, как процесс обучения составляется из отдельных уроков. Мероприятие – отрезок воспитательного мероприятия.
Однако в последнее время многие педагоги указывают на то, что понятие «мероприятие» предполагает известную фрагментность; а процесс воспитания, имеющий характер формально связанных между собой мероприятий, не может быть успешным. Системность, комплексность, последовательность, непрерывность воспитания лучше передает понятие «воспитательное дело». Воспитательное дело (ВД) – вид (форма) организации и осуществления конкретной деятельности воспитанников. Главные отличительные особенности ВД – необходимость. Полезность, осуществимость. Воспитательный процесс состоит из цепи непрекращающихся воспитательных дел.
Воспитательные и творческие дела имеют коллективный и творческий характер и называются коллективными воспитательными делами (КВД) или коллективными творческими делами (КТД).
КТД, отмечает один из создателей методики воспитания, основанной на системе таких творческих дел, профессор И. П. Иванов, - это не мероприятия, а работа. КТД – способ организации яркой, наполненной трудом и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время основное воспитательное средство»[10, с.3- 4]
В основе воспитательных дел два подхода – деятельностный и комплексный. Первый требует организации различных видов деятельности школьников: познавательной, трудовой, общественной, художественной, спортивной, ценностно-ориентировочной и свободного общения, а второй, органичного сращивания всех видов деятельности в едином процессе. Воспитательное дело одновременно содержит в себе влияния н6равственные, эстетические, политические, интеллектуальные. Деятельностный подход указывает направленность воспитания, а комплексный определяет характер его содержания.
Если рассматривать ВД как обособленные системные образования, то несмотря на большое их разнообразие, можно выявить, что все они конструируются в основном одинаково. В любом деле выделяются следующие этапы: 1) целеполагания (анализа ситуации, формирования доминирующей и сопутствующих воспитательных целей); 2) планирования; 3)организации и подготовки; 3) непосредственного осуществления дела; 4) организации и подготовки; 5) анализа достигнутых результатов.
Выбор форм проведения воспитательных дел зависит от задач воспитания, коллектива, в котором будет проведено дело, от пожеланий участников кампании и т.д. Существует множество различных форм организации воспитательных дел. Это:
- предметные кружки и научные общества;
-туристско – краеведческая работа;
- общественные поручения;
-классные часы;
- подготовка и проведение праздников;
- трудовые воспитательные дела (вахта труда, выставки поделок, генеральная уборка, озеленение и благоустройство школы, шефская помощь и др.);
- этическая беседа;
-диспут;
-политическая информация;
-устный журнал;
-конференция;
-вечера, посвященные творчеству;
- викторина;
-игры, соревнования, развлечения;
- выставки рисунков, поделок, рассказов;
-КВН;
-классные «огоньки»;
-экскурсии в театр, музей и т.д.
Итак, классный руководитель является творцом интересных для детей разнообразных форм работы. При этом следует учитывать, что приоритетными для современных школьников являются такие формы работы, как дискуссии, игры, состязания, рабочий труд, художественное творчество, ролевой тренинг, психологические тесты, позволяющие ребенку узнать самого себя. Необходимо отметить, что количество форм коллективной и групповой деятельности бесконечно. Выбор и создание новых форм определяется как целями воспитания конкретного коллектива, так и конкретными обстоятельствами.
Работу классного руководителя может облегчить картотека тек называемых мероприятий, которую следует составлять по мере накопления опыта. Обязательным является проведение одного тематического классного часа в месяц и 1-2 дел в четверть.
2.2. Методика подготовки и проведения различных воспитательных дел.

Внеклассная работа может быть представлена самыми разнообразными формами проведения, это способствует развитию интереса со стороны воспитуемых их заинтересованности в проведении данных мероприятий.
Ниже предлагаются некоторые виды и формы внеклассной работы, за организацию которых отвечает непосредственно классный руководитель.

Классные часы

Классные часы - наиболее распространенный сегодня метод внеклассной работы с детьми.
Согласно уставу школы 1 час в неделю классный руководитель посвящает организации воспитательной работы с учащимися своего класса
Классные часы выполняют три основные функции:
Просветительская ( широкая тематика кл.часа – ученики узнают обо всем)
Ориентационная (формирует определенные ориентации в жизни: понятие добра-зла, хорошо-плохо и т.д.)
Направляющая (проявление заботы о бездомных детях, материальная помощь им (книги, канцтовары)
Методика проведения классного часа:
- заранее сообщить о месте, дате, времени проведения;
- продумать оборудование к мероприятию;
- возможно, попросить отдельных учеников подготовить какой-то материал по теме классного часа.
Структура проведения классного часа зависит от места, темы и цели данного мероприятия. Согласно классической схеме можно выделить три этапа проведения классного часа:
Вступление.
Занимает 5-7 минут. На данном этапе учитель сообщает детям цель и задачи данного мероприятия.
Основная часть
Занимает до 30 мин. Реализуется цель и задачи классного часа.
Заключение.
Данному этапу отводится 5-7 мин. Связываем тему разговора с обыденной жизнью, подводим итого (Что нового узнали? Имеют ли полученные знания практическое применение в будущем? )
К данной структуре классного часа кл.руководитель может добавить еще то, что посчитает необходимым. НО! Нельзя сводить классный час только к решению организационных вопросов. Время, отведенное на вступительное слово и подведение итогов, учитель может корректировать в зависимости от сложившейся ситуации, но эти этапы проведения классного часа обязательно должны присутствовать.
Классные часы могут быть посвящены самым разнообразным проблемам
(вопросы государства и права; человек и его взаимоотношения; наука и познание; психологическая и экологическая тематика и т.д.).
При проведении классных часов классный руководитель может использовать такие формы работы, как:
-недописанный рассказ, сочинение-размышление;
-чтение газет, журналов;
-ознакомление с произведениями искусства;
-беседа за круглым столом и многое другое.
Разнообразие тем классных часов позволяет актуализировать воспитательное дело, направить его на всестороннее развитие личности.
(Образец плана классного часа – см. приложение №1)



Этическая беседа

Этическая беседа – метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон – воспитателя и воспитанника. Беседа отличается от рассказа именно тем, классный руководитель выслушивает и учитывает мнения. Точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Этической беседа называется потому, что ее предметом чаще становятся нравственные, моральные, этические проблемы. Цель этической беседы – углубление. Упрочнение нравственных понятий. Обобщение и закрепление знаний. Формирование системы нравственных взглядов и убеждений.
В практике школьного воспитания используются плановые и неплановые этические беседы. Темы плановых бесед намечаются классным руководителем заранее; их содержание определяется исходя их общего содержание воспитательного процесса. Неплановые беседы возникают непреднамеренно. Рождаются в течение школьной и общественной жизни. Допускается предварительная подготовка выступающих по отдельным вопросам. Ведущий делает выступление. Затем ставит вопросы перед участниками беседы, стимулирует их активность. Выслушивает различные точки зрения, дает оценку выступлениям, дополняет, исправляет и обобщает высказывания, мнения, подводит итоги.
Хорошо, когда этическая беседа завершается реальным полезным делом (участники могут на практике закрепить рассмотренные во время беседы положения, нормы и правила поведения). Эффективность этической беседы зависит от соблюдения ряда важных условий:
1. Беседа должна иметь проблемный характер, предполагать борьбу
взглядов, мнений, идей. Воспитатель стимулирует проблемные
вопросы. Помогает школьникам самим искать на них ответы.
Нельзя допускать, чтобы этическая беседа развивалась по заранее составленному сценарию. Нужно дать ребятам возможность говорить то, что они думают, доказывать свою точку зрения.
Нельзя допускать, чтобы беседа превращалась в лекцию : воспитатель говорит, воспитанники слушают. Успех зависит от того, насколько ученики в ней раскроют свою душу.
Материал беседы должен быть близок эмоциональному опыту воспитанников. Только при опоре на реальный опыт беседы на отвлеченные темы могут быть успешными.
В ходе беседы можно выявить и сопоставить две точки зрения. Ничье мнение не может быть проигнорировано, это нужно со всех точек зрения – объективности, справедливости, культуры общения.
Правильное руководство этической беседой заключается в том, чтобы помочь воспитанникам самостоятельно прийти к правильному выводу. Для этого воспитателю нужно уметь смотреть на события или поступки глазами воспитанника, понимать его позицию и связанные с ней чувства.
Ошибочно думать, что этическая беседа – спонтанный метод. Высоко профессиональные воспитатели проводят беседы не часто и готовятся к ним основательно. Этические беседы строятся по такому примерно сценарию: сообщение конкретных фактов; объяснение этих фактов и их анализ с активным участием всех собеседников; обсуждение аналогичных ситуаций; обобщение наиболее существенных признаков конкретных моральных качеств и сопоставление их с ранее усвоенными знаниями, мотивация и формулировка морального правила; применение учащимися усвоенных понятий при оценке своего поведения, поведения других людей.
Этическая беседа – одна из самых эффективных форм проведения воспитательных дел, так как в ее ходе у воспитанников формируются основные нравственные качества и приоритеты на основе собственных рассуждений.
Игровые формы групповой работы с детьми

Одной из самых приветствуемых детьми форм организации внеклассной работы является игра.
В чем же состоит сущность игры и на что необходимо обращать внимание при организации игровых форм работы с детьми?
Игра дает свободу, э не задача, не долг, не закон. По приказу играть нельзя, только добровольно.
Игра дает перерыв в повседневности, дает выход в другое состояние души. Подчиняясь лишь правилам игры, человек свободен от всяческих сословных, меркантильных и прочих условностей. Игра снимает то жесткое напряжение, в котором пребывает подросток в своей реальной жизни, и заменяет его добровольной и радостной мобилизацией духовных и физических сил.
Игра дает порядок. Система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и быть в игре. Это качество порядок, очень ценно сейчас в нашем нестабильном, беспорядочном мире.
Игра создает гармонию. Формирует стремление к совершенству. Хотя в игре существует элемент неопределенности, противоречия в игре стремятся к разрешению.
Игра дает увлеченность. В игре нет частичной выгоды. Она интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности. Она дает возможность создать и сплотить коллектив. Привлекательность игры столь велика и игровой контакт людей друг с другом столь полон и глубок, что игровые содружества обнаруживают способность сохраняться и после окончания игры, вне ее рамок.
Игра дает элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных решений.
Игра дает понятие о чести. Она противостоит корыстным и узкогрупповым интересам. Для нее не существенно, кто именно победит, но важно, чтобы победа была одержана по всем правилам, и чтобы в борьбе были проявлены с максимальной полнотой мужество, ум, честность и благородство. Игра дает понятие о самоограничении и самопожертвовании в пользу коллектива, поскольку только "сыгранный" коллектив добьется успеха и совершенства в игре.
Игра дает компенсацию, нейтрализацию недостатков действительности, физическое совершенствование, поскольку в активных своих формах она предполагает обучение и применение в деле игрового фехтования, умения ориентироваться и двигаться по пересеченной местности, причем в доспехах и с игровым оружием.
Игра дает возможность проявить или совершенствовать свои творческие навыки в создании необходимой игровой атрибутики. Это оружие, доспехи, одежда, различные амулеты, обереги и прочее.
Игровые формы групповой работы дают возможность развить свой ум, поскольку необходимо выстроить интригу и реализовать ее.
Игра дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно и как бы понарошку в своем вымышленном мире. Дает психологическую устойчивость. Снимает уровень тревожности, который так высок сейчас у родителей и передается детям. Вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели.
Таким образом, форма игры помогает ребенку проявить не только свои интеллектуальные знания, но и творческие способности в непринужденной обстановке. Главное правильно подобрать игры, которые способствовали бы всестороннему и гармоничному развитию личности воспитанника.
Вот некоторые примеры таких игр: «Волшебный стул», «Открытая кафедра», «Разброс мнений» и др.
(Описание данных игр рассмотрено в Приложении № 3)



Познавательно – развлекательные конкурсы

Нельзя не упомянуть о такой форме организации внеклассной работы как познавательно – развлекательные конкурсы.
Во время таких конкурсов дети не только расширяют свой кругозор, совершенствуют навыки этикета, но и в форме соревнования в большей мере, сами того не осознавая, проявляют свои способности. Соревнуясь дети учатся уважать других, прислушиваться к их мнению, совершенствуют коммуникативные навыки и т.д.
При организации подобных мероприятий от классного руководителя зависит эффективность данных воспитательных дел, так как именно он подбирает задания, игры, конкурсы, направленные не только на организацию приятного времяпрепроваждения школьников, но и на их образование (обучение + воспитание)
(Образец плана – конспекта внеклассного мероприятия разработан в приложении №4) .

Родительское собрание

Воспитательная работа в школе никогда не будет достаточно эффективной, если активного в ней участия не будут принимать родители, которые являются полноправными субъектами организации воспитательного процесса в образовательном учреждении.
Существуют разнообразные формы работы классного руководителя с детьми: консультации (могут быть индивидуальные, коллективные, тематические); дни открытых дверей (разрешение родителям бывать на уроках, ВД); привлечение родителей к организации экскурсий, походов; практические занятия (по культуре поведения детей, по созданию домашней библиотеки, по организации семейных праздников) и др.
Но самой распространенной формой работы с родителями является родительское собрание.
Для чего же нужны нам родительские собрания?
Значение родительских занятий достаточно широко. Родительские собрания нужны:
Для быстрого получения разнообразной информации о детях.
На подобных собраниях можно выяснить мнение родителей о выносимых на собраниях вопросах.
Для ознакомления родителей с анализом успеваемости, с итогами медицинских обследований и т.д.
Для решений экстренных. чрезвычайных ситуаций (это коллективный совет взрослых, как помочь ребенку, попавшему в беду, или маме, нуждающейся в помощи).
Совместные с учениками при обсуждении принципиальных вопросов (н-р, ношение школьной формы и т.д.)
Собрания – лекции, психологические тренинги, ролевые игры по различным темам и проблемам воспитания и обучения. Подобные собрания можно проводить часто (1 раз в месяц), как школу для родителей.
При подготовке собрания классный руководитель должен определить тему, главную проблему и основные задачи собрания; уточнить регламент, продумать ход собрания; разослать родителям уважительные приглашения;
продумать выставочный или информационный материал; определить, кого из учителей-предметников или других специалистов пригласить; продумать свой внешний вид.
Правила поведения классных руководителей на родительском собрании:
Снять напряжение, тревогу, ожидание неприятного разговора.
Дать родителям почувствовать Ваше уважение и внимание к ним.
Дать понимание, что у школы и семьи – одни проблемы, одни задачи, одни дети.
Подсказать, как найти пути выхода из проблемных ситуаций. Поискать эти пути вместе.
Постараться понять родителей, поставить себя на их место.
Уметь разговаривать с родителями спокойно, уважительно, доброжелательно, заинтересованно. Важно, чтобы родители и хороших учеников и неуспевающих детей уходили с собрания с верой в своего ребенка.
Изучая опыт работы опытных классных руководителей [8, с.34] можно вывести некоторые секреты успешности родительского собрания:
-можно расставить столы и стулья по кругу: все хорошо видят и слышат друг друга;
-подготовить визитки с именами родителей, если они не знают друг друга;
-использовать форму разговора за чашкой чаю;
-определите одну самую сложную проблему разговора и на ее обсуждении постройте собрание;
-жестко определите регламент собрания, берегите время родителей;
-придумайте свои простые правила родительского собрания, доведите их до сведения родителей, например: не отмалчиваться; отвергая предложения, вносить встречные; называть друг друга по имени, а не «Катина мама»;
- желательно закончить собрание принятием конкретного решения.
(Образец плана родительского собрания приведен в приложении №5)


Данные формы внеклассной работы являются наиболее распространенными. Но мы не имеем права забывать и о других формах проведения воспитательной работы: этическая беседа, экскурсии, походы, диспуты, викторины, предметные кружки, устные журналы, вечера, КВН, музыкальные гостиные, классные «огоньки» и многое другое.


Заключение

Данная работа является подтверждением того, что проблема изучения деятельности классного руководителя сегодня и всегда актуальна, так как именно классный руководитель занимается воспитанием личности школьника, и именно от того, как будет воспитано молодое поколение, зависит не только их будущее, но и будущее нашей страны.
В работе рассмотрены права и обязанности классного руководителя, содержание его деятельности (изучение личности учащихся, создание актива, работа по повышению успеваемости, организация воспитательной работы, ее планирование, укрепление здоровья детей, координация воспитательного влияния на учащихся, организация воспитательных дел). Рассмотрены различные формы организации воспитательных мероприятий, методика их проведения и структура; определены наиболее эффективные формы организации воспитательных дел (с точки зрения авторов, чьи работы были изучены в ходе работы). Это классные часы, этические беседы, игры, познавательно-развлекательные конкурсы, так как именно в ходе данных мероприятий раскрывается не только интеллектуальный, но и творческий потенциал личности воспитанника. К тому же, эти формы работы более приветствуются детьми, а при выборе форм организации внеклассных мероприятий мнение школьников имеет немаловажное значение. Отдельно рассмотрено родительское собрание как форма внеклассной работы, за организацию которой отвечает классный руководитель. Ведь именно тесное сотрудничество дома и школы помогает достичь максимально результата в нелегком деле воспитания личности ребенка.
Таким образом, можно сделать вывод, классное руководство – это не работа, это образ жизни.
Черты личности классного руководителя перечислить сложно. Так как они многообразны. Успех принесут организованность, принципиальность, тактичная требовательность, справедливость, последовательность в сочетании с широким кругозором, глубиной знаний и неподдельным интересом к жизни и личности каждого воспитанника.
И в заключение хотелось бы напомнить некоторые советы , рекомендации, и предупреждения классному руководителю:
Во взаимодействии и взаимоотношениях с воспитанниками должно быть меньше формализма, больше человеческого общения.
Главное: не воспитывать детей, а жить с ними совместной деятельностью тот отрезок времени. Который вам выпало быть вместе. При этом к воспитанникам относитесь так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.
Лучше больше хвалить и меньше ругать, исповедей педагогику успеха – она приносит большие результаты.
Главное – найти какое-либо интересное дело, в которое ты можешь вовлечь детей, стать им интересным, тогда они будут к тебе прислушиваться, им будет интересно с тобой, а тебе – сними.
Лучшая форма взаимоотношений с родителями : дети – родители – учитель – семья.
Не ждите прямых актов благодарности: тогда не будет разочарований.
Помните: дети в классе – ваше отражение: старайся постоянно работать над собой.
Сохраняйте молодость души на долгие годы, тогда вам будет легче понять юных, рядом с которыми должна состояться твоя счастливая профессиональная карьера.







Литература
Андреева В.В. Особенности деятельности классного руководителя в гуманистической воспитательной системе школы // Классный руководитель. – 1997.-№2. – С.14.
Байкова Л. А., Гребенкина Л.К., Еремкина О. В. Система деятельности педагога – воспитателя // Классный руководитель. – 1988. №4. – С.11.
Верницкая Н. Н. Индивидуальная работа с учащимися. Минск, 1983.
Воспитательная система класса / Под.ред. Е.Н. Степанова. – Псков, 1998.
Гуткина Л.Д. Оргнанизация и планирование воспитательной работы в школе. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2003 – 160с.
Гуткина Л.Д. Рекомендации классному руководителю по организации воспитательной работы с классным коллективом // Спутник классного руководителя. – М.: «Педагогический поиск», 2002 – 193с.
Демакова И.Д. Должность или призвание. – М., 1991.
Жирякова А.А. Классный руководитель, его деятельность // Спутник классного руководителя. – М.: «Педагогический поиск», 2002 – 193с.
Иванов И. П. Звено в бесконечной цепи. – Рязань, 1994.
Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – 1898.
Канн-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Книга для учителя. – М., 1987.
Караковский В. А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание Воспитание! – М., 1996.
Конаржевский Ю.А. Воспитательное мероприятие: состав, структура, анализ. – Магнитогорск, 1979.
Концептуальные основы содержания деятельности классного руководителя (классного воспитателя) // Вестник образования. – 1991. №8.
Коротаева Е. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение. – М., 1987.
Кочетов А. И. Мастерство перевоспитания. - Минск, 1991.
Кузнецова Э. С., Бардиан А.М. Методика воспитательной работы в школе. Очерки. – М., 1967.
Макаренко А.С. Сочинения в 7 томах. Т.5. – М., 1959.
Михайлик В.О. Життя заради майбутнього / Позакласний час. – 2008. - №3.
Рыжова Л.И. Программа воспитательной работы классного руководителя // Спутник классного руководителя. – М.: «Педагогический поиск», 2002 – 193с.
Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе. / М..: Центр «Педагогический поиск», 2002.– 160 с.
Спутник классного руководителя / М. : Центр «Педагогический поиск», 2002. – 193.
Степанов Е. Н., Алексеева Е. В. Классному руководителю о воспитательной системе класса / М..: Центр «Педагогический поиск», 2001. – 160с.
Цукерман Г. А., мастеров Б. М. Психология саморазвития. – М., 1995.
Шилина З. М. Классный руководитель: искусство воспитания. – М., 1997.
Яворська Г.Г. Я – майбутнє твое, Україно! / Позакласний час. – 2008. - №1.
Ямбург Е. А. Школа для всех. – М., 1997.








Приложение №1

Классный час
на тему «МУЗЫКА И МЫ»
(Для учащихся 13 15 лет)
Цель: прививать любовь детей к музыке.
Задачи: выявить уровень музыкальной культуры учащихся, совершенствовать умение понимать характер и содержание музыкальных образов, развивать потребность общения с серьезной музыкой
Ход подготовки:
1 Провести собеседование с учащимися по вопросам.
Твое любимое музыкальное произведение?
Что бы ты хотел узнать о музыке и композиторах, какие произведения хотел бы услышать?
2. Оформить выставку книг (см.: Кабалевский Д. Про трех китов и про многое другое. М., 1972; Краткий музыкальный словарь для учащихся. Л., 1977; Левашова Г. Я. Рассказы из музыкальной шкатулки, Л., - 1965; Мархасев Л. Любимые и другие. Л., 1978).
3. Пригласить участвовать в беседе композитора, живущего в вашем городе, области, музыканта или учителя музыки (предварительно познакомить их с вопросами учащихся):
Когда вы всерьез увлеклись музыкой?
Какие музыкальные произведения особенно любимы вами?
Как помогает вам музыка в жизни?
Что вы пожелаете нам, ребятам?
4. Написать плакаты (по выбору).
«Музыка есть величайшее искусство, которое возвышает, облагораживает душу, развивает в ней бесконечный, внутренний мир»
В. Г. Белинский
«Музыка самое поэтическое, самое живое, самое могучее из всех искусств».
П. И. Чайковский
«Нет на свете другого искусства, которое бы так роднило людей, как музыка»
Ю. А. Шапорин
5. Подобрать записи для прослушивания. Подготовить музыкальную викторину.
План-конспект классного часа:
1. Вступительное слово учителя (тезисы).
Музыка одно из самых древних искусств Власть музыки над душами людей была осознана еще тысячелетия назад. Вспомните удивительный миф об Орфее, который силой пения мог укрощать диких зверей, разрушать горы. По представлению античного философа Платона овладение искусством музыки очищало от дурных чувств и желаний.
По словам А. Стендаля, «... музыка, когда она совершенна... дает, несомненно, самое яркое счастье». А В. Маяковский категорично заявлял: «Все совдепы не сдвинут армий, если марш не дадут музыканты».
Вы можете задать мне вопрос: а роль поэзии, классических произведений прозы? Да, художественная литература первооснова многих видов искусства Она обладает огромными, почти безграничными возможностями отражения богатства и многообразия жизни, мыслей и чувств человека. Однако есть предел этим возможностям в передаче тончайших оттенков эмоционального мира людей. И тогда слово музыке... (Прослушивание грамзаписей по выбору учителя: музыка к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад» А. И. Хачатуряна, фрагменты из балетов «Красный мак» или «Медный всадник» Р. М. Глиэра).
Музыка самый сложный вид искусства Она объединяет чувства и мысли людей в единый порыв, и в то же время каждый воспринимает музыку по-своему, соответственно настроению. Одним нравится так называемая «серьезная» музыка, другие охотнее слушают «легкую», эстрадную.
Вот что написала в своем письме в редакцию радио Светлана Г.: «Раньше к музыке я относилась как к веселому, дающему хорошее настроение шуму (есть такой шуточный афоризм: «Музыка это самый дорогой шум»). В такую музыку даже не обязательно вдумываться и вслушиваться, ноги пританцовывают сами собой... И вдруг я услышала Грига! Он как будто спросил меня: «Правильно ли ты живешь, не напрасно ли тратишь драгоценное время, которое отпущено на короткую жизнь?» Ведь мы разбрасываемся, считаем вся жизнь впереди ...»
Так что же такое музыка, без которой человеку трудно было бы прожить на свете?
2. Выступления гостей (какую роль играет музыка В жизни человека, в частности, в их жизни; что такое серьезная, камерная музыка, особенности и жанры легкой музыки; эстетические критерии в оценке современной эстрадной музыки и т д. ).
3. Прослушивание фрагмента Четвертой симфонии П. И. Чайковского, где теме рока противостоит образ, Родины, воплощенный в народной песне «Во поле березонька стояла», или фрагмента из Седьмой симфонии Д. Д. Шостаковича, в которой отражена тема борьбы российского народа против вражеского нашествия в годы Великой Отечественной войны.
Обсуждение вопросов с учащимися:
Что вам понравилось в этих музыкальных произведениях?
Какие чувства вызвали они у вас?
4. Можно исполнить (прослушать в грамзаписи) пьесу Э. Грига «Утро», но не называть ее, а попросить ребят дать свое название этому произведению. Или на фоне музыкальной картины А. К. Лядова «Волшебное озеро» послушать стихи Ф. И. Тютчева «Чародейкою Зимою околдован, лес стоит» и определить, что общего между этими двумя произведениями?
5. Музыкальная викторина. Использовать книги: Гродзенская И. Л. Школьники слушают музыку М., 1969; Карцева С. А. Музыкальная фонотека в школе. М., 1976, Колосова И. А. Здравствуй, музыка! М., 1964; Поговорим о музыке (занимательный словарь школьника). Л., 1965.

План дальнейшей работы:
1. Провести беседы на темы: «Как слушать музыку», «Рассказы о музыке и музыкантах», «Советские композиторы детям»
2. Провести цикл бесед на тему: «Что такое серьезная музыка?»
а) Симфоническая музыка (Соната «Аппассионата» Л. Бетховена, «Реквием» В. Моцарта, «Времена года» П. И. Чайковского, «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского, «Песнь о лесах» Д. Д. Шостаковича, «На страже мира» С. С. Прокофьева);
б) Знакомство с симфоническим оркестром (смычковые, деревянные духовые, медные духовые инструменты);
в) Изобразительная симфоническая музыка («Полет шмеля» Н. А. Римского-Корсакова, «Рассвет на Москве-реке» М. П. Мусоргского);
г) Жанр оперы соединение драматического искусства с музыкальным и художественным оформлением спектакля. Оперное искусство «Могучей кучки».
3. Подготовить устный журнал на тему: «Революционные песни, песни борьбы и подвига».




Литература:
Долматовский Е. Рассказы о твоих песнях. М.: Дет. лит., 1973. 351 с.
Могилевская С. У лиры семь струн. М.: Дет. лит., 1981. 79 с., ил.
Попова Т. В., Скудина Г. С. Зарубежная музыка 19 в.: Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1981. 205 с.
Португалов К. Серьезная музыка в школе: Из опыта работы учителя. М.: Просвещение, 1974. 126 с.
Рассихина В. П. Беседы о классической музыке. М.: Просвещение, 1980. 112 с., ил.
Русская и советская музыка: Хрестоматия для уч-ся старших классов/Сост. В. М. Блок, К. П. Португалов. М.: Просвещение, 1977. 238 с., ил.
Третьякова Л. С. Русская музыка 19 в. М.: Просвещение, 1982. 207 с.
















Приложение № 2
Форма работы – этическая беседа
Тема – « Алкоголизм »
Выбор темы связан с ситуацией, сложившейся в нашем современном обществе. Проблема алкоголизма сегодня очень актуальна. Наверное нет человека, который не сталкивался бы с ней: это не обязательно алкоголизм в семье, а , возможно, соседи, злоупотребляющие «зеленым змием» или даже случайные прохожие на улице
Мы надеемся, что более подробная информация по этой теме сформирует отрицательное отношение молодежи (в частности учащихся 10-11 классов, так как данная беседа рассчитана именно для данного возраста) к спиртным напиткам.
Цель: способствовать убеждению в том, что употребление алкоголя - вредная привычка, наносящая вред здоровью человека.
Задачи: 1) выяснить уровень знаний и представлений детей о вреде алкоголя;
2) скорректировать и расширить представления детей в области данной проблемы;
3) разъяснить детям нормы и правила, сложившиеся в обществе, относительно проблемы алкоголизма.
Предварительная работа по подготовке мероприятия:
- сообщить детям о дате, теме проведения мероприятия;
- предложить для ознакомления литературу по данной проблеме;
- провести анонимное (по желанию) анкетирование (Когда впервые попробовали спиртное? С какой целью? Что послужило причиной? Как к данной проблеме относятся в вашей семье?..);
- продумать оформление помещения, где будет происходить беседа.




Ход работы:
Организационный момент
Слово учителя.
Алкоголизм - заболевание, вызываемое систематическим употреблением спиртных напитков, характеризующееся патологическим влечением к ним, развитием психической(непреодолимое влечение) и физической зависимости (появлением абстинентного синдрома при прекращении употребления). В случаях длительного течения болезнь сопровождается стойкими психическими и соматическими расстройствами.
Данная проблема стала особенно актуальна для нашей страны в последние 5 - 6 лет, когда в связи с политическими и экономическими реформами количество больных этим недугом резко возросло. По данным ежегодно на каждого украинца, включая женщин и детей, приходится по 180 литров выпитой водки.
Этиология: В формировании алкогольной зависимости решающую роль играют следующие факторы:
1) Социальные факторы: культурный и материальный уровень жизни, стрессы, информационные перегрузки, урбанизация.
2)Биологические: наследственная предрасположенность. По данным Альтшуллера до 30% детей, чьи родители злоупотребляли алкоголем, могут стать потенциальными алкоголиками.
3)Психологические: психоэмоциональные особенности личности, способность к социальной адаптации и противостоянию стрессам.
По моему мнению, доминирующим фактором, в связи с которым алкоголизм получил широкое распространение в Российской Федерации является низкая способность к социальной адаптации у росссиян при переходе от одного строя к другому и резкое изменение социального положения населения.

Патогенез: В огенезе алкоголизма по Стрельчуку выделяют три стадии: 1 - Компенсированная, 2 - Наркоманическая, 3 - Терминальная или стадия декомпенсации.
Грозными признаками начала заболевания на 1 стадии служат: главный симптом- непреодолимая тяга к употреблению алкоголя, потеря "чувства меры"по отношению к выпитому, формирование толерантности к алкоголю и лёгкой формы абстинентного синдрома.
После принятия высоких доз возникает амнезия, снижается трудоспособность. На 1 стадии формируется лишь психическая зависимость. Уже в это время возможны нарушения функционирования некоторых систем органов: часто наблюдаются алкогольные кардиомиопатии, описана неврастеническая симптоматика - нарушения сна, утомляемость, беспричинные колебания настроения.
Во второй стадии болезненное влечение к алкоголю усиливается. Этому сопутствуют нарастающие психические изменения: концентрация всех интересов на алкоголе, эгоцентризм - крайняя форма индивидуализма и эгоизма, притупление чувства долга и других высших эмоций, беспечность, эмоциональное огрубление. Характерной особенностью второй стадии является окончательное формирование абстинентного синдрома. Кроме того, во второй стадии продолжается и достигает максимума рост толерантности к алкоголю, начавшийся в первой стадии. По данным Боброва А. С. из1026 пациентов, длительно страдающих алкоголизмом /вторая стадия/ 78% требовалось для достижения состояния опьянения принять внутрь не менее 500 ml водки. Из соматических расстройств наблюдаются: алкогольная жировая дистрофия и даже цирроз печени. Со стороны ЖКТ - гастриты, панкреатиты.
В третьей стадии на первый план выдвигаются признаки психического оскудения, соматического одряхления и падения толерантности к алкоголю(Что мы зачастую видим у лиц БОМЖ). Амнезия случается даже при приёме малых доз алкоголя. При этом меняются как характер опьянения, так и характер влечения к алкоголю, который из предмета смакования превращается в средство поддержания жизнедеятельности.
Общетоксическое действие:
1) Мембраноразрушающее действие. Этиловый спирт нарушает состояние мембран, изменяя структуру билипидного слоя, изменяя тем самым их проницаемость, грубо нарушает систему трансмембранного транспорта.
2) Патогенное действие продуктов метаболизма этилового спирта:
После прохождения гематоэнцефалического барьера сивушные масла и ацетальдегид усиливают высвобождение, взаимодействуют с дофамином и норадреналином, оказывая психостимулирурующее и галлюциногенное воздействие.
3) Изменение метаболизма:
Изменяется жировой обмен - активируется липогенез, синтез холестерина. Итог атеросклероз, жировая дистрофия печени.
Ингибируется цикл Кребса, снижается глюконеогенез, что способствует гипогликемии.
Блокируется синтез белка, в результате чего развивается гипопротеинемия.
Эффекты воздействия на ЦНС:
Выделяют две фазы действия алкоголя на ЦНС:
1) Фаза возбуждения, характеризуется эйфорией, ощущением бодрости и прилива сил, расторможенностью, снижением самокритичности. Во время этой фазы нарушается метаболизм нейронов Коры Головного Мозга(КГМ), снижается количество серотонина, усиливается выделение адреналина, норадреналина, дофамина, которые в эту стадию активно метаболизируются; активируется эндогенная опиоидергическая система: происходит выделение энкефалинов, эндорфинов, благодаря изменяется мироощущение человека.
2) Фаза угнетения, эйфория сменяется дисфорией, причиной тому снижение метаболизма норадреналина и дофамина, повышенная концентрация которых вызывает угнетение ЦНС и депрессию.

Механизмы развития алкогольной зависимости:
Механизмы развития алкогольной зависимости до настоящего времени полностью не расшифрованы. Ранее предполагалось, что формирование зависимости связано с изменением соотношений химических веществ в мозге. В снижении уровня серотонина и морфиноподобных веществ виделась основная причина возникновения абстинентного синдрома, который является пусковым стимулом для "самостимуляции" спиртным.
Как выяснилось недавно, кроме изменения химизма мозга, происходят перестройки его электрической активности и морфологии в образованиях, относящихся к лимбической системе. И именно совокупность химических, морфологических и электорофизических перестроек приводит к установлению стойкой алкогольной зависимости.
Эффекты воздействия на репродуктивную систему:
Алкоголь оказывает, несомненно, вредное влияние на яички и яичники. При этом одинаково вредно как частое опьянение, так и систематический приём значительных количеств алкоголя. Под влиянием злоупотребления алкоголем наблюдается жировое перерождение семенных канальцев и разрастание соединительной ткани в паренхиме яичек у лиц, страдающих алкоголизмом. Особой выраженностью токсического действия на железистую ткань яика обладает пиво, которое намного легче других алкогольных напитков проникает через гематотестикулярный барьер, вызывая жировое перерождение железистого эпителия семенных канальцев.
Наряду с непосредственным токсическим действием алкоголя на яички, известное значение имеет развивающееся у страдающих алкогольной зависимостью нарушение функции печени и способности её разрушать эстроген. Известно, что при циррозе печени значительно повышается количество эстрогена как у мужчин, так и у женщин, что приводит к торможению гонадотропной функции гипофиза и последующей атрофией половых желёз.
Следует указать, что при злоупотреблении алкоголем раньше или позже, в зависимости от индивидуальных особенностей и выносливости организма, нарушается также и половая потенция, что связано со снижением условных и безусловных рефлексов, вследствие тормозного действия на подкорковые центры.У женщин наблюдаются расстройства регулярности менструального цикла. Из - за токсического действия на надпочечники, алкоголь ингибирует выработку в них андрогенов, обуславливающих половое влечение, расплата за злоупотребление - снижение либидо, а в далеко зашедших случаях возможно развитие вторичной фригидности. При приёме спиртных напитков во время беременности обнаруживаются терратогенные свойства, возможно формирование у будущего ребёнка генетически детерминированной наследственной склонности к алкоголизму.
Вопросы к учащимся:
- Что нового вы узнали?
- Ваше мнение по данной проблеме?
- Какие причины алкоголизма вы знаете?
Вывод
Проблема алкоголизма для нашей страны сверхактуальна. Этиология и механизмы болезни требуют дополнительного изучения.Как известно, болезнь легче предупредить, чем лечить, поэтому кроме лечения болезни, которое на сегодняшний день не эффективно /до 80% рецидивов/, требуется искоренять причины этой проблемы. Относительно простым выходом из данной ситуации было бы стать радикальное повышение цен на спиртные напитки, которое снизило бы их доступность. А некоторым врачам, говоря об алкоголизме, хотелось посоветовать: "всё хорошо - если в меру"
Литература:
Мабросова Т.Г. О вреде алкоголя. – М., 2007.- с.89.
Филимов Г. Л. День сегодняшний. – Х., 2004. – с.451.
Виктюк М. Э. Современная молодежь. – Днепропетровск, 2006. – с.125.

Приложение №3
Игровые формы воспитательных дел
Волшебный стул
Это своеобразная психологическая игра, заключающаяся в том, что участники называют достоинства человека, занимающего волшебный стул. Правила игры: тот, кто занял стул, предстает перед товарищами только в своих достоинствах; волшебный стул высвечивает только положительные качества; называть недостатки запрещается.
Воспитательная цель игры – в развитии индивидуальности каждого ребенка, в формировании у детей интереса друг к другу, в гуманизации психологического климата в группе.

Открытая кафедра
Форма деятельности по развитию социальной и гражданской ориентации. В ней тоже присутствует элемент игры и воображения: как, если бы
Участники предполагают, что стоящая перед ними кафедра могла бы передать всему миру слова выступающего. Каждый говорит то, что ему больше всего хотелось бы сказать людям мира.
Открытая кафедра консолидирует учащихся, развивает у них способность быть сопричастными ко всем событиям в мире, пробуждает гражданские чувства и открывает путь для выражения своего нравственного Я.
Методическая ценность – в соблюдении меры игры и реальности, серьезного и шутливого, публицистического и духовного, интимного.

Разброс мнений
Дискурсивная форма работы с детьми, групповой разговор на одну предложенную тему. Чтобы в беседе приняли участие все дети, используют карточки с недописанным суждением. Суждение носит общий характер, поэтому одни и те же карточки могут быть использованы при групповом обсуждении любой темы. Пример таких фраз, инициирующих мышление школьника: «Мне кажется, здесь главное», «Я с этой проблемой встретился тогда, когда», «Меня смущает в этом вопросе», «Я раньше думала, что» и т.п.
Число карточек должно быть чуть больше числа участников беседы, так, чтобы в случае неудовлетворения фразой школьник мог попросить о замене карточки.
Тематика беседы самая широкая: от философских проблем до вопросов организации жизни класса.
Принципиально важно принимать любое мнение с интересом и уважением, не давать оценочных ярлыков на высказывания детей.





























Приложение №4

Форма проведення – познавательно-развлекательный конкурс

Тема – День Святого Валентина

14 лютого – День Святого Валентина, тому у зв’язку з цим, ми вирішили організувати свято з цього приводу.
Це свято дуже популярне серед сучасної молоді. Діти, підлітки з нетерпінням чекають на нього. І тому, врахувавши цікавість дітей, ми вирішили не лише задовольнити їх, але й розширити світогляд учнів: розповісти звідки пішло це свято, як воно заснувалося.
Актуальність цієї теми також пояснюється тим, що учні 7-9 класів знаходяться у такому віці, коли вперше виникає почуття кохання, і тому важливо пояснити їм, що це не лише фізичний потяг, а духовність і єдність інтересів.

Мета: виховувати повагу до протилежної статі; розвивати духовність у підлітків, естетичний смак.

Задачі:
Роз’яснити необхідність поваги до протилежної статі.
Пояснити поняття кохання та його особливості в юнацькому віці.
Відкорегувати любов до себе, до близьких.
Пояснити необхідність мислити і самостійно приймати рішення у різних життєвих ситуаціях.

Попередня підготовка:
Повідомити учня дату, час та місце проведення заходу.
Підготувати план-конспект проведення заходу.
Запропонувати учням висунути кандидатури учасників змагання.
Підготувати 2 учнів до ролі ведучих.
Провести конкурс на декламування віршів українських поетів про кохання (найкращі виступатимуть у перервах між конкурсами).
Конкурсанти готують свою «візитку»
Організувати оформлення місця проведення конкурсу (газети, плакати)
Завчасно підготувати грамоти, картки, аркуші паперу, ручки – все необхідне для проведення змагання.

Ход роботи:
Ведуча.
Любов – одне з найпрекрасніших почуттів людини. Найрозумніше, чого досягла людина – це уміння любити, поклонятися красі людини, яку кохаєш. Від любові народжується все прекрасне на світі. Живе лише той, хто вміє кохати.
І саме сьогодні, 14 лютого, в День Святого Валентина, ми зібралися з вами аби відсвяткувати свято усіх закоханих, всіх тих, у чиєму серці живе Кохання.
І почати наше свято хочеться словами Мольєра:
В душе померк бы день
И тьма настала вновь,
Когда бы из неё изгнали мы любовь.
Лишь тот блаженства знал,
Кто страстью сердце нежил, а кто не знал любви, тот все равно,
Что не жил

1 учень.
Свято Дня Святого Валентина прийшло до нас із Західної Європи і за кілька років набуло багато прихильників.
Уявіть собі Рим, 50 р.до нашої ери

2 учень.
Імператор Великої Римської імперії Гай Юлій Цезар мріяв створити найсильнішу армію в світі. «Справжній чоловік має бути справжнім воїном, а не сидіти біля жіночої спідниці, - заявляє Цезар. – І, оскільки, воїн має бути завжди в поході, далеко від дому, то ніщо не повинно зв’язувати його з домівкою. Я забороняю воїнам моїх легіонів одружуватися.» Таке розпорядження віддає славетний імператор, на пам’ятнику, якого було викарбовано «Напівбогу».
1 учень.
Але хіба можна заборонити сонцю світити і дощу зрошувати землю, хіба можна наказати пташкам не співати пісень, а молодому серцю не кохати? І наказ імператора летить «шкереберть», коли молоді та гарні легіонери римського війська зустрічають прекрасних дівчат.
І якщо не можна вступити в шлюб за наказом імператора відкрито, то є можливість обвінчатись з коханою таємно, бо є серед римського війська отець Валентин, який всупереч наказу Цезаря з’єднує законним шлюбом серця закоханих.
2 учень.
Завдяки отцю Валентину було створено чимало сімей. Але в такій святій справі не обійшлося без зради. На отця Валентина був написаний донос, його було заарештовано і за порушення наказу імператора страчено 14 лютого.
1 учень.
Подружні пари, які завдяки отцю Валентину знайшли своє щастя, почали називати його святим, а день 14 лютого вважати днем Закоханих. Відзначати День Святого Валентина 14 лютого почали в Шотландії та Англії. А нещодавно це романтичне свято із Західної Європи завітало і в Україну.



2 учень.
Отже, сьогодні. 14 лютого, ми відзначаємо свято – День Святого Валентина. І на згадку про Валентина, а також для того, щоб надати нашому святу більшої романтичності, я запалю оцю свічу.
(учень запалює свічку)
1 учень.
А зараз для продовження нашого свята, а саме проведення конкурсної його частини, ми запрошуємо на сцену 4 пари.
2 учень.
Ми хочемо познайомити вас з нашими учасниками.
(пари представляють себе).
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
Дякуємо. (пари йдуть за куліси)
1 учень.
А тепер доки наші конкурсанти готуються, дозвольте представити вам членів нашого журі:
Директор школи: Пашок Олена Володимирівна
Педагог-організатор: Король Світлана Григорівна
Член батьківського комітету: ___________________________________

Ведуча.
Здається, все просто. Кохання облагороджує нас, приносить щастя. Потрібно уміти робити так, щоб людину не ображати, не ставити в незручне становище перед рідними та друзями. Тут потрібна твердість і правдивість, але не зайві ще й душевна доброта, такт, розуміння. І зараз ми перевіримо наявність цих рис у наших учасників.
Тож почнемо наше змагання.(пари виходять на сцену)

2 учень.
Для проведення 1 туру нашої гри, я роздам парам листочки, на яких написані числа 1,2,3. Це є нумерація відповідей до тих тестових питань, які будуть поставлені гравцям. Тобто, до кожної життєвої ситуації вам буде запропоновано 3 підказки, тільки з однією з них ви маєте погодити і за наказом ведучого показати картку з тим числом, яка відповідає вибраній вами підказці. Кожного разу, коли номер дівчини буде збігатися з номером хлопця, пара буде отримувати 1 бал. Отже, починаємо.(роздаються картки)
Питання:
Юнак вперше запросив дівчину на побачення. Він запропонує їй:
1.піти в театр
2.відвідати кафе
3.прогулятися вулицями міста
Дівчина вперше йде на побачення. При виході з дому вона скаже батькам, що:
1.йде на побачення з юнаком
2.йде на прогулянку з подругою
3.Йде до бібліотеки конспектувати
Йдучи на побачення з дівчиною юнак:
1.попросить у батьків гроші, щоб пригостити дівчину шоколадкою
2.гроші у батьків просити не буде. А заощадить їх на булочках і здачі від купівлі хліба
3.не буде брати грошей зовсім, нема чого привчати дівчину до солодкого
Проходячи повз черговий кіоск, де торгують солодощами, дівчина бачить на прилавку свої улюблені тістечка. Вона:
1.попросить хлопця купити їй таке тістечко
2.купує собі тістечко за власні гроші
3.ковтаючи слину, проходить повз вітрину так, ніби її там ніщо не привабило.
Юнак запросив дівчину до кафе. Але ціни виявилися вищими, ніж він розраховував, і розплатитись за обід у нього не вистачає грошей. Він:
пропонує дівчині розрахуватись кожен сам за себе
виходить на хвилинку, телефонує другу і просить його прийти в кафе і принести йому гроші
просить вибачення за непорозуміння і позичає гроші у дівчини.
Ідучи на перше побачення. Юнак:
1.купить дівчині одну велику троянду
2.купить дівчині маленький симпатичний букет польових квітів
3.не буде купувати квітів зовсім
Ви посварилися. На вашу думку. Хто перший з вас почне шукати шлях до примирення:
1.юнак
2.дівчина
3.будь-яка сварка приведе до розриву дружніх стосунків
2 учень.
У той час, коли компетентне журі підбиває підсумки 1-го конкурсу. Ми пропонуємо вашій увазі вірш В. Сосюри у виконанні учениці 5 класу :
Так ніхто не кохав.
Через тисячі літ
Лиш приходить подібне кохання.
В день такий, розцвітає весна на землі,
І земля убирається зрання
Дише тихо і легко в синяву вона,
Простягає до зір свої руки
В день такий на землі розцвітає весна
І тремтить од солодкої муки

1 учень.
А зараз 2 конкурс нашої програми «Крок за кроком до кохання»
Дівчата займають місця в першому ряду. Хлопці стоять на іншому краю сцени, кожен навпроти своєї дівчини. Кожне ніжне слово – крок вперед до своєї дівчини. Хлопці по черзі називають слова без часу на роздум. Слова не повинні повторюватися. Хто перший візьме за руку свою дівчину – переможець і отримує 1 бал.
2 учень.
Тож розпочинаймо нашу естафету.
1учень.
Тепер слово нашому поважному журі(виступає голова журі)
2 учень.
А зараз вірш Л. Костенко у виконанні учениці 6 класу :
Моя любове!
Моя любове! Я перед тобою.
Бери мене в свої блаженні сни.
Лиш не зроби слухняною рабою,
Не ошукай і крил не обітни!
Не допусти, щоб світ здіймався криком,
І не приспи. Для чого я живу?
Даруй мені над шляхом тополиним
Важкого сонця древню булаву.
Не дай мені заплутатись в дрібницях,
Не розміняй на спотички доріг,
Бо кості перевернуться у гробницях
Гірких і гордих прадідів моїх.
І в них було кохання. Як у мене,
І від любові хмарився їм світ.
І їх жінки хапали за стремена,
Та що поробиш, - тільки до воріт.
А там, а там Жорстокий клекіт бою
І дзвін мечів до третьої вени
Моя любове! Я перед тобою.
Бери мене в свої блаженні сни.
1 учень.
Наступний наш конкурс танцювальний. Хлопець запрошує свою дівчину на танець. Під час танцю музика може змінюватися, тож будьте уважні.
2 учень.
А вас, шановне журі, просимо враховувати не лише танок. Але й культуру поведінки його виконавців.
Тож починаємо. Музику, будь ласка.(пари танцюють)
1 учень.
Сподіваємося журі з гідністю оцінили цей конкурс.
Наступний конкурс дуже актуальний.
2учень.
Кожен учасник отримує аркуш паперу та ручку. Завдання полягає в тому щоб написати своєму хлопцю чи дівчині будь яке приємне, ніжне СМС-повідомлення, використавши не більше 70 символів. У вашому розпорядженні 2 хвилини. Час пішов.(минуло 2 хвилини)
1 учень.
Ваші повідомлення просимо оцінити членів журі.
2 учень.
Усім відомо, що закохані розуміють один одного без слів. Тому наш наступний і останній конкурс-пантоміма «Як ми розуміємо один одного». Кожний хлопець отримує конверт, в якому намальований можливий подарунок коханій дівчині. Не показуючи малюнок дівчині, хлопець повинен, не використовуючи слів, показати, що саме там намальовано.
Пантоміми показуються по черзі. Пара, яка встигне порозумітися за 30 сек. – 3 б., за 1 хв. – 2б., більше 1 хв. – 1 бал.. не порозумілися – жодного балу.
Будь ласка перша пара.
Ведуча.
Доки підраховуються результати змагання, хотілося б нагадати, що навіть якщо ви не перемогли в цьому змаганні, пам’ятайте , що в коханні немає програвших. А зараз пропонуємо нагородити наші пари дипломами за участь у змаганні.(нагородження)
А тепер слово журі.
(Хлопець-перможець отримує медаль «Лицар Дівочих сердець»
Дівчина – медаль «Дівчина, що розбиває серця»)
На цьому наше змагання завершено, дякуємо усім хто зараз був з нами, і ми запрошуємо вас на святкову дискотеку, яка розпочнеться за кілька хвилин.























Приложение №5

Родительское собрание

Тема: «В начале жизни школу помню я »
Время проведения:______________
Цель: Создание у участников родительского собрания эмоционального настроения для осмысления ими помех и затруднений в процессе общения с детьми.
Задачи:
Дать родителям возможность понять, почувствовать сегодняшнее состояние их детей.
Дать возможность поделиться опытом общения с собственными детьми.
Вооружить родителей советами специалистов-психологов, педагогов по общению с детьми.

Предварительная работа к собранию:

Анкетирование учащихся и родителей.
Подготовка выставки творческих работ учащихся.
Сбор фотографий родителей.
Подготовка вопросов для «конверта дружеских вопросов».

План проведения:
Постановка цели собрания.
Воспоминания родителей о своих школьных учителях.
Анализ анкет учащихся.
Освоение техники Я-высказывания:
- теоретический материал;
- работа в группах (практическая работа).
5. Воспоминания родителей о школьных друзьях, об увлечениях, о самых счастливых днях в школьной жизни.
6. Знакомство со значением поз, жестов, мимики при общении.
7. «Конверт дружеских вопросов».
8. Наука об искусстве воспитания (Пушкинский курс педагогики).
9. Заключение (выступление классного руководителя)










13PAGE 15


13PAGE 14315