Конспект урока по литературному чтению на тему Русская народная сказка Зимовье зверей (2 класс)


Конспект урока литературного чтения во 2 классе
Тема: Русская народная сказка «Зимовье зверей»
Составитель: Неволина Марина Семеновна
Цель: развитие речи детей, работа над техникой и выразительным чтением сказки
Планируемые результаты.
Личностные: проявлять позитивное отношение к чтению, желание читать народные сказки.
Метапредметные.
Познавательные УУД: формировать умение воспринимать и анализировать художественный текст ,навык выразительного чтения;
Регулятивные УУД: формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, умения контролировать, корректировать, оценивать;
Коммуникативные УУД: формировать умение передавать свои мысли и чувства ,умение формировать собственное мнение ,умение договариваться и приходить к общему мнению, умение сотрудничать с учителем и одноклассниками.
Предметные: выделять главную мысль в тексте, характеризовать героев на основе иллюстраций.
Оборудование: опорные карточки (сказки, народные, авторские, сказки о животных, волшебные, бытовые); картинки быка, барана, гуся, свиньи, петуха, волка, мышки, лисы, медведя кота, старика, старухи; презентация – диафильм «Зимовье зверей».Этапы Деятельность учителя и ученика Формируемые УУД
1.Оргвнизационный момент -Чтобы урок получился интересным, необходимо соблюдать правила поведения на уроке. Послушайте стихотворение.
На уроке я сижу,
Не стучу и не кричу,
Руку тихо поднимаю,
Если спросят – отвечаю.
-Повторим вместе со мной.( Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке.)
Коммуникативные УУД:
Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. Умение слушать и понимать речь других. Уметь оформлять свои мысли в устной форме.
2.Актуализация знаний -Какому жанру литературы были посвящены наши предыдущие уроки?( Жанру сказка.)
-На какие 2 группы можно разделить все сказки? (На авторские и народные). Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя3.Беседа с целью выяснения читательского кругозора учащихся. А какие сказки вы уже занаете?(дети отвечают)
Коммуникативные УУД : умение слушать и понимать речь других. Уметь оформлять свои мысли в устной форме
4.Упражнения по ориентировке в мире сказок. -Ребята, попробуйте по отрывкам догадаться о какой сказке идет речь.
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
"Кабы я была царица,-
Говорит одна девица, -
То на весь крещёный мир
Приготовила б я пир".(- Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди)
Автор: А.С.Пушкин
Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.
— Доченька, — говорила мать, — мы пойдем на работу, береги братца! Не ходи со двора, будь умницей — мы купим тебе платочек.
Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась.
Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях…(Гуси-Лебеди)
Автор: А.Н.Толстой
Посадил дед репку и говорит:
— Расти, расти, репка, сладка! Расти, расти, репка, крепка!
Выросла репка сладка, крепка, большая-пребольшая.
Пошел дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может.
Позвал дед бабку.
Бабка за дедку,
Дедка за репку —(Репка)

Русская народная сказка.
А какие здесь сказки авторские,а какиерусские народные?(авторские: Гуси-Лебеди; Сказка о царе Салтане…; Народне: Репка)А кто пишет авторские сказки? ( Автор)
А народные?(народ)
-Так давайте же и мы с вами познакомимся с народными сказками более подробно. Какие 3 вида народных сказок вы знаете?( -Сказки о животных, волшебные, бытовые.)
Личностные УУД: Проявлять:
интерес к изучению темы
Коммуникативные УУД: уметь воспринимать информацию и делать выводы в устной форме
3. Проблемный вопрос. Подготовка к первичному восприятию -С какой группой сказок мы уже начали знакомство?
-Сейчас мы познакомимся с еще одной сказкой о животных. Давайте попробуем определить, что это за сказка. На доске у меня некоторые из героев? Назовите их.
(на доске картинки старика, старухи, петуха, медведя)
-Можете ли вы сказать о какой сказке пойдет речь?
-Почему сложно определить название сказки?
-Сейчас мы с вами посмотрим диафильм, ваша задача вспомнить название этой известной русской народной сказки. Но прежде чем приступить к просмотру, найдите в словарях понятие «диафильм».
-Значит, диафильм – это кадры которой тематически связаны друг с другом и, как правило, снабжены текстом. Познавательные УУД: Выделять самое главное в полученной информации