Урок литературного чтения в 3 классе на тему Сказка Г.-К. Андерсена «Ромашка»


Тема урока:  Сказка Г.-К. Андерсена «Ромашка»
Цель урока: На основе прочитанного текста учить оценивать поступки героев и характеризовать их.
Задачи урока:
Познакомить с содержанием сказки Г.-К. Андерсена «Ромашка»; учить характеризовать героев на основе анализа их поступков.
Совершенствовать навыки осмысленного чтения, умения работать с текстом; развивать умения анализировать, рассуждать и делать выводы; развивать речь учащихся.
Воспитывать нравственные качества: доброту, чувство сострадания, умение дарить людям радость.
Ход урока
Мы обязаны делиться с миром, Что есть в нас!  Г.К.Андерсен.
1. Организационный момент.
- Сегодня у нас на уроке гости, мы всегда рады гостям, давайте поприветствуем улыбкой наших гостей!
2. Мотивация учебной деятельности.
Звучит музыка из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик» - «Вальс цветов».  Давным-давно жил на свете один удивительный сказочник. Свои сказки он не придумывал, не записывал чернилами на бумаге. Нет… эти очень красивые сказки росли у него в саду. И каждое утро он поливал розовой водой Восхода свои пока ещё маленькие сказочки. А потом весь день, не разгибая спины, вырывал злые колючки. И нельзя было иначе. Ведь если только одна колючка тронет красивую сказку, она вырастет колючей и злой. Но, а кому нужна красивая, но злая сказка? Вот потому так и старался сказочный садовник с раннего утра и до самого позднего вечера. А сказки росли, росли… пускали листочки, цвели нежными цветами. И однажды, созрев, они начинали шептать: «Пора, пора, мой добрый сказочник!» И тут сказочник открывал ворота своего сада и звал всех детей города собирать сказочный урожай. (О.Дриз)
- Почему так старался сказочник, работая в своём саду?
- Кого из удивительных сказочников вам напомнил садовник? Почему?  (Предположения детей. В первую очередь вспоминается Г.К. Андерсен – он называл родной остров Фюн «садом всего Датского королевства»).
- Перед вами портрет лучшего в мире сказочника, обаятельного чудака – Г.К. Андерсена.
3. Актуализация знаний.
1) Беседа об авторе и его произведениях.
2 апреля –День его рождения объявлен Международным днём книги. Родители хотели, чтобы в будущем он стал портным. Но Андерсен мечтал быть актёром и писателем. В детстве вои сказки он рассказывал старому коту Карлу, который часто засыпал, не дослушав самую интересную.
2) Кроссворд по сказкам Г.К.Андерсена.
Ну, а сейчас, ребята, я предлагаю вспомнить уже известные вам сказки Андерсена и отгадать кроссворд, который поможет нам определить тему нашего урока.
1. Героиня сказки, которая из-за любви к принцу превратилась в морскую пену. (Русалочка)
2. Замечательная певчая птица, по её имени названа сказка. (Соловей)
3. Как звали очень маленькую героиню? (Дюймовочка)
4. Имя мальчика, который умчался в царство льда к Снежной Королеве. (Кай)
5. Этот предмет лежит в шкатулке, он помог принцессе стать женой принца и мешает спать на мягкой постельке. (Горошина)
6. Он был с одной ногой, т.к. его отливали из олова последним, но он стоял на ней так же твёрдо, как другие на двух и оказался самым замечательным из всех. (Солдатик)
7. Из чего шила Элиза из сказки Андерсена рубашки для своих братьев? (Крапива)

- Какую особенность сказок Андерсена вы заметили? Какие они?  (Они интересные, чистые, светлые, мудрые, добрые. Серьёзные, в них есть намёк, но его надо понять.)
4. Постановка учебной задачи.
- А сейчас внимательно посмотрите на кроссворд и найдите в нём спрятавшееся слово. (Ромашка)
 - Итак, перед вами кроссворд и портрет Андерсена, попробуйте определить , чем на уроке мы сегодня будем заниматься ( 1.Познакомиться с содержанием и героями сказки «Ромашка» Андерсена. 2. Дать хар-ку героям сказки. На доске подсказка (1. Познакомимся…2. Дадим хар-ку…) Но мы, наверное, не только познакомимся со сказкой «Ромашка», но и попытаемся понять, увидеть то, что хотел донести до нас читателей мудрый сказочник. - Не читая сказку, не зная содержания её – вспомните, что вы знаете о ромашках? Что это за цветок? На что она похожа? - Где обычно растёт ромашка ? (рассказы детей) Ромашка похожа на маленькое солнышко, которое всем ярко светит. Ромашка как пышные облака, которые белее белого... Растет на полях, огородах, около жилищ, на обочинах дорог. - Ведь каждый цветок имеет свою легенду, свою историю и характер. Как вы думаете, какой характер у ромашки? - А вот как описывает характер своего героя уже датский сказочник Г.-К. Андерсен в своей сказке «Ромашка» и совпадут ли ваши предположения с мнением Андерсена, мы сейчас с вами и увидим, познакомившись, прочитав эту замечательную сказку.
5. Подготовка к первичному восприятию С.42 учебник
А) Словарная работа .
- Для правильного понимания текста начнём нашу работу со словаря. И у … было дом. задание поработать со словарём, чтобы растолковать нам понятия этих слов.
Роскошные, благость Божья, благоухать, досада, затрепетать, знобит, мука, дёрн. - Итак, мы отправляемся в сказку.
Б) Чтение сказки до слов : «Солнышко меня ласкает, ветерок целует! Как я счастлива!»
- Какое настроение сложилось после прочтения этой части сказки? - Где происходят сказочные события? - Какой вы увидели ромашку? (Она простой скромный цветок, её не заботило, что она такой простенький бедненький цветочек). - Почему она была весела и счастлива? - Итак, наше знакомство со сказкой продолжаем дальше.
В)Чтение сказки хорошо читающими детьми до слов «Бедняжка сразу поняла, что они не в духе, и очень огорчилась.»
- Кто окружал ромашку? (Пионы, розы, тюльпаны) - Какие они были по характеру? (Они были очень гордыми, считали себя лучше всех, они не замечали маленькую и простую ромашку). - Как относилась ромашка к своим соседям? («Она любовалась ими, радовалась за них, никогда никому не завидовала») - Не показалось ли вам, что цветы в сказках Андерсена - это люди? - Какие слова и выражения из сказки подтверждают эту мысль? («Важничали, раздували щёки, покраснели от досады»). - Какой литературный приём использует сказочник в своей сказке? (Приём олицетворения) Где неодушевлённый предмет наделён человеческими качествами и чувствами. - Как вы думаете, почему жаворонок спустился не к знатным цветам, а прямёхонько к скромной ромашке? Это было случайно? (Нет, т.к. ромашка - простой верный друг, открытая, жизнерадостная, добрая девочка с золотым сердечком). - Какая была реакция на это у других цветов. (Они завидовали ромашке, не понимали, как птичка прилетела к такому незаметному цветку).
- Проследите, как менялось настроение ромашки и почему.
Г) Чтение сказки хорошо читающими детьми до слов « ее мучила мысль, что она ничем не могла помочь бедной птичке».
Д) Прогнозирование. - Как вы думаете, могла ли ромашка помочь жаворонку? Если да, то каким образом? -Предположите, что могло произойти дальше …
Е) Чтение сказки до конца по ролям .
- Какие чувства испытывала ромашка? О чём думает ромашка, очутившись в клетке с жаворонком? (Она думает не о себе, а о нём). - А другие цветы? (Они были так заняты собой, что ничего не заметили. Андерсен даже не стал писать о них.) - В каком состоянии находилась ромашка в ночь гибели жаворонка? - Как повели себя мальчики, увидев мёртвого жаворонка? Найдите в тексте. - Конец у сказки очень грустный: жаворонок погибает, а что же случилось с ромашкой? (Её выбрасывают на пыльную дорогу).  - Никому не нравится грустить и печалиться, а писатели почему-то сочиняют и грустные, и совсем печальные произведения. Ведь мог же Андерсен придумать счастливый конец к своей сказке! -  Но Андерсен сделал конец сказки печальным? Для чего? (Для того, чтобы мы пожалели птицу и ромашку. Чтобы мы знали, как нельзя поступать.)– Как видите, писатели хотят, чтобы мы не просто развлекались, читая книги, но и думали о том, как нужно жить. Если человек пожалеет сказочную птичку, то, может быть, он будет добрее и в жизни.
- Ну а теперь, ребята, проанализировав всю работу которой мы с вами занимались ,творческое задание.
6 .Моделирование сказки. Работа в группах. У каждой группы конверты с карточками. 1 группа – восстановите деформированный план. 1. Ромашка распустилась. (Рисунок 1) 2.«Как я счастлива!» (Рисунок 2) 3. Гордые цветы. (Рисунок 3) 4. Встреча с жаворонком. (Рисунок 4) 5. Девушка срезает цветы в саду. (Рисунок 5) 6. Жаворонок в западне. (Рисунок 6) 7. Мальчики выкапывают дёрн с ромашкой. (Рисунок 7) 8. В клетке с жаворонком. (Рисунок 8) 9. Гибель птички. (Рисунок 9) 10. На пыльной дороге. (Рисунок 10)
2 группа – расположите по порядку действия, изображённые на иллюстрациях. Создайте кадры фильма.
3 группа. - Назовите главных героев сказки. Дать характеристику главным героям, в этом помогут вам карточки.
Ромашка (застенчивость, восприимчивость, сострадание, доброта, чуткость).
Жаворонок (свободолюбие, сочувствие, переживание, красота души, отчаяние).
Мальчики (безответственность, беспечность, эгоизм, чувствительность, страдание).
- В начале урока я спросила у вас о хар-ре ромашки, совпало ли наше предположение об этом цветке?
7. Проверяем. 8. Заключение.
- Как вы считаете ,ребята, справились ли мы с вами с теми задачами , планами, о которых мы говорили в начале урока. Какая цель у нас была? Добились ли мы этого? - Чему нас учат сказки Андерсена? Сегодняшний урок хочется закончить такими словами: «Поймала я бабочку – она погибла, сорвала я цветок – он увял, и тогда стало понятно – к красоте можно прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками, мы губим красоту природы».Берегите природу! Любите её!
9. Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
Оцените Если вам понравился наш сегодняшний урок -рефлексия чемодан мясорубка мусорное ведро
Педагог вешает на доску 3 иллюстрации: чемодан, мусорное ведро, мясорубка.
Ребята, я предлагаю вам прикрепить на данные иллюстрации стикеры:
На чемодан: если сегодняшняя информация полезна для вас и пригодится в жизни;
Мусорное ведро: если полученная информация является для вас лишней;
Мясорубка: если информация нужна, но еще не полностью усвоена.