Творческо-игровой проект по развитию речи через художественно-эстетическое развитие детей «В гостях у сказки»


Творческо-игровой проект по развитию речи через художественно-эстетическое развитие детей «В гостях у сказки» в средней группе
Аннотация конкурсной работы: проект «В гостях у сказки» осуществляется, как увлекательная игровая, творческая деятельность, направленная на активизацию речевого общения. Интеграционный подход позволяет развивать в единстве речевую, познавательную активность, творческие способности, навыки общения, эмоциональную отзывчивость ребёнка.  
Актуальность проекта: Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности. Она обучает, воспитывает, предупреждает, пробуждает высокие чувства, побуждает к действию. Сказка создает оптимальные условия для формирования эмоциональной сферы детей, что является крайне важным для воспитания чувств у учащихся, развития их внутренней жизни, творчества.
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям.
Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром.
К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. А ведь на самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить, немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.
Цель проекта:
Воспитывать у детей любовь к русским народным сказкам; развитие у детей устойчивого интереса к сказке, как к произведению искусства; раскрытие совместного творчества детей, создание оптимальных условий для развития речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
Задачи проекта:
Расширить представление детей о сказках. Учить узнавать персонажи сказок по загадкам, иллюстрациям, стихотворениям; пересказывать содержание; высказывать свое отношение к героям сказки, обогащать и расширять словарный запас детей.
Закреплять умения использовать средства выразительности (мимику, интонации, движения) и разные виды театров (пальчиковый, театр картинок, настольный) при передаче содержания сказки. Совершенствовать навыки самостоятельно выбирать сказку для вечернего прочтения. Формировать у детей запас литературных художественных впечатлений. Развивать творческую самостоятельность и эстетический вкус.
Воспитывать партнерские отношения между детьми, коммуникативные качества. Создавать радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу, воспитывать чувства дружбы и коллективизма. Раскрывать ценности традиции семейного чтении и совместного творчества детей с родителями, воспитывать культуру речи.
Краткое описание проекта:
Тип проекта:
- творческо-игровой
- краткосрочный (октябрь 2016 года)
- групповой (дети, родители, воспитатели средней группы «Подсолнушки»)
Краткое содержание проекта:
1 этап: Подготовительный
- консультация для родителей;
- оформление книжного уголка в группе;
- подбор наглядно-дидактического материала.
2 этап: Основной
- реализация плана проекта;
- рассматривание иллюстраций русских народных сказок;
- чтение и рассказывания русских народных сказок, беседа по прочитанной сказке;
- проведение настольно-печатных, дидактических, подвижных, словесных игр;
- отгадывание загадок по сказкам;
- создание картотеки русских народных сказок;
- драматизация сказок;
- раскрашивание иллюстраций к сказкам;
- ОД «В гостях у сказки».
3 этап: Заключительный
- помощь родителей в пополнении книжного уголка сказками;
- изготовление поделок, рисование иллюстраций к сказкам;
- чтение сказок с детьми дома;
-подведение итогов проектной деятельности.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
1. Обновление предметно-развивающей среды.
2. Изготовление настольного театра по русским народным сказкам.
3. Пополнение содержания книжного уголка сказками разных жанров.
4. Изготовление декораций к сказкам, атрибутов.
5. Внедрение новых форм работы с детьми.
6. Развитие речевого общения и этикета.
   План реализации проекта:
ОО «Речевое развитие» Дидактические игры: «Расскажи сказку по картинке», «Из какой я сказки», «Сказка за сказкой»
Заучивание отрывков из произведений «Мойдодыр», «Доктор Айболит».
Образовательная деятельность по сказке «Рукавичка»
Чтение и обсуждение русских народных сказок и сказок народов мира.
Чтение и обсуждение авторских сказок
Рассматривание иллюстраций.
Выставки книг:
«Русские народные сказки», Тематические
подборки книг: «Сказки о животных», «Волшебные сказки».
Заучивание пословиц, поговорок о сказках и народной мудрости.
Сочинение сказок (с помощью родителей), «Я сочиняю сказку».
ОО «Познавательное развитие» Беседы с детьми о прочитанных сказках. Рассматривание иллюстраций с изображением героев сказок.
ОО Социально –коммуникативное развитие» Ремонт книг в книжном уголке.
Дидактические игры «Теремок», «Репка».
Сюжетно-ролевые игры «Доктор Айболит», «В гостях у Красной Шапочки», «Библиотека»;
настольно-печатные игры: «Сказочное лото», «В гостях у сказки»,
Инсценировка и драматизация сказок «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка».
ОО «Художественно –эстетическое развитие» Рисование - «Моя любимая сказка», «Мой любимый сказочный герой», «Рисуем сказку вместе» (дома с родителями);
Аппликация - «Сказочная птица»;
Лепка – герои сказки «Колобок»
Коллективный ручной труд: изготовление плоскостного театра на ковролине
Прослушивание песен и музыки из киносказок и мультипликационных фильмов. «Волк и Лиса», «Сказка о золотом ключике или приключения Буратино».
ОО «Физическое развитие» Комплекс утренней гимнастики «В гостях у сказки»,
Физминутки, пальчиковые гимнастики.
Подвижные игры: «Гуси, гуси…», «Кот и мыши», «Кот в сапогах», «У медведя во бору», «Хитрая лиса».
Работа с родителями Консультация «Знакомство со сказками». 
Папка-передвижка «Народные сказки в системе воспитания дошкольников. Участие родителей в образовательной деятельности.
Организация выставки рисунков совместно с родителями: «Моя любимая сказка»
Организация выставки детского творчества совместно с родителями: «Сказка в гости к нам приходит»
Планируемый результат:
- развитие интереса детей к русским народным сказкам;
- развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
- совершенствование  звукопроизношения, выразительности и связной речи детей;
- содействие творческому развитию детей;
- гармонизация отношений между взрослыми и детьми;
-воспитание чувства дружбы и коллективизма;
- получить эмоциональный отклик от своей работы;
- пополнение книжного уголка книгами по разделу «Сказки».
 
Заключение
Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях; любят слушать сказки в исполнении педагога; с удовольствием рассматривают иллюстрации в книгах. В самостоятельной игровой деятельности разыгрывают знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов театра; некоторые воспитанники придумывают новые, свои сказки. Дети стали дружнее; чаще приходят друг другу на помощь.
Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей.
Проведенный проект позволил подтвердить правомерность наших подходов к процессу речевого развития средних дошкольников посредством сказки, что является одной из насущных проблем современной педагогики сотрудничества.
 В данном проекте нашло подтверждение то, что совокупность различных методов и приемов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития средних дошкольников. Но при этом необходима опора на фольклорный материал (сказку), которая исключает нравоучительность и включает игровое общение. Разнообразие методов и приемов, используемых при работе с детьми позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы, использовать материал как в виде самостоятельных занятий, так и в качестве структурных элементов в других видах деятельности. Сказка помогает ребенку самосовершенствоваться, саморазвиваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов.
 У детей повысился уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними; понимание детьми сказки; способность понимать связь между событиями и строить умозаключения; повысилась речевая активность. Сформировалось умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок.
Создание в непосредственноо образовательной и совместной деятельности благоприятной психологической атмосферы способствовало обогащению эмоционально-чувственной сферы ребенка.
Особую роль в своей педагогической работе нужно отводить просвещению родителей, консультациям по использованию в воспитании сказок, разъяснить им большую значимость семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании у ребенка нравственных положительных эмоций. В дальнейшем эта работа повлияет на то, что дети будут стремиться к сочинению собственных сказок, а их словесное творчество поможет углубленному восприятию литературных произведений. Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, создает теплую, задушевную атмосферу в доме.
 Проведённое в данном проекте исследование подтверждает, что систематическое привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником и резервом успешного речевого и эмоционального развития старшего дошкольника.