Статья Воспитание духовно-нравственных качеств обучающихся в рамках внеурочной краеведческой деятельности (из опыта работы)

Воспитание духовно-нравственных качеств обучающихся в рамках внеурочной краеведческой деятельности (из опыта работы).

Внеурочная краеведческая деятельность – отличная площадка для воспитания духовно-нравственных качеств современных детей и подростков. Именно краеведение учит быть настоящими патриотами, любить Родину. Краеведение изучает то, что близко, привычно, знакомо детям, о чем они сами могут вести беседу, подчас дополняя учителя. Краеведение показывает хрупкость, ускользающую красоту нашей малой родины. В рамках внеурочной краеведческой деятельности, проводимой в Шестихинской школе, дети осуществляют проекты, направленные на сохранение культурного наследия нашего края. Остановлюсь на самых интересных, с моей точки зрения, примерах формирования духовно-нравственных качеств обучающихся, востребованных современным обществом.
Любовь к малой родине начинается с уважительного отношения к ее жителям. Рассказы старожилов – удивительный исторический источник. Можно обвинять их в субъективности, ограниченности и избирательности людской памяти, но по силе эмоционального влияния на подрастающее поколение с ними мало что сравнится. Воспоминания старожилов помогают «оживить» историю для детей, историю не только героическую, но и повседневную.
Приведу в пример рассказ Марии Ивановны Брынской о 30- начале 40-х гг., записанный в 2006 г., который вызывает неизменный интерес у школьников: «Осудили у нас и еще одну женщину – Поллинарию. Ее забрали за то, что пошла она в церковь в темной красивой шали, а шаль эта была за большие деньги куплена, на ней печать немецкая стояла. Ей ребята и крикнули, что нельзя с новой властью в таких вещах ходить, а она ответила, что власть ей не указчица. Дети про ее ответ и доложили. Забрали ее ночью. Она сумела домой вернуться, но была не в себе.
В войну народу в церковь ходить стало больше. А я вот помню такой случай. Недалеко от нас жила верующая женщина, которая очень с моей крестной дружила. Ей году в тридцать пятом дочка из Ленинграда привезла Библию. Я таких никогда не видывала. Толстая, старинная, дорогая, наверно. И написано там было не по-нашему, вроде как русский древний. Я некоторое и прочесть не могла. А с церковными книгами вообще сложно было. Мы читали то, что от наших родителей досталось, менялись потихоньку книгами. Нового-то ничего не было. Наоборот, книг много было про то, что Бога нет. Так вот, эта женщина очень Библией дорожила.
А в сорок втором году призвали моего отца. И почти сразу же письма от него прекратились. Так эта женщина предложила моей матери спросить ответа у Библии. Но мама испугалась, а я пошла. Помолилась, святой водички попила, встала перед иконами на колени, подняла Библию над головой да наугад и раскрыла. А женщина эта и стала мне читать, да и говорит, что что-то плохое случилось, потому что она читает про червей и землю. А через какое-то время мы получили похоронку».
Рассказ Марии Ивановны побудил школьников к подробному изучению взаимоотношений власти и общества, власти и РПЦ в 30-е гг. прошлого столетия, учащиеся дали нравственную оценку этому непростому, противоречивому периоду, выяснили, почему с началом Великой Отечественной войны начал постепенно налаживаться диалог между Церковью и государством.
Воспоминания людей старшего поколения могут касаться и ключевых моментов истории нашей страны. Вот что вспоминала Гришанкова Татьяна Александровна 1951 г.р., ныне живущая в нашем районе, о жизни в непосредственной близости к Чернобыльской АЭС после ядерной аварии: «Люди сильно испугались, поскольку воочию могли наблюдать аномалии. Прошел дождь – а лужи желтые. В деревне стали рождаться лысые – без оперения – куры. У знакомых корова умерла во время отела, оказалось, что теленок был мутантом: при огромной голове он имел тщедушное тельце. На этого теленка бегала смотреть вся деревня, как в музей.
Несколько семей сразу же собрали вещи и уехали. Но большая часть населения деревни боялась, а все равно жила. Некоторые даже умудрялись нарушать запреты: например, ходили за грибами и за ягодами, что категорически воспрещалось, и мало того, что сами ели дары леса, так еще и ездили продавать их в Гомель. А грибов в то лето было косой коси: целые поляны белых грибов стояли».
Сухие данные учебника истории дополняются новыми деталями, поведать о которых могли только очевидцы событий. На их основании школьники могут дать нравственную оценку как действиям (или бездействиям) власти, так и стойкости рядовых граждан в этот страшный период.
Я привела только два отрывка из хранящегося в нашей школе архива воспоминаний. Но уже по ним можно сделать вывод об их огромном воспитательном потенциале. Слушая других, подросток учится сострадать, сопереживать, перенимать опыт, и что немало важно, уважать старость.
Сбор экспонатов для школьного музея – еще одно важное направление внеурочной краеведческой деятельности. Экспонаты учат школьников бережному отношению к вещам, развивают внимательность и наблюдательность. Ведь стоит один раз найти экспонат для музея, как просыпается азарт.
Дореволюционные школьные учебники по арифметике и Закону Божию неизменно привлекают внимание обучающихся. Особенно ужасают (не побоюсь этого слова) задачи по арифметике. Вот пример одной из них (№2187): «Торговец, продав вексель в 250 рублей за два месяца до срока с коммерческим учетом по 8%, на все вырученные деньги купил два сорта чаю, по 10 рублей и 6 рублей за фунт. Смесь обоих сортов, состоящая из 16 фунтов, продана им по 7 рублей без прибыли и убытка, после чего от каждого сорта осталось равное число фунтов. Узнать, сколько куплено и сколько продано фунтов каждого сорта чаю?».
Современные школьники делают вывод о том, что условия задач содержали в себе те ситуации, с которыми человек мог столкнуться в реальной жизни, другими словами, задачи не на отвлеченные понятия, а на подготовку к практической деятельности. Современным детям это очень импонирует.
Колоссальный вклад в развитие морально-нравственных качеств обучающихся вносит забота о старинных могильных плитах. Все началось с экскурсии в храм, когда дети неожиданно заинтересовались не только (и я бы даже сказала не столько) храмовым убранством, сколько старыми дореволюционными могилами. Они пытались прочесть надписи, старались визуально представить первоначальный вид надгробий. Не было страха и брезгливости, а был живой неподдельный интерес
Мы не ограничились только рассматриванием памятников, но и провели мероприятия по расчистке старинных могил 18 века от грязи и мха, проанализировали прочитанную информацию, попытались восстановить стертые от времени письмена. За этот проект ученик нашей школы вошел в число призеров областного этапа конкурса «Отечество». Невозможно не процитировать Пушкина:
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

Конечно, невозможно за одно выступление осветить все аспекты внеурочной краеведческой деятельности. Но однозначно можно сделать вывод о том, что внеурочная краеведческая деятельность помогает воспитанию нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. А именно эта основная цель современного образования, как подчеркивается во ФГОС. Внеурочная краеведческая деятельность помогает формированию коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности учеников, воспитывает в них гуманизм и милосердие. Духовно-нравственное развитие обучающихся – первостепенная задача современной системы образования.








13PAGE 15


13PAGE 14215