Обобщение опыта Воспитание нравственных качеств личности на уроках русского языка

Обобщение опыта учителя русского языка и литературы первой категории Катаевой Веры Ивановны


«Воспитание нравственных качеств личности на уроках русского языка»

Говорят, кто не думает о будущем, тот его и не имеет. Сегодня о будущем так или иначе думают все. Раздумья педагогов усиливаются под влиянием общества, которое проявляет активную заинтересованность в будущем российского образования.
Когда общество переживает духовный кризис, школа должна ориентироваться на развитии личности ребенка, его познавательных и созидательных способностей. Глубокие и прочные конкретные знания учащихся и духовно-смысловое наполнение современного образовательного процесса должны не противоречить друг другу, а являться надежной основой друг для друга.
Обучение – информационная составляющая образования, а воспитание – гарант того, что полученная информация будет использована во благо.
Я согласна с мнением, что существует несколько подходов к проблеме воспитательных возможностей урока.
В нашей школе ежегодно проводится диагностика уровня воспитанности учащихся. Результаты этой диагностики заставляют и меня как педагога о многом задуматься. Как воспитать в подростках гуманность и милосердие, самостоятельность и инициативность? Как научить школьника добросовестному и ответственному отношению к учебе? Как сформировать у ученика гражданскую позицию? Как воспитать в нем бережное отношение к культуре, родному языку, природе? Эти вопросы красноречиво свидетельствуют о том, что ведущей сегодня становится проблема нравственного воспитания.
В своей практике с целью воспитания нравственных качеств использую технологию проблемного обучения. Учу ребят самостоятельно формулировать цели и учебные задачи. Так, на уроке русского языка по теме «Имя существительные собственные и нарицательные» предлагаю детям придумать задание к словам: город, календарь, Москва, рябина, Иван, Обь, окно, доска, «Мурзилка». Практика показала, что такая постановка учебных задач позволяет развивать познавательную активность, воспитывать самостоятельность суждений и инициативность. Стимулирую учащихся к высказыванию и аргументации своей точки зрения, поощряю не только конечный результат (правильно-неправильно), но и процесс деятельности ученика, имеющий преобразующий характер. Учащиеся наблюдают, сравнивают, выясняют закономерности, делают выводы. Такая деятельность захватывает всю личность, напрягаются ум и воля, развивается стремление довести дело до конца, пробуждаются интеллектуальные чувства – удовлетворение от сделанной работы.
Известно, что овладение нравственно-этическими понятиями невозможно без языка, его лексики. Для словарной работы могут быть предложены такие существительные, обозначающие черты характера: благодарность, преданность, чуткость, доброта, честность, предательство, жестокость, бессердечность и т.д. Учащимся предлагаю дать толкование словам, используя различные приемы: толкование с помощью контекста, с помощью синонимов, толкование с помощью оборота, включающего уже известное однокоренное слово. Источником нравственного опыта служат народные сказки, поговорки, пословицы.
На уроках русского языка использую литературные тексты местных авторов и поэтов. ( ) Использование литературных текстов на уроках русского языка расширяет интерес. Результатом этой работы можно считать участие детей в работе сельского литературного клуба «Зеленая лампа». Совместно с детьми была подготовлена литературно-музыкальная композиция «Поэты Прикамья».
Любовь человека к миру, к другому человеку, к жизни, к себе начинается с созерцания, которому тоже нужно учить. Учить видеть жизнь вокруг себя – в этом заложен глубочайший смысл воспитания. Поэтому активно привлекаю учащихся к созданию тематических презентаций, фоторепортажей, видеороликов и фильмов.
На уроке можно достичь желаемого в воспитательной области через эмоции. Мне порой нет необходимости количественно проверять насколько он достиг воспитательной цели. Если во время урока я вижу пустые глаза учеников, значит, урок проходит зря. «Не активностью поднятых рук, а активностью глаз определяю эффективность урока»- говорит Е. Н. Ильин. С этим высказыванием я согласна.
Конечно, при постановке воспитательных задач везде, где возможно, необходимы показатели ее решения. Одним из таких показателей – нравственный выбор учащегося. Ответственное отношение к учению, активность, самостоятельность, искренность, любовь к окружающему миру – вот те качества, которые медленно, но верно воспитываю я в своих учениках.
Учителю нельзя забывать и о роли неосознанного воспитания. Под неосознанным принято называть то воспитание, которое учитель не планирует заранее, не прописывает в тетради, но воспитывает каждый день своим примером, своим отношением к детям и окружающим.
Нравственность – это навсегда, я буду продолжать воспитывать в детях такие качества личности, как: доброта, милосердие, любовь к Родине, патриотизм и гуманность.
15