Доклад.Воспитание сознательного отношения к семейной жизни. 11 класс


Специализированная гимназия №8 им.Ю.Гагарина для одаренных детей с обучением на трех языках с дошкольным мини-центром
Воспитание сознательного отношения к семейной жизни
Подготовила классный руководитель 11В класса
Нургажинова А.Ш.

ноябрь 2015 год
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слёзы, и смех,
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нём!
Семья, по признанию ученых, одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлись без семьи. В позитивном развитии, сохранении и упрочении семьи заинтересованы общество и государство. В прочной, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста.
В жизни конкретных людей семья многолика, поскольку межличностные отношения имеют много вариаций, широкий диапазон проявлений. Для одних семья - оплот, надежный эмоциональный тыл, средоточие взаимных забот, радости; для других - своего рода поле брани, где все ее члены бьются за собственные интересы, раня друг друга неосторожным словом, невыдержанным поведением.
Однако понятие счастья подавляющее большинство живущих на Земле связывают, прежде всего, с семьей: счастливым человеком себя считает тот, кто счастлив в своем доме.
Свой первый социальный опыт семейных отношений ребенок получает в родительской семье.
Отношения между родителями, структура семьи, ее традиции, обычаи прочно укрепляются в сознании только начинающего жить человека. Ребенок, вырастая, строит свою семью. Она часто напоминает ту, в которой он вырос
При формировании собственной концепции семьи старшекласснику очень важно, какой эмоциональный климат существует в родительской семье, какую роль играют в семье мать и отец. И если родительская семья была полна мудрости, уважения к ближним, взаимопомощи, то и от ребенка в будущем следует ожидать того же. В противном случае очень высока вероятность того, что человек повторит в своей семье те отношения, которые существовали в родительской семье и которых он стремился избежать
Хотят, чтобы их семья была похожа на родительскую 18 % подростков,
37,5 % учащихся считают психологическую атмосферу родительской семьи негативной.
Это ведет к снижению ценности семейной жизни. С одной стороны, это связано с тем, что у них есть отрицательный семейный опыт, почерпнутый из родительской семьи, с другой – представления о своей будущей семье носят достаточно расплывчатый характер, так как в них не просматривается ни ответственность за будущее, ни реальное видение своего будущего.
Современный социальный заказ школе ставит задачу ускорения процессов нравственного и гражданского становления подростков и поднимает вопросы существенного повышения качества их подготовленности и моральной ориентировки на будущую семейную жизнь.
На важность подготовки старшеклассников к семейной жизни указывали классики отечественной педагогики А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский. Цель и задачи подготовки к семейной жизни они видели, прежде всего, в совершенствовании нравственной культуры старшеклассников, в воспитании ответственного отношения к материнству и отцовству.
В исследованиях современных отечественных и зарубежных ученых (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревской, В.А. Караковского, Т.В. Лодкиной, Л.И. Маленковой, М.Н. Недвецкой, Н.Д. Никандрова; Ч. Рейча, Д. Янкеловича, Д. Райта, и др.) установлено, что ценность семьи и семейных отношений у молодежи падает в связи с формированием системы ценностей, основанной на приоритете индивидуалистического «Я», утрате семейных традиций и обычаев, разрушении семейного уклада, низкого уровня представлений о базовой социально-психологической функции человека – родительстве (материнстве или отцовстве)..
Подготовка к семейной жизни традиционно является одним из главных направлений юношеского воспитания, не менее важным, чем подготовка к профессии. Но эта проблема никогда не стояла так остро, как сейчас. Глубокий духовный кризис в нашей стране дезориентирует подрастающие поколения в выборе ценностей.
И перед школой ставятся следующие задачи:
1. Становление супружеских отношений (психология добрачных отношений)
2. Семья и брак (психология семьи, брачные отношения, структура и функции современной семьи)
3. Взаимоотношения в семье (брачно-семейная адаптация, этапы жизненного цикла семьи)
4. Супружеские и семейные проблемы (конфликты, причины разводов)
5. Детско-родительские отношения и взаимодействие поколений (родительство, материнство, отцовство)
Можно проводить классные часы и беседы на следующие темы
У истоков сексуальной культуры
Школа будущих родителей
Формирование адекватной половой идентификации;
Расширение знаний о себе и о человеке в целом;
Привитие и закрепление гигиенических навыков;
Профилактика ранней беременности;
Профилактика венерических заболеваний, СПИДа;
Формирование навыков взаимоотношений в семье;
Формирование чувства отцовства;
Формирование чувства материнства (наличие прообраза материнства, желание иметь детей, установка на них, положительный отклик на беременность, нежность зарождающейся жизни, чувство жалости к ребенку и сострадания и нему, чувство близости к ребенку, эмоциональная отзывчивость матери).
Ускоренный темп современной жизни неблагоприятными тенденциями в социально-психологической динамике развития семьи, недостаток нравственно-этических начал в отношениях взрослых, низкая социально-психологическая культура общения приводит к нарушению семейных отношений. Все это отрицательно влияет на воспитание детей и формирование их личности. Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка.
Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья структурирует возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализации.
От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети.
Родители - первые воспитатели - имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияния, чем предыдущий. Родители являются предыдущими по отношению ко всем остальным; воспитателю детского сада, учителю начальных классов и учителям-предметникам. Им самой природой отдано преимущество в воспитании детей, обеспечение семейного воспитания,