НОД в подготовительной к школе группе Дети и война в мудрой сказке Константина Паустовского Тёплый хлеб



Непосредственно-образовательная деятельность в подготовительной к школе группе с учётом областей «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка», «Социализация»
ДЕТИ И ВОЙНА В МУДРОЙ СКАЗКЕ КОНСТАНТИНА ГЕОРГИЕВИЧА ПАУСТОВСКОГО «ТЁПЛЫЙ ХЛЕБ»
ЦЕЛЬ:ввести детей в неповторимый мир авторской сказки, помочь увидеть им смысл содержания, народную мудрость и мораль.
ЗАДАЧИ: совершенствование умений детей вести беседу по содержанию литературного произведения;
понимание особенностей характера действующих лиц, побуждение детей определять поступки героев и их поведение;
воспитание культуры поведения и общения;
поддерживание интереса к слушанию музыки;
совершенствование умений в работе с пластилином, создание небольших композиций, стремление вызвать эмоциональный подъём от проделанной работы.
Предварительная работа: чтение текста сказки К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб».
Звучит вальс Г. Свиридова «Метель». Дети проходят в зал, рассаживаются на стульчики. На экране - слайд №1 презентации (писатель прожил более шестидесяти лет, все эти годы он говорил и писал о добре).
Ребята, мы с вами прочитали сказку Константина Паустовского, которая называется «Тёплый хлеб». Это произведение было напечатано в журнале «Мурзилка». Знакомое название? На экране - слайд №2 презентации (обложка нескольких номеров издания). Обратите внимание на обложку этого журнала, для кого он – для взрослых или детей? Почему вы так решили, докажите. Получается, что даже дети должны знать, что такое зло и добро, что сильнее всё-таки добро!
На экране - слайд №3 презентации (внешний вид книги).
Беседа по содержанию.
1.Где происходят события?
2.Как называется эта деревня?
3.В мирное или военное время мы попадаем в Бережки?
Война. Как много бед принесла она – разрушила дома, разлучила отцов с детишками, это время, когда холодно и голодно, когда больно и людям, и животным.
4. А как вы догадались, что это, действительно, война?
5. Как зовут коня?
6. Кто выходил коня? Почему мельника уважают в деревне?
7. Как жители Бережков относились к коню, почему?
8. «Конь – раненый, пострадал от врага», а жители почему-то кормили его свекольной ботвой да чёрствым хлебом, неужели они были жадными?!
9. Есть в сказке ещё главный герой – Филька. Что мы знаем о нём?
На экране - слайд №4 презентации. Проверим названных нами главных героев с записью на экране.
Зима в тот год стояла тёплая. И вот всё изменилось…
На экране – слайд-видео №5 презентации (сцена ссоры Фильки и коня).
Работа по определению и оценке действий, совершённых Филькой (подобрать к каждой синей карточке красную).
Наотмашь ударил коня (размахнулся). Погладил коня по голове.
Закинул хлеб далеко в снег. Подал хлеб на ладошке.
Закричал: «Иди копай!» Ласково заговорил с конём.
Что случилось после поступка Фильки:
с конём,
в природе,
в жизни деревни и её жителей?
На экране - слайд №6 презентации. Дети дают комментарий к нему (добро – тёплая погода, зло – метель).
Физкультминутка.
Дети становятся в круг.
В нашей группе «Колосок» все друзья:
Я, ты, он, она.
Улыбнитесь тем, кто слева,
Улыбнитесь тем, кто справа.
Вместе мы одна семья.
В нашей группе «Колосок» все друзья:
Я, ты, он, она.
Помашите тем, кто слева,
Помашите тем, кто справа,
Вместе мы одна семья.
Ребята, но ведь «Тёплый хлеб» - сказка. Мы знаем, что в сказках побеждает… добро. Конечно же, победит добро. Только ничего волшебного не произойдёт, сказка не поможет. Фильке самому надо придумать, как спасти деревню от стужи и голода. Он уже понял сам: обидел – то он коня, который был ранен на войне. На экране - слайд №7 презентации (внешний вид водяных мельниц).
Что же придумал мальчик (собрать ребят, они возьмут топоры, ломы, будут рубить лёд до самой воды, если замёрзнут, будут жечь костры)?
Почему на реке работали лишь ребята и старики (все мужчины деревни были на фронте)?
На экране - слайд №8 презентации (сцена на реке). Правильно! Ребята помогут, ведь Филька уверен в них: «Я их умолю, наши ребята – хорошие». Предлагаю помочь Фильке, ведь ему пришлось на рассвете, когда солнце ещё не проснулось, обежать всю деревню, чтобы детвора собралась уже утром и приступила к работе. Подумаем, какие такие добрые слова придумал Филька, что ребята забыли его грубость и согласились помочь. Работа по подбору вежливых слов, применимых в данной ситуации. На экране – слайд №9 презентации (вежливые слова).
Помирились Филька и конь?
Тяжело просить прощение?
Что принёс с собой Филька?
Когда зерно перемололи, в мешки лилась горячая мука. Филька принёс буханку свежего тёплого хлеба. И между Филькой и конём теперь тёплые, добрые отношения, поскольку мальчик согрел его теплом своего сердца. На экране - слайд №10 презентации (сцена примирения). Ребята, а вы знаете, что имя Филька означает «любящий коней», и автор, Константин Паустовский, больше ни разу не назвал Фильку «Ну тебя». Теперь он называет его только по имени.
Инсценировка отрывка сказки «Тёплый хлеб».
«Филька разломил буханку, посолил хлеб из солонки и протянул коню. Но конь хлеба не взял, начал мелко перебирать ногами, решил вернуться в сарай. Испугался Фильки. Тогда Филька перед всей деревней громко заплакал. Панкрат потрепал коня по шее и сказал: «Не пужайся, Мальчик! Филька не злой человек». Конь помотал головой, подумал, потом осторожно вытянул шею и взял хлеб из рук Фильки мягкими губами. Съел один кусок, обнюхал Фильку и взял второй кусок. Филька ухмылялся сквозь слёзы. Конь жевал хлеб, а когда съел весь хлеб, положил голову Фильке на плечо, вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия. Все улыбались, радовались» [1, с.20].

Воспитатель читает наизусть отрывок из сказки о хлебе: «Ночью по деревне стоял такой запах тёплого хлеба с румяной коркой, с пригоревшими к донцу капустными листьями, что даже лисицы вылезли из нор, сидели на снегу, дрожали и тихонько скулили, соображая, как бы словчиться стащить у людей хоть кусочек этого чудесного хлеба» [1, c.18].
Пусть у каждого будет друг, которому вы сможете помочь и принесёте кусочек тёплого хлеба.
Продуктивная деятельность (лепка).
Ребята проходят к столу с расставленным на нём рабочим материалом. Необходимо с помощью пластилина воссоздать сцену примирения Фильки с конём, то есть слепить фигурку мальчика и коня. Что будет в руках у ребёнка (буханка хлеба, посыпанного солью). Какой цвет пластилина понадобится, если в тексте конь – вороной? Во время работы звучит музыкальная композиция И. Крутого «Песня о друге».


Заключение.
Дети подходят к воспитателю, который показывает рисунок сердца, одна половина которого - синяя, другая - красная. Каким сердце было у Фильки в начале сказки и потом? Чему учит сказка, каким должен быть человек?

Спасибо! На память о нашей работе вы получаете сердечко-закладку, ведь нам предстоит ещё прочитать столько интересных книг. На сердечке напечатана пословица о добре, дружбе, как напоминание о сказке «Тёплый хлеб». Дети читают пословицы вслух.
Добро не умрёт, а зло пропадёт.
В добре жить хорошо.

Злой не верит, что есть добрые люди.



Гостям скажем «До свидания» и пройдём в группу. Звучит песня композитора Марка Минкова «Дорогою добра» из кинофильма 1983 года «Маленький Мук» режиссёра Елизаветы Кимягаровой.

Список используемой литературы.
1 Паустовский, К. Г. Рассказы [Текст]: сб. рассказов / К. Г. Паустовский. – М.: «Книги «Искателя», 2011. – 96 с.