Программа дополнительного занятия по выбору учащихся по русскому языку В мире букв и звуков


Пояснительная записка к программе по русскому языку «В мире букв и звуков»
Русский язык – сложный учебный предмет, но в то же время и социально значимый: он является и средством общения, и инструментом познания, и основой нашей культуры. Начальная школа призвана заложить основы гармоничного развития учащихся, обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма, развитой речи.
Курс “В мире букв и звуков ” занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно писать, обогатив речь учащихся, дать начальные сведения по русскому языку, обеспечить разностороннее развитие школьников.
Курс изучения “ В мире букв и звуков ” для учащихся 4-х классов ставит следующие задачи:
развитие интереса к русскому языку как учебному предмету;
расширение и углубление программного материала;
воспитание любви к великому русскому языку;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка и над своей речью;
совершенствование общего языкового развития младших школьников.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
занимательность;
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
связь теории с практикой;
индивидуальный подход к учащимся;
преемственность.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по “ В мире букв и звуков ”.
В отборе материала к занятиям я ориентируюсь на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.
Занимательность может быть использована как во внеклассной работе, так и на уроках обобщающего повторения. В процессе занятий формируются общеучебные умения и навыки, развивается познавательный интерес к изучению русского языка. Материал, подобранный для занятий, своей необычностью, новизной и нестандартностью подачи вызывает удивление, стимулирует познавательную деятельность, а также дает понятие о русском языке, как о строгой, четко организованной системе.
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях «В мире букв и звуков» обращаю на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.
Кроме того, курс «В мире букв и звуков» позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.
Содержание и методы обучения «В мире букв и звуков» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий использую разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем даю в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию.
Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Программа спецкурса «В мире букв и звуков».
Программа спецкурса «В мире букв и звуков» помогает учащимся успешно осваивать дополнительный учебный материал по этому предмету, расширять их кругозор, добиваться высоких результатов в учебной и внеучебной деятельности.
I. Форма организации занятий.
Групповые: с наполняемостью до 10 человек. В состав группы входят учащиеся одного класса. Группа постоянна, дети обучаются в течение 1 года по 1 часу в неделю.
Общее количество часов – 40 часов в год.
II. Цель программы.
Повышение познавательного интереса учащихся; развитие письменной монологической речи; развитие творческих способностей учащихся.
III. Задачи:
Развитие интереса к русскому языку как учебному предмету.
Расширение и углубление программного материала.
Воспитание любви к великому русскому языку.
Пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка и над своей речью.
Совершенствование общего языкового развития младших школьников.
IV. Способы выявления промежуточных и конечных результатов.
Участие в олимпиаде по русскому языку, в интеллектуальных играх, творческих конкурсах.
Тестирование.
Конкурсы заметок.
Исследование познавательного интереса.
Учебно-тематический план
№п./п. Разделы Количество часов
1 Как устроен наш язык 25
2 Правописание 15
Содержание тем учебного предмета
«Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (23 ч)
Фонетика. Повторение изученного на основе фонетического анализа слова .
Состав слова. Повторение изученного на основе разбора слова по составу и словообразовательного анализа .Морфология. Повторение основных признаков частей речи, изученных в 3 классе, на основе морфологического разбора .Глагол как часть речи. Значение глагола, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глаголов. Наклонение глаголов. Изменение глаголов по лицам. Изменение глаголов по родам в прошедшем времени. Изменение глаголов по числам. Спряжение глаголов. Словообразование глаголов от других частей речи .Наречие как часть речи.
Имя числительное: общее значение .Синтаксис
Синтаксический анализ простого предложения.
Словосочетание.
Сложное предложение.
«Правописание»- (формирование навыков грамотного письма) (15 ч)
Правописание личных окончаний глаголов. Употребление буквы Ь в глагольных формах. Правописание частицы не с глаголами. Правописание гласных на конце наречий. Правописание наречий на шипящую. Постановка запятой между частями сложного предложения (простейшие случаи). Отработка орфографических правил, изученных во 2-4 классах.
Тематическое планирование
№п./п. Тема занятия Кол-во
часов Дата
1 Фонетический анализ слова 1 2 Из чего состоит слово? 1 3 Имя существительное – часть страны Речь. 1 4 Морфологический разбор имени существительного 1 5-6 Падежи. Какие части речи склоняются. 2 7-8 Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 2 9 Конкурс знатоков: «Хорошо ли ты знаешь имя существительное?» 1 10 Очень занимательное – имя прилагательное. 1 11 Повторяем признаки имени прилагательного 1 12-13 Орфограммы в окончаниях имен прилагательных 2 14 Морфологический разбор имени прилагательного 1 15 Конкурс знатоков: «Хорошо ли ты знаешь имя прилагательное?» 1 16 Синтаксический разбор предложения 1 17 Знаки препинания при однородных членах предложения 1 18 Глагол – часть страны речь. 1 19 Правописание не с глаголами 1 20 Правописание –ться и –тся в глаголах 1 21 Как определить спряжение глагола? 1 22 Откуда появились глаголы-исключения? 1 23 Правописание безударных окончаний глаголов 1 24 Путешествие во времени (время глагола) 1 25 Конкурс знатоков: «Хорошо ли ты знаешь глагол?» 1 26 Наречие – часть страны речь. 1 27 Как образуются наречия 1 28 Морфологический разбор наречий 1 29 Мягкий знак на конце слов после шипящих 1 30 Конкурс знатоков: «Хорошо ли ты знаешь наречие?» 1 31 Имя числительное 1 32 Изменение имен числительных 1 33 Правописание числительных 1 34 Слитное и раздельное написание числительных 1 35 Конкурс знатоков: «Хорошо ли ты знаешь имя числительное?» 1 36 Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы, междометия. 1 37-38 Как связаны слова в предложении? Примыкание, согласование, управление. 2 39 Олимпиада знатоков русского языка. 1 40 Итоговое занятие: «Русский язык неисчерпаем, как сама жизнь». 1 Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 4-го класса
Обучающиеся должны знать и уметь:Состав слова. Образование слов (простейшие случаи).Главные и второстепенные члены предложения.Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, глагола, местоимения, предлога, наречия).Определить тип словосочетаний.Писать и разбирать предложения с однородными членами.Различать омонимы, синонимы, антонимы.Производить фонетический разбор, разбор слова по составу, синтаксический разбор предложения, морфологический разбор.Находить и исправлять ошибки с изученными орфограммами.Различать падежи. Ставить правильно падежные вопросы к разным частям речи. Правильно писать падежные окончания имен существительных, имен прилагательных.Различать служебные части речи: предлоги, союзы, частицы.Правильно писать НЕ с глаголами.Отличать глаголы-исключения от других частей речи или глаголов, правописание которых можно проверить.Различать типы спряжения глаголов.Различать типы склонений имен существительных.Писать слова с изученными орфограммами.
Литература:
Граник Г.Г.,. Бондаренко С.М, Концевая Л.А. Секреты орфографии. Москва. Просвещение. 1991.
Узорова О.В., Нефедова Е.А. Все предметы начальной школы в викторинах. 1–4 классы. Москва. АСТ. 2003
Тикунова Л.И. Новикова Ю.В. Юным умникам и умницам. Русский язык. 2–3 класс. Москва. РОСТ, 2003 г.
Мищенкова Л.В. 25 развивающих занятий с третьеклассниками. Ярославль.2006 г.
Н.Г.Белицкая, А.О.Орг. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4 классы. Москва: Айрис – пресс,2006.
Н.М. Бетенькова, Д.С. Фонин. Конкурс грамотеев. Москва. Просвещение. 1996 г.
Т.А. Ладыженская. Речевые секреты. Москва. Просвещение. 1992 г.
В.В. Волина. Занимательное азбуковедение. Москва. Просвещение. 1991 г.
Г.Т. Дьячкова. Олимпиадные задания по русскому языку. 3–4 классы. Волгоград. 2006 г.
П. С. Тоцкий Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.
Агаркова Н. Г., Бугрименко Е. А., Жедек П. С., Цукерман Г. А. Чтение и письмо по системе Д. Б. Эльконина. М.: Просвещение, 1993 г.
Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996.