Конспект коррекционно-развивающего занятия по формированию УУД Затруднение — мой помощник в учении


Затруднение – мой помощник в учении.
Цель: Сформировать представление о затруднении как необходимом этапе учения и о правильном отношении к нему со стороны ученика.
Планируемые результаты:
умение спокойно относиться к затруднениям в учебной деятельности;
способность к самооценке;
знать простейшие правила и приемы сохранения и поддержки своего здоровья в учебной деятельности, приобрести опыт их применения.
уметь выстраивать алгоритм работы
определять и формулировать цель на уроке;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
оформление своих мыслей в устной форме;\
иметь представления о качествах личности, которые помогают ученику успешно учиться: активность, внимательность, самостоятельность, приобрести позитивный опыт их проявления в учебной деятельности
уметь слушать и слышать других, способности к принятию иной точки зрения.
Конспект составила: педагог-психолог высшей квалификационной категории МБОУ НОШ № 52 р.п. Ильиногорск, Сорокина Анна Юрьевна
1.Мотивация к учебной деятельности.
-Здравствуйте ребята, давайте вспомним почему наши занятия называются «Лесенка успеха». А о чём мы уже узнали на наших предыдущих занятиях. Какими нашими открытиями мы с вами можем поделиться с другими? (успешному ученику нужны: внимательность на уроке, здоровье, активность, знание правил сохранения здоровья, а так же продолжим изучать нашу профессию- профессию школьник и т.д.) Сегодня вы продолжите узнавать, что нужно ученику, чтобы успешно учиться.
-Сегодня на уроке вам предстоит открыть очень важное и неожиданное для вас правило, которое помогает не только в учении, но и в жизни.
-Я верю, что у вас все получится! Я желаю вам удачи!
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
- А вы знаете, что во все времена ценилось больше денег и сокровищ?(размышления детей)
-Мудрецы всего мира веками хранили эту тайну. Давайте её раскроем! Хотите?
-Для этого надо подумать и ответить на вопрос: что ученик сам открывает на уроке?
(открывается слайд, где написан кроссворд З….Е)
-Догадались, что за слово здесь спряталось?(ЗНАНИЕ)
-А теперь попробуйте разгадать новое слово. Оно обозначает помощника в учении.
(открывается слайд З………Е)
-Никто не догадался? Наш друг Смайлик спешит вам на помощь. Он подготовил для вас подсказку. Но эта подсказка необычная -она в виде стихотворения. Давайте его прочитаем.
Затруднение в ученье
К новым знаниям ведёт.
Кто дорогу сам осилит,
Непременно их найдёт!
-Кто догадался, какое слово здесь главное? (ЗАТРУДНЕНИЕ)
-Как вы понимаете это слово-ЗАТРУДНЕНИЕ? Давайте подумаем, а почему у нас некоторые слова выделены красным цветом? Какие же слова здесь самые важные? ( Затруднение- сам осилит) Почему именно эти лова главные в этом стихотворении?
-Посмотрите на доску и попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего занятия. («Затруднение – мой помощник в учении») Как вы думаете, какие задачи перед нами будут стоять на нашем сегодняшнем занятии? Нам предстоит сегодня выяснить, что такое затруднение и как человек ведет себя во время затруднения.
3.Выявление причины затруднения.
- С затруднениями сталкиваются не только ученики, но и люди самых разных профессий, умеющие добиваться успеха и получать новый результат. У меня на доске есть девизы профессий. Как вы думаете, к каким профессиям их можно отнести? Почему? По каким признакам вы об этом догадались?
Чтоб невиданные земли
Посмотреть,
Надо смело затрудненья
Одолеть! МОРЕПЛАВАТЕЛЬ
Чтоб на горные вершины подниматься,
Надо смело с затрудненьями
Справляться! АЛЬПИНИСТ
Я с затрудненьями
Справляюсь,
До звезд далеких
Добираюсь! КОСМОНАВТ
-Как вы думаете, какие главные слова можно выделить в этих 3 девизах?
Затрудненья Одолеть!
Смело с затрудненьями Справляться!
С затрудненьями Справляюсь,
- Давайте подумаем, как должен поступить ученик, встретившись с затруднением. Давайте все вместе, выполним это задание.
Ученик
Затруднения Как поступить
Выучить большое стихотворение Решить задачу в несколько действий Написать доклад по окружающему миру  Решить головоломку из спичек - Какое открытие сегодняшнего занятия вы можете уже сделать? (Без затруднения не бывает открытия нового)
4.Построение проекта выхода из затруднения.
-Как вы думаете, а люди боятся своих затруднений?
-А как вы думаете, влияет ли на результат то, как ведёт себя человек, встретив затруднение? Почему?
- Да, мы часто можем наблюдать в жизни, как люди столкнувшись с затруднениями, боятся их, расстраиваются. А как вы считаете, поможет альпинисту взобраться на вершину, если он будет расстраиваться, начнёт плакать?
-А если он испугается и спрячется? (Он не сможет преодолеть его, взобраться на гору, рассчитать, какое снаряжение необходимо взять..)-А если космонавт, испугавшись трудностей, решит не отправляться в своё путешествие, узнает он новое?(НЕТ)
-Смогут ли они преодолеть своё затруднение, если будут расстраиваться и убегут?
-Конечно, открыть новые знания и достигнуть результата сможет лишь тот, кто правильно относится к затруднениям. А вы испытываете затруднения? А как вы с ними справляетесь? А как должен вести себя ученик, встретив затруднение? (Расстроиться, относится спокойно, спрятаться, испугаться, приложить усилия) Обоснуйте свой ответ.
5.Реализация построенного проекта.
-Оказывается, всегда в мире ценились люди, которые открывали что- то новое, для себя и для других. Для достижения своего результата они преодолевали многие трудности. Представьте себе, что было бы, если не было бы трудностей и люди не ставили бы перед собой новые задачи.(Тогда бы мореплаватель не открыл бы новые земли, космонавт не полетел бы в космос, альпинист не смог бы покорить вершины, ветеринар не спас бы жизнь животных, пожарный не спас жизнь людей и их имущество и т.д.)
- А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть. Но наш отдых будет немного необычным. Ваша задача будет выполнять все уже известные движения в танце, не сбиться, а так же запомнить 10 персонажей сказок, картинки с которыми будут находиться на доске всё время танца. Давайте попробуем.(Песня «Арам зам зам»)
Красная Шапочка, Карлсон, Колобок, Царевна лягушка, Мальвина, Львёнок, Буратино, Незнайка, Чебурашка, Винни Пух.- Скажите, испытали ли вы затруднение при выполнении этого задания?
- Давайте на нашем занятии мы и попробуем выяснить, как же нужно себя вести встретившись с затруднением.
-Давайте создадим алгоритм поведения при затруднении. А кто помнит, что такое алгоритм?
-Как вы думаете, какие из предложенных пословиц и фраз могут подойти нам в нашей теме затруднение и пути выхода из него: «Глаза боятся, а руки делают» «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей», «Спокойствие, только спокойствие» , «Маслом каши не испортишь», «Без труда –не вытащить и рыбку из пруда», «Семь раз отмерь- один отрежь», «Слезами горю не поможешь», «Работа не волк – в лес не убежит»?
- Как вы думаете, мы можем использовать эти пословицы, при построении алгоритма поведения при встрече с затруднением.
-Посмотрите на слайд. Из предложенных фраз составьте в правильной последовательности план (алгоритм) поведения при затруднении.
-Давайте проверим, так ли у вас получилось.
1. Улыбнуться.
2.Пожелать себе и друг другу успеха. Например, сказать себе: «У меня всё получится!»
-Вспомните и расскажите, а как вы обычно себя настраиваете на работу.
- А хотите, я вас научу, как ещё можно настроиться на работу?
1 упражнение очень лёгкое, оно позволяет настроить наше тело на предстоящую работу: довольно потрите руки.
2 упражнение: если вам позволяет ситуация, то можно помахать руками и кистями рук.
3 упражнение: сжимаем весь свой страх перед предстоящей работой в кулак и не выпускаем его от туда.
4 упражнение: покрутим головой в разные стороны, как любопытная сова. Сделаем плечами круговые движения.
5 упражнение: дышим медленно и глубоко. Медленно выполняем глубокий вдох через нос, слегка задерживаем дыхание и медленно- медленно выдыхаем. Это дыхание спокойного человека.
6 упражнение: улыбка улыбнитесь, вспомните о чём - то приятном, радостном.
Вот так, потратив всего 2-3 минутки, можно настроиться на сложную работу.
-Мы с вами выяснили, что затруднение действительно является помощником, который позволяет, если к нему правильно относиться, стать умнее и сильнее. Особенно в учении, когда нужно узнавать много нового.
6. Первичное закрепление во внешней речи.
-Давайте теперь потренируемся. Послушайте историю ученицы и определите, правильно ли она отнеслась к затруднению.
Ситуация: «Ох. Уж мне эти задачи! Задали задачу в три действия. А она у меня не получается. Не знаю, что делать…И Света горько заплакала. Скажу учительнице, что голова болела, поэтому и не решила задачу. Решила девочка, и пошла играть в свою любимую игру»
-С каким затруднением встретилась ученица? Она понимает, для чего это затруднение ей важно преодолеть? Скажите, а как надо было поступить в этой ситуации? (Настроиться, постараться решить задачу самой или попросить помощи, чтобы приобрести знание и умение решать такие задачи) А какого качества ещё не хватило ученице? (Активности) А как бы вы поступили в такой ситуации?
7. Включение в систему знаний.
-А где кроме школы, вы ещё сталкиваетесь с затруднениями? (На занятиях спортом, в секциях, музыкальной школе, при выполнении домашних дел и обязанностей)
-Как обычно вы относились к ситуации затруднения? (…)- Изменится ли теперь у вас отношение к разным затруднениям? Чему мы сегодня научились на нашем занятии? (Относиться спокойно)
-Это знание пригодится вам не только в учёбе, но и в жизни, на работе, когда вы станете взрослыми. А что вы будете делать, когда столкнётесь с затруднениями?
8. Рефлексия деятельности на уроке.
- Итак, наше занятие подходит к концу. Какое открытие вы сегодня сделали? (Мы узнали, что открытие нового не бывает без затруднений, и относиться к затруднению надо спокойно, не бояться преодолевать трудности)
-Что на занятии вам понравилось больше всего?
-Какой мудростью вы сможете теперь поделиться со своими родителями и друзьями? (Как можно преодолеть затруднение, какие есть приёмы для этого)
- Я хочу вас поблагодарить за работу. Надеюсь, что сегодняшние знания вам пригодятся на долгие годы.
-И как обычно в конце нашего занятия вам предстоит оценить свою работу на «Лесенке успеха». Кто считает, что понял новую тему и может рассказать об этом другим, поставьте себя на верхнюю ступеньку. Те кто сомневается, что понял всё полностью, на 2-ю или 3-ю ступеньку. А кто пока ничего не понял – на нижнюю ступеньку лесенки. А так же оцените своё состояние во время урока. Если вам было спокойно на уроке, всё вы могли выполнить, то на верхнюю ступеньку рисуем смайлик, а если было не очень комфортно, то на нижнюю ступеньку.
Лесенка успеха
2675890251460 4
00 4
224980520320 5
00 5
181800529845 5
00 5
29781511436351
001
615315876935 2
00 2
970915584835 3
00 3
1402715241935 4
00 4

3107690248920 3
00 3

3961765494030 1
00 1
2329180805815Моё настроение
00Моё настроение
294005796290Моё знание
00Моё знание
3539490217805 2
00 2