Открытое музыкальное занятие Шагаем по лесенке в поиске песенки (4 класс коррекции)


ГОКУ «Школа – интернат р. п. Квиток»
Открытое музыкальное занятие
«Шагаем по лесенке в поиске песенки»

Воспитатель: Каширцева И.В.
Ноябрь 2016 года
Открытое музыкальное занятие «Шагаем по лесенке в поиске песенки» в 4 классе
Цели:
1.Закреплять знания детей о музыкальных инструментах и творческих профессиях: композитор, музыкант, поэт, певец.
2. Корригировать слуховое внимание, фонематический слух, логическое мышление, память через музыкальное восприятие.
3.Воспитывать музыкальную культуру, нравственные качества личности – открытость, уверенность в себе, общительность, коллективизм и т.д.
Ход занятия
I. Орг/момент: (2 слайд) В: Здравствуйте, ребята! Дети: Здравствуйте!.. В: А теперь гостям.Дети: Здравствуйте, гости! В: Ребята, вам нравится петь? Покажите, как?! (3 слайд) Дети: Утром рано мы встаём, Хором песенку поём.В: А о чём же в ней поётся? Дети: Как нам весело живётся!
II. Вводная беседа:
- Ну а где же наша песенка? А как вы думаете, где прячется песенка? (Ответы детей)
В: А мне кажется, я знаю, где находится песенка…(4 слайд) Посмотрите, на слайде лесенка, но лесенка не простая, а музыкальная.(клик) И наша песня прячется на самой высокой ступени. Но чтобы до неё добраться, нужно пройти все ступени и на каждой будет для вас задание. Если справитесь с ними – найдёте свою песенку, (5 слайд) поэтому наше занятие мы назовём «Шагаем по лесенки в поиске песенки» …
III. Основная часть
1 задание: Ноты
В: Песню надо петь по нотам, А каким – узнать охота? (6 слайд)
1-й р-к: (клик)Чтобы песни исполнять, Ноты нужно твёрдо знать.Повтори названье нот И где каждая живёт!
-Чтобы вспомнить ноты, ребята, давайте разгадаем кроссворд, а помогут нам справится с этим заданием – весёлые рифмы, которые сочиняют для нас кто, подумайте…(ответы детей)
В: Правильно, поэты. Слушайте внимательно…
1.Кошку с дерева снимиЭто будет нота МИ
2.Спит собачка во двореЭто будет нота РЕ
3.В небе вижу журавляЭто будет нота ЛЯ
4.А в шкафу летает мольЭто будет нота СОЛЬ
5.Села утка на гнездоЭто будет нота ДО
6.В море блещут карасиЭто будет нота СИ
В: Ребята, а какой ноты в кроссворде не хватает? Подумайте…Кто догадался? (ответы детей)
-Правильно…
7.По степи бежит дрофаЭто будет нота ФА
2-й р-к: (7 слайд) Вот, ребята, как я радЗнаю полный звукорядЯ отвечу, ты спроси: : (клик)ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ
Итог: Молодцы! Повторив ноты, вы выполнили первое задание ноты ДО и поднялись на 1 ступень музыкальной лесенки. (8 слайд)
В: А теперь, ещё раз внимательно посмотрите на кроссворд и прочитайте ключевое слово, которое нам сложили ноты. Кто первый догадался? (ответы детей).
В: Правильно, ребята. Мы говорим мелодия, а что же это такое? Подумайте. (Ответы детей)
Итог: Да, ребята. Мелодия – это душа музыки. (9 слайд) У каждой песни своя неповторимая мелодия. Мелодия может стремительно взлетать вверх(клик), спускаться по ступенькам вниз, может прыгать(клик), а может стоять на месте(клик) .(примеры)
2 задание: Композитор
-А теперь следующее задание от ноты РЕ. Обратите внимание на предметы, которые лежат на столе (нотная тетрадь, сборник песен, ручка, портреты)
- Ребята, попробуйте догадаться, представитель какой профессии может здесь трудиться. (Ответы детей: композитор) (10 слайд)
-Чем занимается композитор? (пишет, сочиняет, создает, придумывает музыку или мелодию песен)
-Для чего необходима нотная тетрадь? (записать мелодию, чтобы её не забыть, для последующего исполнения музыкантами).
- С творчеством каких композиторов вы уже знакомы по урокам пения или музыкальным занятиям. (ответы детей: В.Шаинский, Б.Савельев, Е.Крылатов)
Итог: Молодцы!
-А сейчас послушайте Алёшу, к-й прочтёт нам стихотворение(клик)
Знают все на свете дети –
Много музыки на свете.
Из 7-ми обычных нот
Композитор создаёт:
Пьесы, оперы, сонаты,
Ариозо иль кантаты,
Симфонические сказки,
Менуэты или пляски.
Но один любимый жанр
Всем с пелёнок дорог нам.
Жизнь чудесней, интересней,
Когда рядом с нами – песня! (М.Н. Глубокая)
Итог: Спасибо, Алёша. А мы поднимаемся на следующую ступень муз/лестницы. (11 слайд)
3 задание: Муз/инструменты
-Композитор написал мелодию для песни. Кто же будет её исполнять? (Музыканты)
-На чём играют музыканты? (На музыкальных инструментах) (12 слайд)
Итог: Правильно, ребята.
2-й р-к: (1 клик) Чтоб мелодию сыграть. Инструменты нужно взять, Инструменты не простые, А музыкальные…
-Интересное задание предлагает вам нота МИ:
- Я хочу вам загадать загадки про музыкальные инструменты, рисунки - отгадки лежат на столике. Вам нужно выбрать правильный рисунок. Итак, первая загадка:
1.Я стою на трёх ногах, Ноги в чёрных сапогах.Зубы белые, педаль. Как зовут меня?..(Рояль) (2 клик)
2.Отпускаем молоточки, На железные листочкиИ летит весёлый звон. Что звенит?.. (Металлофон) (3 клик)
3.Самый шумный инструмент, Круглый и большой. Если палочкой ударишь – Раздаётся гром! (Барабан) (4 клик)
4.Три струны, а звук какой! С переливами, живойУзнаю его в момент – Самый русский инструмент.(Балалайка) (5 клик)
5.За обедом суп едят, К вечеру «заговорят» Деревянные девчонки, Музыкальные сестрёнки. Поиграй и ты немножкоНа красивых ярких...(Ложках) (6 клик)
6.Есть бубенчики на нём, По нему мы громко бьём. С ним сейчас играть мы будем, Дайте в руки звонкий…(Бубен) (7 клик)
Итог: Молодцы, с загадками вы справились и поднялись ещё на одну ступень муз/лестницы. (13 слайд)
4 задание: Оркестр
(14 слайд) Определите на слух, какой музыкальный инструмент звучит? Фонограмма (1клик по колоколу) (ответы детей: барабан) (2 клик)
- Подумайте, к какой группе муз/инструментов относится барабан? (ударных)
- Для чего предназначены ударные инструменты? (Отбивать ритм)
- Верно, ребята, (3 клик) ведь ритм – это сердце музыки. У каждой песенки свой ритм. Отгадайте какую песенку я сейчас простучу. (Калинка-малинка) – (ответы детей)
Итог: Молодцы, угадали!
-А как ещё можно отбивать ритм? (хлопать в ладоши, постучать ложками и др. предметами)
- Ребята, вы знаете, что вокруг нас много предметов, которые издают различные звуки-шумы (брянчалки, звенелки, шумелки, стучалки, трещалки). У нас с вами есть шумовые инструменты, сделанные своими руками. Кто об этом расскажет?
(Рассказ ребёнка о том, как из бросового материала, например, колбочек из-под киндер-сюрприза, ложек, вилок, из семян, круп, пуговиц можно сделать различные шумелки…)
Итог: Спасибо…
(15 слайд) Как называется группа, исполняющая мелодию сразу на нескольких муз/инструментах? (Оркестр) (1 клик)
- Помогите мне вспомнить, кто руководит оркестром? (Дирижёр) (2 клик)
Итог: Каждый музыкант в оркестре играет по нотам, чтобы музыка была слаженной, и конечно же под руководством дирижёра. (3 клик)
Чтобы песня зазвучала, Нужен аккомпанемент…(4 клик)
- Кто-нибудь может сказать, что это за слово такое? (ответы детей)
Аккомпанемент (5 клик) – это музыкальное сопровождение пения одним муз/инструментом или группой, оркестром (словарное слово)
Ц/У: Давайте с вами представим, что вы все музыканты, а я ваш дирижёр. (16 слайд) Разбирайте инструменты!.. Будьте внимательны, чтобы музыка получилась красивой, нужно внимательно слушать и ритмично играть на инструменте. (Каждая группа детей по очереди играет свою партию в определённом ритме под фонограмму) (1 клик по колоколу)
- Ребята, кто узнал, какую мелодию мы с вами исполнили? («Как на тоненький ледок») (2клик)
- А кто же её автор мелодии или композитор? (РНП)
Итог: Молодцы, мы с вами поиграли, отдохнули и поднялись на следующую ступень музыкальной лестницы. (17 слайд)
5 задание: Поэт
-У нас есть мелодия, её написал композитор, а что ещё нужно для песни? (Слова)
- Кто сочиняет или пишет слова для песни? (Поэт.) (18 слайд)
- Что пишет поэт: стихотворения или рассказы? Чем стихотворение отличается от рассказа или сказки. (В нём есть рифма.)
- Кого из поэтов вы уже знаете, учили их стихи? (А.Барто, С.Михалков, И.Токмаков, К.Чуковский и др.)
- Дополните четверостишие рифмой в стихотворении Э. Мошковская «Капризы» (клик)
Все капризы у ОксанкиСоберём в большие санки, Отвезём в далёкий бор, Дальше моря, выше гор! И оставим возле ёлки...Пусть едят их злые волки.
Итог: Молодцы, справились!
Это была разминка, а теперь задание от ноты СОЛЬ: (19 слайд)
Говорят, из песни слова не выкинешь…(1 клик)
Песню надо петь со словами, А какими – подумайте сами.
Ц/У: Я называю слова, а вы догадайтесь, из каких песен они взяты. Слушайте внимательно, кто догадался, поднимает руку. Одно условие фразу нужно пропеть.
(2 клик) Весело – Вместе весело шагать по просторам (3 клик) (Вместе весело шагать)
(4 клик) Кузнечик – В траве сидел кузнечик, совсем как огуречик (5 клик) (В траве сидел кузнечик)
(6 клик) Пешеходы – Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам…(7 клик) (Песенка крокодила Гены)
(8 клик) Небосвод – Чунга-Чанга синий небосвод… (9 клик) (Чунга-Чанга)
(10 клик) Чебурашка – Теперь я Чебурашка…(11 клик) (Песенка Чебурашки)
(12 клик) Друзья – Что мне снег, что мне зной, что мне дождик проливной… (13 клик) (Когда мои друзья со мной)
Итог: Правильно
- Попробуйте догадаться, что общего между этими песнями? (один композитор – В. Я. Шаинский, портрет) (14 клик)
- Какие ещё песни этого композитора знаете? (Антошка, Облака и др.)
Итог: Молодцы! С этим заданием справились и поднялись на 5-ю ступень музыкальной лесенки. (20 слайд)
6 задание: Распевка
- Песня у нас готова – есть мелодия, слова, аккомпанемент. А что ещё необходимо, чтобы мы её услышали? Кто нам поможет? (Певец, артист.) (21 слайд)
- Какой инструмент использует певец? (голос)
- Что ему необходимо, чтобы голос звучал звонко? (Необходимо распеться)
Итог: Правильно, необходимо сделать упражнения на дыхание и разогреть свой голос. Предлагаю вам…
Игровое дыхательное упражнение «У кого что внутри?»
(Цель: развитие артикуляционной моторики дыхания, гибкости голосового диапазона)
У зайчика - пушинка (легко сдувать пух с ладоней).
У тигра – рычалка (сопровождать произнесение звукоизобразительного элемента «рр – рр» на выдохе).
У мышки – пищалка (слог «пи» произноситься тонко и быстро).
У лося – ржалка (в соответствии с изображением в воздухе волнистой линии голосом на фонеме «и»).
У белки – сопелка (тихонько пошмыгать носом).
У лошади – фырчалка (продолжительно вибрато губами «тпру- у- у»
Итог: Молодцы!
-А теперь распевочка самая простая: (клик)
Та-та, два кота…Два пушистеньких кота. Серый кот в чулане, Все усы в сметане,Чёрный кот полез в чуланИ мышонка там поймал.
Итог: Молодцы! (22 слайд) Мы дошли до 7-й ступени муз/лестницы и у нас осталось последнее задание от ноты СИ
7 задание: Прослушивание (23 слайд)
Вы дошли до вашей песни, Молодцы, вы справились! Угадайте, что за песняНа ступени спряталась?
- Мы с вами выучили не мало песен, вы должны внимательно прослушать отрывок фонограммы и догадаться, какая песенка спряталась на последней ступеньке муз/лесенки.
(1 клик) Прослушивание песни Юлии Фескиной «Дедушка Мороз» (клик по колоколу)
Итог: Молодцы, что догадались! Эту песню для вас написала Юлия Фескина. (2 клик) Получайте последнюю ноту. (24 слайд) Теперь вы нашли свою песенку.
-Ребята, какой праздник вот-вот наступит? (Новый год)
(25 слайд) - Давайте выйдем на импровизированную сцену и так исполним песню Дедушке Морозу и нашим гостям, чтобы получить, как положено артистам, что…аплодисменты. (клик по колоколу)
Итог: Молодцы! Ребята, вам понравилось быть артистами и получать благодарность слушателей?
IV. Итог занятия:
-Вам понравилось занятие? Что больше всего понравилось, запомнилось?
- А какое из заданий было трудным?
- Ребята, давайте ещё раз вспомним, кто принимает участие в создании песни. (Ответы детей)
- Как вы думаете, легко написать хорошую песню? Что для этого нужно? (Ответы детей)
Итог: Правильно! Нужно учиться, трудиться, развивать свои таланты, чего и вам желаю.
Пожелание: А ещё я желаю вам научиться понимать язык музыки и песни, чтобы они всегда были рядом с вами, помогали радоваться, хорошо учиться, петь, танцевать, быть дружными, приходя на помощь друг другу в трудную минуту! (26 слайд)
Вы трудились не напрасно, Все согласны? -Да, согласны! И с весёлым настроеньем Мы выходим все из класса «Дорогою добра»… (уходят под песню «Дорога добра»)(клик)