Сообщение на тему: Особенности логопедической работы при стёртой дизартрии




Сообщение на тему:
Особенности логопедической работы при стёртой дизартрии







Подготовила: учитель-логопед
МДОУ «Детский сад ОРВ № 101»
Семёнова Т.В.


Проблемой логопедической работы при дизартрии занимались многие авторы: М.Б. Эйдинова, О.В. Правдина, К.А. Семёнова, Е.М. Мастюкова, Е.Н. Винарская, Е.Ф. Архипова, И.И. Панченко, Л.В. Лопатина.
Комплексный подход при устранении дизартрии включает в себя три блока.
Первый блок - медицинский, который определяет врач-невропатолог. Кроме медикаментозных средств, назначается ЛФК, массаж, рефлексотерапия, физиотерапия и другие.
Второй блок - психолого-педагогический. Основными направлениями этого воздействия будут: развитие сенсорных функций. Развивая слуховое восприятие, формируя слуховой гнозис, тем самым подготавливается база для формирования фонематического слуха. Развивая зрительное восприятие, дифференцировки и зрительный гнозис, тем самым предупреждаем графические ошибки на письме. Реализуя это направление развивают и стереогноз. Кроме развития сенсорных функций психолого-педагогический блок включает упражнения по развитию и коррекции пространственных представлений, конструктивного праксиса, графических навыков, памяти, мышления. Этот аспект работы достаточно полно изучен и методически обеспечен: Л.А Даниловой, Н.В. Симоновой, И.Ю. Левченко.
Третий блок - логопедическая работа, которая проводится преимущественно в индивидуальном плане. Учитывая структуру дефекта при дизартрии, логопедическую работу рекомендуется планировать по следующим этапам.
Первый этап логопедической работы, носящий название - подготовительный. Он содержит следующие направления:
нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры. С этой целью логопед проводит дифференцированный логопедический массаж;
нормализация моторики артикуляционного аппарата. С этой целью логопед проводит дифференцированные приёмы артикуляционной гимнастики. Пассивные упражнения, выполняемые самим логопедом, направлены на взывание кинестезий. Активная артикуляционная гимнастика, постепенно усложняется и добавляются функциональные нагрузки. Такого плана артикуляционная гимнастика направлена на закрепление кинестезий и на улучшение качеств артикуляционных движений. Отрабатываются такие качества артикуляционных движений, как точность, ритмичность, переключаемость и др. (в приложении приводятся 20 артикуляционных упражнений с функциональной нагрузкой);
нормализация голоса. С этой целью проводятся голосовые упражнения, которые направлены на вызывание более сильного голоса и на модуляции голоса по высоте и силе. Интересные упражнения можно заимствовать из работ Ермаковой И.И., Лопатиной Л.В. и др.;
нормализация речевого дыхания. С этой целью логопед проводит дыхательную гимнастику;
нормализация просодики. Это направление на первом этапе является менее всего разработанным. В специальной литературе встречаются описания просодической стороны речи у детей с дизартрией: это такие нарушения как тихий и немодулированный голос, нарушения темпа речи и тембра голоса, бедные интонации, плохая разборчивость речи, отсутствие пауз и логических ударений и другие симптомы просодики. В методической литературе эти разделы представлены Лопатиной Л.В., Серебряковой Н.В., Румянцевой Е.Ю. В этих работах определена некоторая последовательность в работе над формированием просодики при дизартрии;
нормализация мелкой моторики рук. С этой целью проводится логопедом пальцевая гимнастика, направленная на выработку тонких дифференцированных движений в пальцах обеих рук.
Все упражнения первого этапа постепенно усложняются.
Вторым этапом логопедической работы при дизартрии является выработка новых произносительных умений и навыков. Направлениями второго этапа являются:
выработка основных артикуляционных укладов (дорсального, какуминального, альвеолярного, нёбного). Каждая из этих позиций определяет соответственно артикуляции свистящих, шипящих, сонорных и нёбных звуков. Овладев на первом этапе рядом артикуляционных движений, на втором этапе переходим к серии последовательных движений, выполняемых чётко, утрированно, с опорой на зрительный, слуховой, кинестетический контроль;
определение последовательности работы по коррекции звукопроизношения. При дизартрии у детей в зависимости от наличия патологической симптоматики в артикуляционной области, от степени её выраженности, индивидуально определяют последовательность работы над звуками. Рекомендуется, работая по коррекции звукопроизношения при дизартрии, уточнять или вызывать ту группу звуков, артикуляционный уклад которых «созрел» прежде всего;
уточнение или развитие фонематического слуха;
вызывание конкретного звука (постановка звука). Эта работа при дизартрии проводится также, как и при дислалии;
закрепление вызванного звука, т.е. его автоматизация. Это самое сложное направление на втором этапе. Часто в практике логопеды сталкиваются с тем, что изолированно дети произносят все звуки правильно, а в речевом потоке звуки произносятся искажённо. Е.Ф.Архипова предлагает следующую последовательность логопедической работы в плане автоматизации поставленного звука: в слогах разной структуры (10 модулей), где все звуки произносятся утрированно, в словах разной слоговой структуры (13 классов слов по А.К.Марковой), где закрепляемый звук находится в разных позициях. Затем автоматизируют в предложении, насыщенно контрольным звуком. В лексическом материале должны быть исключены звуки, которые у ребёнка ещё не закреплены. Автоматизация звука проводится вначале с опорой на образец, т.е. по подражанию за логопедом, а затем с опорой только на наглядность (схемы, картинки, символы и т.п.);
дифференциация поставленного звука в произношении с оппозиционными фонемами. Оптимальный набор дифференцируемых фонем предложен Г.В.Чиркиной. Автор рекомендует эту работу осуществлять в два этапа. (Схема автоматизации прилагается в приложении).
Третий этап логопедической работы посвящается выработке коммуникативных умений и навыков. Направление работы:
формирование у ребёнка навыков самоконтроля;
закрепление правильного звукопроизношения в учебной ситуации (заучивание стихов, составление предложений, рассказы, пересказы и т.п.);
включение в лексический материал просодических средств: различных интонаций, модуляций голоса по высоте и силе, изменения темпа речи и тембра голоса, определения логического ударения, соблюдение пауз и др.
Четвёртый этап логопедической работы носит название - предупреждение или преодоление вторичных нарушений при дизартрии. Имея в виду профилактику вторичных нарушений, следует обеспечить раннюю диагностику дизартрии, определение группы риска по дизартрии. В настоящее время определены и диагностические критерии данного дефекта в раннем возрасте: Е.М. Мастюкова, Е.Ф. Архипова, О.Г. Приходько и др. В Воронеже Ю.А. Лисичкина.
Следствием недостаточной профилактики вторичных нарушений является большое число детей с дизартрией, осложнённой либо ОНР, либо ФФНР.
Пятый этап логопедической работы - подготовка ребёнка с дизартрией к обучению в школе.
Основными направлениями логопедической работы являются: формирование графомоторных навыков, психологической готовности к обучению, профилактика дисграфических ошибок.















Приложение
20 артикуляционных упражнений, выполняемых с функциональной нагрузкой.

1. «Забор».
Цель: подготовить артикуляцию для свистящих звуков, активизировать губы.
Методические рекомендации: перед зеркалом просим ребёнка максимально растянуть губы (улыбнуться), показать верхние и нижние зубы. Верхние зубы должны находиться напротив нижних. Необходимо проверить наличие расстояния между ними (1 мм). Следить, чтобы ребёнок не морщил нос.

2. «Окно».
Цель: уметь удерживать открытым рот с одновременным показом верхних и нижних зубов.
Методические рекомендации: из положения «Забор» медленно открывать рот. Зубы должны быть видны.

3. «Мост».
Цель: выработать нижнее положение языка для подготовки постановки свистящих звуков. Кончик языка упирается в нижние резцы.
Методические рекомендации: из положения «Забор» выполнить упражнение «Окно». Расположить язык за нижними резцами плоско.
Это упражнение функционально очень значимо. Если ребёнок выполнит правильно и удержит эту позу перед зеркалом длительно, то это сигнал к тому, что свистящие звуки будут поставлены очень быстро. Если не получается, то нужно погладить язык шпателем, похлопать по нему для расслабления мышц языка. Если упражнение не выполняется, то проводится логопедический массаж.

4. «Парус».
Цель: подготовка верхнего подъёма языка для звуков [р], [л].
Методические рекомендации: ребёнок последовательно выполняет следующие упражнения: «Забор», «Окно», «Мост». Из положения «Мост» широкий язык поднимается к верхним резцам и упирается в альвеолы.
Следить, чтобы язык не провисал, а был напряжённый и широкий.

5. «Трубочка».
Цель: выработать подвижность губ.
Методические рекомендации: из положения «Забор» вытянуть губы вперёд, плотно их сомкнуть, чтобы в центре не было дырочки. Круговая мышца собирается в морщинки.
Необходимо проверить, чтобы нижняя челюсть не опускалась.

6.Чередование
«Забор» - «Трубочка».
Цель: добиться ритмичности, точного переключения с одной артикуляции на другую.
Методические рекомендации: из положения «Забор» выполнить движение «Трубочка». Такие переключения выполнить 5-6 раз под определённый ритм.

7. «Лопата».
Цель: выработать положение широкого языка, что необходимо для подготовки шипящих звуков.
Методические рекомендации: последовательно выполнять упражнения: «Забор»-«Окно»-«Мост». Из положения языка «Мост» выдвинуть язык на нижнюю губу. Язык должен быть спокойным. Нижняя губа не должна подворачиваться, верхняя должна обнажать зубы.

8. «Лопата копает».
Цель: подготовить артикуляцию для шипящих звуков. Выполнение артикуляции «Чашечка».
Методические рекомендации: выполнить последовательно следующие упражнения: «Забор»-«Окно»-«Мост»-«Лопата». Из положения «Лопата» поднять широкий кончик языка немного вверх. Верхние зубы должны быть видны.

9. «Вкусное варенье».
Цель: язык в форме «Чашечки» удерживать на верхней губе и выполнять движения сверху вниз.
Методические рекомендации: из положения «Лопата копает» широкий язык поднять к верхней губе и выполнить облизывающие движения сверху вниз 2-3 раза.

10. «Тёплый ветер».
Цель: вызывание шипящих звуков.
Методические рекомендации: из положения «Вкусное варенье» убрать язык за верхние зубы и образовать щель с альвеолами. Руку расположить у подбородка и попросить ребёнка подуть на широкий язык. Растянуть губы в улыбке. Рука должна ощутить тёплую воздушную струю.

11. «Цокает лошадка».
Цель: выработать тонкие дифференцированные движения языка. Язык вверху у альвеол в положении «Парус».
Методические рекомендации: из положения «Парус» при широко открытом рте цокать языком. Челюсть неподвижна.




12. «Молоток».
Цель: подготовка артикуляции для звука [р]. Готовится вибрация кончика языка.
Методические рекомендации: из положения «Парус» стучать языком и произносить звук [д]. Следить, чтобы кончик языка не опускался и не выглядывал изо рта.
P.S.: если исправляется горловой звук, то произносится звук [т].

13. «Дятел».
Цель: формировать вибрацию кончика языка для будущего звука [р].
Методические рекомендации: из положения «Парус» произносить звук [д] в ускоренном темпе - ддд - ддд - ддд с паузами.

14. «Пулемёт».
Цель: закрепить вибрацию кончика языка для звука [р].
Методические рекомендации: из положения «Парус» выполнять упражнение «Дятел» и добавлять воздушную струю - ддд - ддд + сильная воздушная струя. Возникает вибрация языка - дрр.

15. «Холодный ветер».
Цель: закрепить нижнее положение языка для свистящих звуков и выработать направленную воздушную струю по средней линии языка.
Методические рекомендации: из положения «Мост» вернуться к упражнению «Забор» и подуть на язык. Рука должна ощущать холодную струю воздуха.


16. «Пароход».
Цель: подготовка артикуляции для звука [л].
Методические рекомендации: из положения «Мост» выполнить упражнение «Лопата». Закусить кончик языка (зубы должны быть видны) и длительно произносить звук [ы].

17. «Пароход гудит».
Цель: вызвать звук [л].
Методические рекомендации: выполнить упражнение «Пароход». Попросить ребёнка открыть рот и произнести звук [а].

18. «Маляр».
Цель: растянуть подъязычную связку для произношения шипящих звуков и [р], [л].
Методические рекомендации: из положения «Парус» продвигать язык по нёбу в передне - заднем направлении. Челюсть должна оставаться неподвижной.

19. «Качели».
Цель: дифференцировать нижнее и верхнее положение языка, что необходимо для дифференциации свистящих и шипящих звуков.
Методические рекомендации: из положения «Парус» перейти к упражнению «Мост». Чередовать 5-6 раз.

20. «Фокус».
Цель: сформировать правильное направление воздушной струи для шипящих звуков.
Методические рекомендации: из положения «Вкусное варенье» подуть на кончик носа, на котором приклеена узкая полоска бумаги (3 на 1 см) и сдуть её.


































13PAGE 15


13PAGE 14215




15