Особенности логопедической работы при дизартрии (из опыта работы)


Дизартрия — нарушение произносительной и просодической стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата
В процессе обследования речи детей каждый логопед сталкивается со случаями «смазанной речи», другими словами «каша во рту». Причин можно выделить несколько:
• слабое речевое дыхание
• нечеткая артикуляция
• ускоренная речь
• поверхностное дыхание
• неумение владеть голосом, как инструментом, что делает речь бедной и невыразительной.
Дети со смазанной речью нуждаются в комплексной помощи(консультация невролога, физиотерапевта, работа логопеда :
1) работа над физиологическим и речевым дыханием;
2) работа над голосом;
3) работа над артикуляцией.
4)развитие мелкой и общей моторики.
Вся работа по постановке звуков определяется индивидуальным подходом и во многом зависит от подготовленности артикуляционных укладов: дорсального, какуминального, альвеолярного.
По мнению Г.В. Чиркиной на I этапе отрабатываются звуки: [а, п, у, м, к, ы, н, х, в, о, т, с, л] и автоматизируются.
На этом этапе планируют дифференциацию: [п-м, м-н, к-х, т-с, а-у-о-ы].
II этап. Отрабатывают: [б, д, з, г, ж, ш, щ, ч, ц, р].
Дифференцируют: [с-з, ш-ж, ц-ч, ч-щ, ч-т'].
При стертой дизартрии коррекцию звуков необходимо начинать с уточнения гласных звуков. Уточняют гласные звуки, желательно в такой последовательности: [э, а, и, ы, о, у]. Добиваются четкой артикуляции. На своих индивидуальных занятиях использую игровые приемы «Тяни ниточку», «Чья дорожка длиннее», «Волшебные клубочки», и др. Задача этого этапа — работа над силой, выразительностью, объемным звучанием голоса. Упражнения «Малыш» А-а-а,
«Гудит паровоз» Уууу — ууу! «Эхо» Эээ, «Мышонок пищит» Иии «Смех» аха-ха..
-374653238500Упражнение «Лесенка»Поём гласные звуки так, как будто голос поднимается и опускается по лесенке (повышение и понижение тона):
----А-а-а!
--- О-о-о!
--Э-эээ и т.д.
Длительность гласных звуков определяет разборчивость речи, темп, мелодико-интонационную окраску, т. к. модулируя голосом по высоте и силе гласные звуки, удается передавать эмоциональный компонент речи. Согласные звуки в основном несут семантическую нагрузку.
Согласные звуки начинают отрабатывать с мягких сонорных звуков, а затем закрепляют их твердые пары: [м'-м, н'-н, j, л'-л, р'-р].
После сонорных звуков уточняют или заново формируют смычно-взрывные звуки: [п'-п, б'-б, т'-т, д'-д, к'-к, г'-г].
Затем уточняют щелевые звуки: [ф'-ф, в'-в].
ЗВУКИ [В], [ВЬ]
Учимся проговаривать слова и предложения:
ВАТА ВОВА Вот вата. У Вити вода.
ВОДА ВИТЯ Вот вода. Вова пил воду.
ВАНЯ ВАННА У Вовы вата. Мама мыла Вову.
ЗВУКИ [Ф], [ФЬ]
Учимся проговаривать слова и предложения:
ФОМА КОФЕ Вот туфли. У мамы туфли.
ФЕДЯ КОФТА Вот кофта. У Феди кофта.
ФИМА ТУФЛИ Папа пил кофе. У Фимы вафли.
Рекомендуется следующий порядок: [с'-с, з'-з, ш-ж, х'-х, щ, ч, ц]. Переднеязычные звуки значительно чаще искажаются при дизартрии, как правило носят межзубные , или боковые искажения.
Рассмотрим пример постановки звука Ш при боковом произношении.
Вся коррекционная работа начинается с выработки правильных артикуляционных укладов при выполнении артикуляционной гимнастики.
Подъем широкого языка – просим ребенка положить язык на верхнюю губу, удержать в указанной позиции, вернуться в исходное положение. Повторить несколько раз. При этом нужно обращать внимание на тремор. Если наблюдается, прекратить выполнение.
Далее продолжать работать над верхнем положением языка — удерживать широкий язык за верхними резцами. Обращать внимание на положение боковых краев языка.
Затем язык заводим несколько назад, вглубь ротовой полости.
Во всех перечисленных выше заданиях необходимо обращать внимание на качество выполнения: удержание положения под заданный счет, количество повторений, состояние мышечного аппарата языка (язык расслабленный, широкий, боковые края активные). Кроме того, нужно проводить упражнения, направленные на выработку плавного переключения языка с одной позиции на другую. Такая последовательность в выборе звуков для коррекционной работы объясняется рядом факторов:
— прежде всего, последовательностью формирования звуков в онтогенезе;
— возможностью опираться на зрительный контроль, на кинестетические ощущения;
— опорой на тактильно-вибрационный контроль. Кроме того, предусматривается постепенный переход от простых артикуляций к более трудным.
Проблемный звук не называем, а просим «пошипеть, как сердитый гусь, как осенний ветер, как змейка, формируем целенаправленную теплую воздуха.
При попытке поставить звук от артикуляционного уклада ребенок возвращается к своему искаженному варианту, в таких случаях использую логопедические индивидуальные шпатели, или чайную ложку. Несколько приподняв кончик языка , прошу ребенка произнести звук «т» и подуть на язычок точно вперед (воздушную струйку отрабатываю очень тщательно, добиваясь целенаправленности, силы, точности. Помощниками служат игры и пособия для развития воздушной струи «Остуди чай», «Сдуй снежинку», «Подуй на осенние листики», «Воздушный футбол», «Фокус», затем упражнение «Цветок» Поработать над силой и продолжительностью выдоха, постепенно наращивая фразы. АХ! АХ, пахнет! АХ, как пахнет! Ах, как пахнет цветок!
Побуждаю ребенка к произвольному выдоху,
Игра "Султанчики» (султанчик легко изготовить из яркой фольги или новогодней мишуры. привязав ее к карандашу, предлагаю ребенку подуть на султанчик
76898527241500Формирую произвольный выдох.
Игра «Занавесочка». Ребенок дует на бахрому, выполненную из папиросной бумаги. Предлагаемая инструкция: «Подуй на занавесочку, за ней сюрприз» (маленькая игрушка).
Учу продолжительному ротовому выдоху.
Игра «Бабочка, лети». Ребенок дует на бабочку, привязанную к нитке
Формирую длительный произвольный выдох.
Игра «Кораблики»: Предлагаю подуть на легкий бумажный или пластмассовый кораблик в тазике с водой
Формирую длительный целенаправленный ротовой выдох.
Упражнение «Загоним мяч в ворота»: используя бумажный или выполненный из ваты «мячик», ребенок дует на него, перекатывая по столу.
Далее переходим к закреплению позиции языка и произношения на уровне слогов, продолжая помогать черенком ложки, или шпателем.
Параллельно развиваем фонематический слух: выделяем заданный звук в изолированном виде, на уровне слогов и слов. Использую игры «Поймай звук», «Хлопни, если услышишь звук», «Ушки на макушке» и др. Поняв, что ребенок может удержать язык в нужном положении, прошу произнести его звук «ш» в чистом виде, знакомлю с графическим изображением, составляем букву из палочек, копируем, обводим, штрихуем, выкладываем из пуговиц, шнурков, и мн.др..
Следующим этапом в коррекции произношения — автоматизация звука без использования ложки на уровне слогов и слоговых цепочек. Примеры слогов: открытые, закрытые, со стечением согласных. Повторение слоговых цепочек, содержащие звук «ш»,
Вся дальнейшая работа не только автоматизация произношения, но и развитие фонематического слуха . Кроме того, целесообразно вести работу над ритмом — проговаривать слоги с выделением интонационно одного из них. Вариант игры «Телеграф»
Автоматизация звука «ш» на уровне слов. Отрабатываем произношение звука в начале слова, в конце, середине слова, при стечении с согласными. Параллельно веду работу над развитием фонематических процессов, навыков слогового и звука-буквенного анализа и синтеза. «Домики слов», «Крышечки» и др.
Когда проблемный звук автоматизирован на уровне слов, перехожу к постановке звука «ж». Дальнейший алгоритм работы над звуком такой же, как и при работе со звуком «ш». Обращаем внимание ребенка на различия произносительных и акустических признаков.
Следует отвести достаточное количество занятий на закрепление произношения на уровне связной речи: предложение, рассказ. Учу детей анализировать предложение : количество слов, наличие предлогов, последовательность слов в предложении , работаю с деформированным текстом и предложением, использую в работе схему предложения, метод «фишек», предлагаю отшагать предложение, или отхлопать. А при делении слов на слоги, использую игровое упражнение «Послушные ладошки».В определении положения заданного звука в слове помогают звуковые домики, звуковые паровозики.