Методическая разработка Нетрадиционные формы урока как средство повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка

Нетрадиционные формы урока
как средство повышения мотивации учащихся
к изучению иностранного языка
(из сборника "Современный урок - 2012", подготовленного районным методическим кабинетом отдела образования в рамках муниципальной программы "Диссеминация инновационного опыта в системе образования Переволоцкого района на 2010-2015 гг.")
Автор опыта:
Жигулина Евгения Викторовна
учитель английского языка
МБОУ «СОШ №2 п.Переволоцкий Переволоцкого района Оренбургской области»

Сущность опыта заключается в применении учителем нетрадиционных форм урока, которые способствуют формированию положительной мотивации к обучению и  активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках.

Новизна – Создание системы уроков нетрадиционной формы на всех уровнях обучения.

Главное – Применение технологии модерации, ИКТ, игровых технологий, технологии развития критического мышления.

Доступность – Система может быть использована при организации учебного процесса общеобразовательных школ на разных этапах обучения.

Результативность – применение данной системы обеспечило повышение мотивации у учащихся на всех этапах обучения, активизировалась познавательная деятельность, что повлияло на уровень успеваемости. Учащиеся всех классов принимают активное участие в подготовке нетрадиционных уроков в классах разных возрастных групп, во внеклассных мероприятиях, творческих конкурсах, олимпиадах, где неоднократно занимали призовые места.

Вопросам повышения мотивации, сохранения и развития у учащихся интереса к предмету «иностранный язык» уделяется большое внимание, как в психологии, так  и в методике обучения этому предмету.
  Формирование положительной мотивации должно рассматриваться учителем как специальная задача. Как правило, мотивы связаны с познавательными интересами учащихся, потребностью в овладении новыми  знаниями, навыками, умениями. Но первая и естественная потребность изучающих иностранный язык – коммуникация. Для организации благоприятного климата, ориентирующего учащихся на коммуникацию, необходимо выбирать такие формы урока, которые будут стимулировать деятельность учащихся.
Опыт  преподавателей и исследования педагогов-новаторов показали, что именно нетрадиционные формы проведения уроков поддерживают интерес учащихся к предмету и повышают мотивацию учения.
Процесс обучения и воспитания учащихся строю на основе принципов гуманистической педагогики, восприятия обучающегося  как личности, учитывая его психические, возрастные и индивидуальные особенности. На своих уроках создаю оптимальные условия для развития личности каждого ученика. Свою педагогическую деятельность строю через решение следующих задач:
формировать у учащихся прочные знания, необходимые для понимания иностранного   языка, для использования их  в  реальной жизни;
развивать интеллектуальные способности учащихся, их   творческий потенциал, самостоятельное  мышление;
воспитывать уважение к чужой культуре, традициям, повышать       культурный уровень учащихся посредством иностранного языка.
Успех обучения и отношение учащихся к предмету во многом зависят от того, насколько интересно и эмоционально учитель проводит уроки. Чем более уместно использует учитель игровые приемы, наглядность, разнообразие форм работы, тем интереснее проходят уроки, прочнее усваивается материал. Я нахожусь в постоянном поиске, цель которого  - найти новые формы и приемы, позволяющие слить в единый процесс работу по образованию, развитию и воспитанию учащихся на всех этапах обучения. Учителям необходимо реализовать концепцию, которая предполагает необходимость обеспечения учащихся прочными знаниями материала программы с одновременным осуществлением разноаспектного развития и формирования личности каждого обучаемого –  с учетом его индивидуальных способностей и возможностей.
Пути и способы реализации этих принципов должны быть в значимой степени творческими, нетрадиционными и в то же время  эффективными.

Технология опыта – Нетрадиционные формы урока английского языка реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или несколько тем, выполняя функции обучающего контроля. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Нетрадиционные формы урока иностранного языка осуществляются при обязательном участии всех учеников группы, а также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности. На таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера, которые можно суммировать следующим образом:
осуществляется контроль знаний, навыков и умений учащихся по определенной теме;
обеспечивается деловая, рабочая атмосфера, серьезное отношение учащихся к уроку;
предусматривается максимальное участие  в уроке.
   Высоко эффективными, реализующими нетрадиционные формы обучения, развития и воспитания учащихся являются:
урок – игра;
урок – экскурсия;
урок – презентация;
путешествие;
урок – праздник;
интегрированный урок;
билингвальные  мероприятия. 

На протяжении нескольких лет практикую нетрадиционные  уроки с использованием ИКТ, что позволяет:
стимулировать интерес учащихся  к  изучению иностранного языка,
способствовать развитию познавательного и  коммуникативного интереса,
стремления к самостоятельной работе по овладению иностранным языком как на уроке, так и во внеурочное время,  
позволяет дифференцировать обучение и служит одним учащимся для ликвидации пробелов в знаниях, а другим для расширения своих знаний,
способствует более глубокому и осознанному восприятию нового материала,
формирует  навык интегрированного применения знаний иностранного языка и других предметов.
 
Существует, безусловно, множество нестандартных форм работы учителя, активизирующих внимание, а значит, и интерес школьников к иностранному языку. Одной из них я считаю работу над фильмом, которую успешно практикую уже несколько лет. Это эффективная форма учебной деятельности, которая не только активизирует внимание ребят, но и способствует совершенствованию их навыков аудирования и говорения, так как зрительная опора звучащего с экрана иноязычного звукового ряда помогает более полному и точному пониманию его смысла.
Интерес к фильму повышает интерес ребят к английскому языку, что подтверждает их очевидное стремление стать активными участниками моделируемых учителем условно-речевых ситуаций, направленных на выполнение различных грамматических  упражнений коммуникативной ориентации для отработки в речи учащихся изучаемых явлений английского языка.
 Психологические особенности воздействия учебных видеофильмов на учащихся способствует интенсификации учебного процесса и создает благоприятные условия для формирования коммуникативной компетенции учащихся.
 В наше время, когда все шире и шире развиваются связи между разными странами и народами, знакомство с русской национальной культурой становится необходимым элементом процесса обучения иностранного языка. Ученик должен уметь провести экскурсию по городу, селу, рассказать иностранным гостям о самобытности русской культуры и т.д. принцип диалога культур предполагает использование культуроведческого материала о родной стране, который позволяет развивать культуру представления родной страны, а также формировать представления о культуре стран изучаемого языка. Сознавая стимулирующую силу страноведческой и культурологической мотивации, стремлюсь развивать у учащихся познавательные потребности путем нетрадиционного проведения урока. Урок – экскурсия с использованием  информационно – коммуникационных технологий поможет познакомиться с прекрасными ландшафтами, историческими и культурными традициями, достопримечательностями. Что ещё нужно, чтобы почувствовать себя частью английской культуры  и испытать те же чувства, которые испытывают жители столь удивительных мест?
Весьма интересной и плодотворной формой проведения уроков является урок-игра. Эта форма урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих в англоязычных странах и развивает у школьников способности к иноязычному общению, позволяющих участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации

Результативность работы по использованию нетрадиционных форм уроков.
 Подводя итог, можно сказать, что нетрадиционный урок – органичное сочетание образования, развития и воспитания. Нетрадиционные уроки нравятся обучающимся , т.к. они творческие и необычные, а самое главное – эффективные. Но не следует слишком часто проводить нетрадиционные уроки, т.к. они станут традиционными и уровень эффективности снизится.
   Их главным достоинством является развитие и совершенствование социокультурной компетенции учащихся, расширение по сравнению с базовым уровнем знаний о культурном наследии стран изучаемого языка.
    Достаточно высок развивающий и воспитывающий потенциал нетрадиционных форм организации учебной деятельности учащихся.
В 2011-2012гг. мною были проведены такие уроки в нетрадиционной форме:
- мультурок – викторина (110-летию У.Диснея) (2 класс)
- урок – праздник “Happy Birthday” (3 класс)
- урок – КВН «Путешествие к зарубежному другу» (3 класс)
- интеллектуальный марафон (4 класс)
- урок – сюжетно-ролевая игра «Неизведанная земля» (5 класс)
- урок – путешествие «Learning more about London» (5 класс)
- урок – игра «Магическая пятерка» (6 класс)
- бинарный урок «Имя прилагательное» (6 класс)
- лексико-грамматическая игра «Do you know English well?» (9 класс)
- урок – игра «Ключи от форта «Боярд» (7-8 класс)
- урок – игра «Счастливый случай» (10-11 класс)
- фестиваль английской песни (5-11 класс) и мн.др.









Приложение 1

Жигулина Евгения Викторовна, учитель английского языка
МБОУ "СОШ № 2 п. Переволоцкий" Переволоцкого района Оренбургской области




Ађ Заголовок 115